(Действующий) Правила ЕЭК ООН N 13"Единообразные предписания, касающиеся...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
4.5.1 механическое транспортное средство, оснащенное антиблокировочной системой, для которой предусмотрено упомянутое в пункте 4.5 выше устройство отключения или изменения режима управления, удовлетворяет всем соответствующим предписаниям приложения 10 к настоящим Правилам;
4.5.2 водитель информируется об отключении антиблокировочной системы или об изменении режима ее управления визуальным предупреждающим сигналом; для этой цели может использоваться желтый сигнал, предупреждающий о выходе из строя антиблокировочной системы и указанный в пункте 5.2.1.29.1.2.
Предупреждающий сигнал может быть постоянным или мигающим;
4.5.3 антиблокировочная система автоматически подключается/ возвращается в режим "движение по дороге", когда устройство зажигания (пусковое устройство) вновь установлено в положении "ВКЛЮЧЕНО" (рабочий режим);
4.5.4 в предусмотренных изготовителем инструкциях по эксплуатации транспортного средства должны указываться предписания, предупреждающие водителя о последствиях ручного отключения антиблокировочной системы или изменения режима ее управления;
4.5.5 устройство, упомянутое в пункте 4.5 выше, может отключать/изменять режим управления антиблокировочной системой прицепа при отключении/изменении режима управления антиблокировочной системой транспортного средства-тягача. Отдельное устройство для прицепа не допускается.
4.6 Транспортные средства, оборудованные встроенной системой замедления без тормозов, также оснащаются антиблокировочной системой, по крайней мере на рабочих тормозах оси, на которую воздействует эта система замедления, и на самой системе замедления без тормозов, и должны отвечать соответствующим предписаниям настоящего приложения.

5. Особые предписания, касающиеся механических транспортных средств

5.1 Потребление энергии
Механические транспортные средства, оборудованные антиблокировочными системами, должны сохранять эффективность торможения при полном приведении в действие органа управления рабочего тормоза в течение продолжительного времени. Соответствие данному предписанию проверяют с помощью следующих испытаний:
5.1.1 Процедура испытания
5.1.1.1 Начальный уровень энергии в накопителе (накопителях) должен соответствовать величине, указанной изготовителем. Этот уровень должен быть по крайней мере таким, чтобы обеспечивалась эффективность торможения, предписанная для рабочих тормозов транспортного средства в груженом состоянии.
Накопитель (накопители) энергии для вспомогательных пневматических устройств отключают.
5.1.1.2 При начальной скорости не менее 50 км/ч на поверхности, имеющей коэффициент сцепления не более 0,3*(6), тормоза груженого транспортного средства полностью приводят в действие на время t, в течение которого регистрируют энергию, поглощаемую колесами, которые не являются непосредственно управляемыми, причем все непосредственно управляемые колеса остаются под контролем антиблокировочной системы.
5.1.1.3 Затем выключают двигатель транспортного средства или прекращают подачу питания накопителя (накопителей) энергии привода.
5.1.1.4 На остановленном транспортном средстве четыре раза подряд нажимают до отказа педаль рабочего тормоза.
5.1.1.5 При пятом нажатии на педаль тормоза должна обеспечиваться возможность торможения транспортного средства с эффективностью, предписанной для аварийного торможения груженого транспортного средства.
5.1.1.6 В ходе испытаний механического транспортного средства, которому разрешается буксировать прицеп, оборудованный пневматической тормозной системой, питающий трубопровод перекрывают, а к пневматической управляющей магистрали, если таковая имеется, подключают накопитель емкостью 0,5 л (в соответствии с пунктом 1.2.2.3 раздела A приложения 7 к настоящим Правилам). При пятом нажатии, как это предусмотрено в пункте 5.1.1.5 выше, уровень энергии в пневматической управляющей магистрали не должен опускаться ниже половины величины, полученной после первого полного нажатия на тормоз при первоначальном уровне энергии.
5.1.2 Дополнительные предписания
5.1.2.1 Коэффициент сцепления дорожной поверхности измеряют на испытываемом транспортном средстве в соответствии с методом, описанным в пункте 1.1 добавления 2 к настоящему приложению.
5.1.2.2 Испытание на торможение проводят с выключенным сцеплением, когда двигатель работает на холостом ходу, на груженом транспортном средстве.
5.1.2.3 Время торможения t определяют по формуле:
(t должно составлять не менее 15 секунд),
где t выражается в секундах, а представляет собой максимальную конструктивную скорость транспортного средства, выраженную в км/ч, причем верхний предел составляет 160 км/ч.
5.1.2.4 Если за один цикл торможения невозможно уложиться во время t, то производят несколько циклов торможения, причем максимальное число циклов не должно превышать четырех.
5.1.2.5 Если проводят несколько циклов испытания, то в промежутках между этими циклами подпитки от источника энергии не допускается.
Начиная со второго цикла может учитываться, когда это применимо, для второго, третьего и четвертого циклов испытания, предписанного в пункте 5.1.1 настоящего приложения, потребление энергии, соответствующее первоначальному нажатию на педаль тормоза, путем вычитания количества потребленной энергии за одно полное нажатие на педаль тормоза из количества энергии за четыре полных нажатия, предусмотренных в пункте 5.1.1.4 (а также пунктах 5.1.1.5, 5.1.1.6 и 5.1.2.6) настоящего приложения.
5.1.2.6 Считается, что параметры, предписанные в пункте 5.1.1.5 настоящего приложения, соблюдаются, если на остановленном транспортном средстве после четвертого нажатия на тормоз уровень энергии в накопителе (накопителях) превышает уровень энергии, обеспечивающий аварийное торможение груженого транспортного средства, или равняется этому уровню.
5.2 Использование силы сцепления
5.2.1 При использовании силы сцепления в антиблокировочной системе учитывается фактическое возрастание тормозного пути по сравнению с его минимальной теоретической величиной. Антиблокировочная система считается удовлетворяющей требованиям, если выполняется условие , где - реализуемое сцепление, определение которого приведено в пункте 1.2 добавления 2 к настоящему приложению.
5.2.2 Коэффициент реализуемого сцепления измеряют при начальной скорости 50 км/ч на дорожном покрытии, имеющем коэффициент сцепления в пределах от не более 0,3*(6) до приблизительно 0,8 (сухая дорога). Для устранения влияния перепадов температур в тормозной системе рекомендуется сначала определять величину , а затем коэффициент k.
5.2.3 Процедура испытания для определения коэффициента сцепления (k) и формулы расчета реализуемой силы сцепления должны соответствовать процедуре и формулам, содержащимся в добавлении 2 к настоящему приложению.
5.2.4 Использование силы сцепления в антиблокировочной системе проверяют на комплектных транспортных средствах, оборудованных антиблокировочными системами категории 1 или 2. В случае транспортных средств, оборудованных антиблокировочными системами категории 3, настоящему предписанию должна (должны) соответствовать лишь ось (оси), имеющая (имеющие) по крайней мере одно непосредственно управляемое колесо.
5.2.5 Соблюдение условия проверяют с использованием транспортного средства как в груженом, так и в порожнем состоянии*(7).
Испытание транспортного средства в груженом состоянии на поверхности с высоким коэффициентом сцепления может не проводиться, если предписанное усилие, прилагаемое к органу управления тормозной системы, не позволяет обеспечить полное срабатывание антиблокировочной системы.
При испытании в порожнем состоянии регулирующее усилие может быть увеличено до 100 даН, если при воздействии на орган управления с максимальным усилием*(8) антиблокировочная система срабатывает не полностью. Если величина в 100 даН недостаточна для включения системы, то это испытание может не проводиться. Для целей данного испытания в случае пневматических тормозных систем давление воздуха не должно превышать давления в отключенном состоянии.
5.3 Дополнительные проверки
При отключенном двигателе груженого и порожнего транспортного средства осуществляют следующие дополнительные проверки:
5.3.1 Колеса, непосредственно управляемые антиблокировочной системой, не должны блокироваться, когда на дорогах с покрытием, указанным в пункте 5.2.2 настоящего приложения, при начальной скорости 40 км/ч и при высокой начальной скорости, указанной в таблице ниже*(9),*(10), к педали тормозной системы резко прилагается максимальное усилие*(8):
Категория транспортного средства
Максимальная скорость при испытании
Поверхность с высоким коэффициентом сцепленияВсе категории, кроме транспортных средств категорий и в груженом состоянии0,8  км/ч
Транспортные средства категорий и в груженом состоянии0,8  км/ч
Поверхность с низким коэффициентом сцепления 0,8  км/ч
, кроме тягачей для полуприцепов0,8  км/ч
Тягачи категорий и для полуприцепов0,8  км/ч
5.3.2 Если происходит переход оси от поверхности с высоким сцеплением к поверхности с низким сцеплением при и *(11) и если при этом к органу управления прилагают максимальное усилие*(8), то непосредственно управляемые колеса не должны блокироваться. Скорость движения и момент приведения в действие тормоза рассчитывают таким образом, чтобы при полностью включенной антиблокировочной системе на поверхности с высоким сцеплением переход от одной поверхности к другой происходил в условиях, определенных в пункте 5.3.1 настоящего приложения*(10).
5.3.3 Если происходит переход транспортного средства от поверхности с низким сцеплением к поверхности с высоким сцеплением при и *(11) и если к органу управления прилагают максимальное усилие*(8), то коэффициент замедления транспортного средства должен увеличиваться до соответствующего высокого значения в течение разумного периода времени, а транспортное средство не должно отклоняться от своей первоначальной траектории. Скорость движения и момент приведения в действие тормоза рассчитывают таким образом, чтобы при полностью включенной антиблокировочной системе на поверхности с низким сцеплением переход от одной поверхности к другой происходил на скорости около 50 км/ч.
5.3.4 В случае транспортных средств, оборудованных антиблокировочными системами категории 1 или 2, когда правое и левое колеса транспортного средства находятся на поверхностях с различным коэффициентом сцепления ( и ) при и *(11), блокировки непосредственно управляемых колес не допускается, когда при скорости 50 км/ч к органу управления резко прилагают максимальное усилие*(8).
5.3.5 Кроме того, коэффициент торможения груженых транспортных средств, оборудованных антиблокировочными системами категории 1, должен - в соответствии с условиями, содержащимися в пункте 5.3.4 выше, - удовлетворять предписаниям добавления 3 к настоящему приложению.
5.3.6 Однако при проведении испытаний, предусмотренных в пунктах 5.3.1, 5.3.2, 5.3.3, 5.3.4 и 5.3.5 настоящего приложения, допускается кратковременная блокировка колес. Кроме того, блокировка колес допускается в том случае, если скорость транспортного средства ниже 15 км/ч; аналогичным образом, допускается блокировка косвенно управляемых колес при любой скорости, но устойчивость и управляемость транспортного средства при этом не должны нарушаться.
5.3.7 При испытаниях, предусмотренных в пунктах 5.3.4 и 5.3.5 настоящего приложения, допускается коррекция движения с помощью рулевого управления при условии, что угол поворота рулевого колеса не превышает 120° в течение первых 2 секунд и не превышает 240° в целом. Кроме того, в начале этих испытаний продольное среднее сечение транспортного средства должно проходить через границу между поверхностями с высоким и низким сцеплением, а в ходе испытания ни одна (наружная) часть шин не должна пересекать эту границу*(7).

6. Особые предписания, касающиеся прицепов

6.1 Потребление энергии
Прицепы, оборудованные антиблокировочными системами, должны быть сконструированы таким образом, чтобы даже при полном нажатии на орган управления рабочей тормозной системы в течение определенного времени транспортное средство обладало уровнем энергии, позволяющим обеспечить его остановку на разумном расстоянии.