Действующий
5.6.2.4 По меньшей мере один аварийный выход должен быть расположен соответственно в задней или в передней стенке транспортного средства. Для транспортных средств класса I и транспортных средств, задняя часть которых наглухо отделена от пассажирского салона, это требование выполняют в том случае, если в крыше оборудован аварийный люк.
5.6.2.5 Выходы, расположенные с одной и той же стороны транспортного средства, должны равномерно размещаться вдоль его длины.
5.6.2.6 Разрешается устройство двери в задней стенке транспортного средства при условии, что она не является служебной.
5.6.2.7 При наличии аварийных люков они должны размещаться следующим образом: если имеется только один люк, то он должен устраиваться в средней трети транспортного средства; при наличии двух люков расстояние между ближайшими краями отверстий, измеренное по линии, параллельной продольной оси транспортного средства, должно быть не менее 2 м.
5.6.3 Минимальные размеры
5.6.3.1 Для выходов различных типов должны соблюдаться минимальные размеры, обеспечивающие свободный проход в соответствии с таблицей 5.6.
5.6.4 Технические требования в отношении служебных дверей
5.6.4.1 Каждая служебная дверь должна легко открываться изнутри и снаружи транспортного средства, находящегося на стоянке (данное условие не является обязательным для движущегося транспортного средства). Однако это требование не должно толковаться как исключающее возможность запирания дверей снаружи при условии, что двери всегда можно открыть изнутри.
5.6.4.2 Каждый орган управления или устройство, служащее для открывания дверей снаружи, должно размещаться на высоте не выше 180 см от поверхности дороги на снаряженном транспортном средстве, стоящем на ровной поверхности.
5.6.4.3 Каждая открываемая и закрываемая вручную одинарная служебная дверь, предназначенная для навешивания на петлях или шарнирах, должна навешиваться таким образом, чтобы при ее соприкосновении в открытом положении с неподвижным объектом при движении транспортного средства вперед она стремилась закрыться.
5.6.4.4 Если открываемая вручную служебная дверь оборудована английским замком, то он должен быть двухпозиционного типа.
5.6.4.5 На внутренней стороне служебной двери не должно быть никаких устройств, предназначенных для закрытия внутренних ступенек, когда дверь находится в закрытом положении.
5.6.4.6 Если непосредственная обзорность является недостаточной, то должны устанавливаться оптические или другие устройства, позволяющие водителю со своего сиденья видеть пассажиров, находящихся в непосредственной близости внутри и снаружи от каждой служебной двери, за исключением автоматических служебных дверей.
5.6.4.7 Каждая служебная дверь, открывающаяся вовнутрь транспортного средства, должна быть сконструирована таким образом, чтобы при нормальной работе она не могла причинить вреда пассажирам. При необходимости должны быть установлены соответствующие защитные устройства.
5.6.4.8 Если служебная дверь расположена в непосредственной близости от двери туалета или другого внутреннего отделения, то служебная дверь должна быть оборудована устройством, предотвращающим ее непреднамеренное открытие. Однако это условие не применяют, если служебная дверь запирается автоматически при движении транспортного средства со скоростью более 5 км/ч.
5.6.4.9 Служебная дверь в любом открытом положении не должна мешать использованию любого обязательного выхода или затруднять к нему необходимый доступ.
5.6.5 Дополнительные технические требования в отношении служебных дверей с механическим приводом
5.6.5.1 В чрезвычайных обстоятельствах каждая служебная дверь с механическим приводом должна, когда транспортное средство находится на стоянке (но не обязательно для движущегося транспортного средства), открываться изнутри и в незапертом состоянии - снаружи при помощи органов управления, которые несмотря на то, функционирует ли источник энергии:
5.6.5.1.1 работают независимо от всех других органов управления;
5.6.5.1.2 размещаются на двери или на расстоянии не более 300 мм от нее на высоте не более 1600 мм над первой ступенькой, если органы управления расположены внутри;
5.6.5.1.3 могут быть легко видимы и четко различимы при приближении к двери и нахождении перед дверью;
5.6.5.1.4 могут включаться человеком, стоящим непосредственно перед дверью;
5.6.5.1.5 открывают дверь или обеспечивают легкое открытие двери вручную;
5.6.5.1.6 могут быть защищены приспособлением, легко снимаемым или разбиваемым с целью доступа к аварийному органу управления; водитель должен быть извещен звуковым или визуальным сигналом о включении аварийного органа управления или снятии с него защитной крышки;
5.6.5.1.7 должны быть устроены таким образом, что после их включения для открытия двери и возвращения в нормальное положение последние не закрывались вновь до тех пор, пока водитель не включит закрывающий орган управления в случае, когда дверь, открываемая и закрываемая водителем, не соответствует требованиям
5.6.5.6.2.
5.6.5.2 На служебные двери может устанавливаться устройство, включаемое водителем с его сиденья, для приведения в действие внешних аварийных органов управления, с тем чтобы запереть двери снаружи. В этом случае внешние аварийные органы управления должны вновь включаться автоматически либо при запуске двигателя, либо до того, как транспортное средство наберет скорость 20 км/ч. После этого внешние аварийные органы управления не должны выключаться автоматически, т.е. без дополнительного действия водителя.
5.6.5.3 Каждая служебная дверь, открываемая и закрываемая водителем, должна приводиться в действие последним со своего сиденья при помощи органов управления (за исключением педалей), которые ясно и четко обозначены.
5.6.5.4 Каждая служебная дверь, приводимая в движение при помощи источника энергии, должна включать визуальное сигнальное устройство, которое должно быть четко видимым для водителя, сидящего в нормальном положении для вождения, при любых условиях окружающего освещения, и должно информировать о том, что дверь закрыта не полностью. Устройство должно подавать сигналы в случаях, когда жесткие элементы двери занимают промежуточное состояние между полностью открытым положением и положением, когда расстояние между элементами двери составляет 30 мм до полностью закрытого положения. Одно сигнальное устройство может служить для одной или более дверей. Однако сигнальное устройство может не устанавливаться для передней служебной двери, которая не соответствует требованиям
5.6.5.6.2 и
5.6.5.6.3.
5.6.5.5 Если водитель может управлять органами, служащими для открывания и закрывания служебной двери, приводимой в движение при помощи источника энергии, то органы управления должны быть устроены таким образом, чтобы водитель мог изменить движение двери в обратном направлении в любое время при ее закрытии или открытии.
5.6.5.6 Конструкция и система управления каждой служебной двери, приводимой в движение при помощи источника энергии, должны быть такими, чтобы при закрытии двери пассажир не мог получить травму или быть зажат ею.
5.6.5.6.1 За исключением случаев, касающихся передней служебной двери, данное требование считают выполненным, если соблюдены два условия в соответствии с
5.6.5.6.2 и
5.6.5.6.3.
5.6.5.6.2 Первое условие заключается в том, что, если к закрывающейся двери в любой точке измерения, описанной в
приложении Ж, приложено усилие сопротивления, не превышающее 150 Н, дверь должна вновь полностью открываться автоматически и, за исключением случаев, касающихся автоматической служебной двери, оставаться открытой до включения органа управления, закрывающего дверь. Усилие сопротивления может быть измерено любым способом, удовлетворяющим требованиям компетентного органа. Рекомендации по измерению приведены в
приложении Ж. Пиковое усилие может кратковременно превышать 150 Н, но не более 300 Н. Система повторного открытия может быть проверена при помощи испытательного стержня сечением: высотой 60 мм, шириной 30 мм и радиусом закругления углов 5 мм.
5.6.5.6.3 Второе условие заключается в том, что в случаях, когда двери зажимают запястье или пальцы пассажира:
6.6.5.6.3.1 дверь вновь автоматически открывают полностью и, за исключением случаев, касающихся автоматической служебной двери, оставляют открытой до включения закрывающего органа управления, либо
5.6.5.6.3.2 запястье или пальцы могут быть высвобождены без риска нанесения травмы пассажиру путем открывания двери вручную или при помощи упомянутого в
5.6.5.6.2 испытательного конического стержня длиной 300 мм, диаметром 30 мм основания и 5 мм - вершины. Поверхность стержня не должна быть полированной или смазанной. Если дверь зажимает стержень, то необходимо, чтобы его можно было легко вынуть, либо
5.6.5.6.3.3 дверь привести в положение, обеспечивающее свободный проход стержня сечением: высотой 60 мм, шириной 20 мм и радиусом закругления углов 5 мм. В этом случае двери должны быть открыты не более чем на 30 мм по отношению к полностью закрытому положению.
5.6.5.6.4 Для передней служебной двери требование
5.6.5.6 считают выполненным, если она:
5.6.5.6.4.2 или имеет эластичные края, однако не настолько, чтобы при закрытии двери и зажатии стержня, упомянутого в
5.6.5.6.2, жесткие элементы дверей принимали полностью закрытое положение.
5.6.5.7 В случаях, когда служебная дверь с механическим приводом удерживается в закрытом положении только при постоянной подаче энергии к дверям, должно быть визуальное сигнальное устройство, информирующее водителя о любой неисправности, касающейся подачи энергии.
5.6.5.8 При наличии устройства, препятствующего началу движения, оно должно функционировать только при скорости менее 5 км/ч и выключаться при больших скоростях.
5.6.5.9 Звуковой сигнал, предупреждающий водителя, может подаваться, если транспортное средство приведено в движение, когда служебная дверь с механическим приводом закрыта не полностью. Этот сигнал должен подаваться на скорости свыше 5 км/ч в случае дверей, отвечающих требованиям
5.6.5.6.3.3.
5.6.6 Дополнительные технические требования в отношении автоматических служебных дверей
5.6.6.1 Включение открывающих органов управления
5.6.6.1.1 За исключением случаев, предусмотренных в
5.6.5.1, открывающие органы управления каждой автоматической служебной двери должны включаться и выключаться только водителем со своего сиденья.
5.6.6.1.2 Включение и выключение может быть либо прямым при помощи выключателя или опосредованным, например путем открывания и закрывания передней служебной двери.
5.6.6.1.3 Информация о включении открывающих органов управления водителем должна обозначаться внутри, а в случаях, когда дверь должна быть открыта снаружи, также снаружи транспортного средства; индикатор (например, включение подсветки кнопки, включение подсветки условного знака) должен находиться на той двери, к которой он относится, или в непосредственной близости от нее.
5.6.6.1.4 В случае прямого приведения в действие включателя функциональное состояние системы должно четко указываться водителю, например положением включателя или при помощи индикаторной лампочки, или подсветкой включателя. Включатель должен иметь специальное обозначение и располагаться таким образом, чтобы его нельзя было спутать с другими органами управления.