(Действующий) Правила ЕЭК ООН N 13"Единообразные предписания, касающиеся...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
1.2 Известные в настоящее время антиблокировочные системы состоят из одного или нескольких датчиков, регуляторов и модуляторов. Любое устройство иной конструкции, которое может использоваться в будущем, или функция антиблокировки тормозов, которая включена в другую систему, рассматриваются в качестве антиблокировочной системы по смыслу настоящего приложения и приложения 10 к настоящим Правилам, если их характеристики будут соответствовать характеристикам, предписанным в настоящем приложении.

2. Определения

2.1 "Антиблокировочная система" - это элемент рабочей тормозной системы, который во время торможения автоматически регулирует степень скольжения одного или нескольких колес транспортного средства в направлении его (их) вращения.
2.2 "Датчик" означает элемент, предназначенный для определения и передачи регуляторам информации, касающейся условий вращения колес(а) или динамических условий движения транспортного средства.
2.3 "Регулятор" означает элемент, предназначенный для оценки данных, передаваемых датчиком (датчиками), и передачи соответствующего сигнала модулятору.
2.4 "Модулятор" означает элемент, предназначенный для изменения тормозного (тормозных) усилия (усилий) в зависимости от сигнала, полученного от регулятора.
2.5 "Непосредственно управляемое колесо" означает колесо, к которому прилагается тормозное усилие, величина которого изменяется в зависимости от сигнала, подаваемого по крайней мере установленным на нем же датчиком*(1).
2.6 "Косвенно управляемое колесо" означает колесо, к которому прилагается тормозное усилие, величина которого изменяется в зависимости от сигнала, подаваемого датчиком (датчиками), установленным(и) на другом колесе (других колесах)*(1).
2.7 "Непрерывная цикличность" означает, что антиблокировочная система непрерывно модулирует тормозное усилие, с тем чтобы предотвратить блокировку непосредственно управляемых колес. Торможение, при котором модуляция происходит только один раз во время остановки, не рассматривается в качестве выполнения требования, предусмотренного этим определением.
В случае прицепов с пневматическими тормозными системами работа антиблокировочного устройства тормозов в режиме непрерывной цикличности обеспечивается только в том случае, когда давление на любом приводе тормоза непосредственно управляемого колеса на 100 кПа превышает максимальное давление в режиме цикличности на протяжении данного испытания. Давление в питающем трубопроводе не может превышать 800 кПа.

3. Типы антиблокировочных систем

3.1 Считается, что механическое транспортное средство оборудовано антиблокировочной системой по смыслу пункта 1 приложения 10 к настоящим Правилам, если на нем установлена одна из следующих систем:
Транспортное средство, оборудованное антиблокировочной системой категории 1, должно отвечать всем соответствующим предписаниям настоящего приложения.
3.1.2 Антиблокировочная система категории 2
Транспортное средство, оборудованное антиблокировочной системой категории 2, должно отвечать всем соответствующим требованиям настоящего приложения, за исключением предписаний пункта 5.3.5.
3.1.3 Антиблокировочная система категории 3
Транспортное средство, оборудованное антиблокировочной системой категории 3, должно отвечать всем соответствующим требованиям настоящего приложения, за исключением предписаний пунктов 5.3.4 и 5.3.5. На таких транспортных средствах каждая отдельная ось (или группа осей), не имеющая, по крайней мере одного непосредственно управляемого колеса, должна отвечать требованиям в отношении реализуемого сцепления и последовательности блокировки колес, содержащимся в приложении 10 к настоящим Правилам, в том что касается соответственно коэффициента торможения и нагрузки. Соответствие этим предписаниям может быть установлено на дороге с высоким или низким коэффициентом сцепления (приблизительно 0,8 и максимум 0,3) путем модулирования усилия, прилагаемого к педали рабочего тормоза.
3.2 Считается, что прицеп оборудован антиблокировочной системой по смыслу пункта 1 приложения 10 к настоящим Правилам, если этой антиблокировочной системой непосредственно управляются по крайней мере два колеса с противоположных сторон транспортного средства и непосредственно или косвенно все остальные колеса. В случае полных прицепов антиблокировочной системой должны непосредственно управляться по крайней мере два колеса на одной передней оси и два колеса на одной задней оси - при этом каждая из этих осей должна иметь по крайней мере один независимый модулятор - и непосредственно или косвенно все остальные колеса. Кроме того, прицеп, оснащенный антиблокировочной системой, должен отвечать одному из следующих требований:
3.2.1 Антиблокировочная система категории A
Прицеп, оснащенный антиблокировочной системой категории A, должен отвечать всем соответствующим предписаниям настоящего приложения.
3.2.2 Антиблокировочная система категории B
Прицеп, оснащенный антиблокировочной системой категории B, должен отвечать всем соответствующим предписаниям настоящего приложения, за исключением пункта 6.3.2.

4. Общие предписания

4.1 Водитель транспортного средства должен предупреждаться специальным визуальным сигналом о неисправностях в электрическом приводе управления антиблокировочной тормозной системы*(2), которые влияют на функциональные и эксплуатационные характеристики системы, предписанные в настоящем приложении. Для этой цели должен использоваться желтый предупреждающий сигнал, указанный в пункте 5.2.1.29.1.2.
4.1.1 Сбои в работе датчика, которые не могут быть установлены при статических условиях, должны обнаруживаться не позднее того момента, когда скорость транспортного средства превысит 10 км/ч*(3). Однако для предотвращения подачи ложного сигнала, когда датчик не реагирует на скорость из-за того, что колесо находится в неподвижном состоянии, проверка может задерживаться, но сбой должен обнаруживаться не позднее того момента, когда скорость транспортного средства превысит 15 км/ч.
4.1.2 При включении антиблокировочной системы на неподвижном транспортном средстве электрически регулируемый (регулируемые) пневмоклапан (ы) модулятора должен (должны) сработать по крайней мере один раз.
4.2 Механические транспортные средства, оснащенные антиблокировочной системой и допущенные к буксировке прицепов, оснащенных такой системой, должны быть оборудованы отдельным визуальным сигнальным устройством для антиблокировочной системы прицепа, которое должно отвечать предписаниям пункта 4.1 настоящего приложения. Для этой цели используют отдельные желтые предупреждающие сигналы, указанные в пункте 5.2.1.29.2, которые приводятся в действие с помощью пятиштырькового электрического соединителя, соответствующего требованиям ISO 7638:2003*(4).
4.3 В случае неисправностей, указанных в пункте 4.1 выше, применяют следующие предписания:
Механические транспортные средства: остаточная эффективность торможения должна соответствовать эффективности, предписанной для рассматриваемого транспортного средства в случае неисправности части привода рабочей тормозной системы, как это определено в пункте 5.2.1.4 настоящих Правил. Это требование не считается отступлением от предписаний, касающихся аварийного торможения.
Прицепы: остаточная эффективность торможения должна соответствовать эффективности, определенной в пункте 5.2.2.15.2 настоящих Правил.
4.4 Магнитные или электрические поля не должны снижать эффективности антиблокировочной системы. Это требование считается выполненным, если соблюдаются положения поправок серии 02 к Правилам N 10.
4.5 Устройство ручного отключения или изменения режима управления*(5) антиблокировочной системы может устанавливаться только на механических транспортных средствах повышенной проходимости категорий и ; в тех случаях, когда устройство устанавливается на транспортном средстве категории и , должны соблюдаться следующие условия:
4.5.1 механическое транспортное средство, оснащенное антиблокировочной системой, для которой предусмотрено упомянутое в пункте 4.5 выше устройство отключения или изменения режима управления, удовлетворяет всем соответствующим предписаниям приложения 10 к настоящим Правилам;
4.5.2 водитель информируется об отключении антиблокировочной системы или об изменении режима ее управления визуальным предупреждающим сигналом; для этой цели может использоваться желтый сигнал, предупреждающий о выходе из строя антиблокировочной системы и указанный в пункте 5.2.1.29.1.2.
Предупреждающий сигнал может быть постоянным или мигающим;
4.5.3 антиблокировочная система автоматически подключается/ возвращается в режим "движение по дороге", когда устройство зажигания (пусковое устройство) вновь установлено в положении "ВКЛЮЧЕНО" (рабочий режим);
4.5.4 в предусмотренных изготовителем инструкциях по эксплуатации транспортного средства должны указываться предписания, предупреждающие водителя о последствиях ручного отключения антиблокировочной системы или изменения режима ее управления;
4.5.5 устройство, упомянутое в пункте 4.5 выше, может отключать/изменять режим управления антиблокировочной системой прицепа при отключении/изменении режима управления антиблокировочной системой транспортного средства-тягача. Отдельное устройство для прицепа не допускается.
4.6 Транспортные средства, оборудованные встроенной системой замедления без тормозов, также оснащаются антиблокировочной системой, по крайней мере на рабочих тормозах оси, на которую воздействует эта система замедления, и на самой системе замедления без тормозов, и должны отвечать соответствующим предписаниям настоящего приложения.

5. Особые предписания, касающиеся механических транспортных средств

5.1 Потребление энергии
Механические транспортные средства, оборудованные антиблокировочными системами, должны сохранять эффективность торможения при полном приведении в действие органа управления рабочего тормоза в течение продолжительного времени. Соответствие данному предписанию проверяют с помощью следующих испытаний:
5.1.1 Процедура испытания
5.1.1.1 Начальный уровень энергии в накопителе (накопителях) должен соответствовать величине, указанной изготовителем. Этот уровень должен быть по крайней мере таким, чтобы обеспечивалась эффективность торможения, предписанная для рабочих тормозов транспортного средства в груженом состоянии.
Накопитель (накопители) энергии для вспомогательных пневматических устройств отключают.
5.1.1.2 При начальной скорости не менее 50 км/ч на поверхности, имеющей коэффициент сцепления не более 0,3*(6), тормоза груженого транспортного средства полностью приводят в действие на время t, в течение которого регистрируют энергию, поглощаемую колесами, которые не являются непосредственно управляемыми, причем все непосредственно управляемые колеса остаются под контролем антиблокировочной системы.
5.1.1.3 Затем выключают двигатель транспортного средства или прекращают подачу питания накопителя (накопителей) энергии привода.
5.1.1.4 На остановленном транспортном средстве четыре раза подряд нажимают до отказа педаль рабочего тормоза.
5.1.1.5 При пятом нажатии на педаль тормоза должна обеспечиваться возможность торможения транспортного средства с эффективностью, предписанной для аварийного торможения груженого транспортного средства.