(Действующий) Национальный стандарт Российской ФедерацииГОСТ Р 41.36- 2004(Правила...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
5.6.1.4 В целях настоящих предписаний служебные двери, оборудованные механизированной системой привода, рассматривают в данном контексте как выходы только в том случае, если они могут легко открываться вручную после приведения в действие, при необходимости, органа управления, указанного в 5.6.5.1.
5.6.1.5 Минимальное число запасных выходов должно быть таким, чтобы общее число выходов соответствовало указанному в таблице 5.4.
Таблица 5.4
┌─────────────────┬────────────────┬──────────────────┬─────────────────┐
│Число пассажиров │ Минимальное │ Число пассажиров │Минимальное общее│
│ │ общее число │ │ число выходов │
│ │ выходов │ │ │
├─────────────────┼────────────────┼──────────────────┼─────────────────┤
│ 23-30 │ 4 │ 61-75 │ 7 │
├─────────────────┼────────────────┼──────────────────┼─────────────────┤
│ 31-45 │ 5 │ 76-90 │ 8 │
├─────────────────┼────────────────┼──────────────────┼─────────────────┤
│ 46-60 │ 6 │ Св. 90 │ 9 │
├─────────────────┴────────────────┴──────────────────┴─────────────────┤
│Примечание - Аварийные люки считают только одним из указанного выше│
│числа запасных выходов. │
└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
5.6.1.6 При определении минимального числа выходов каждую секцию сочлененного транспортного средства следует рассматривать как отдельное транспортное средство. Число пассажиров определяется для каждой жесткой секции, причем соединяющий их проход не рассматривают в качестве выхода.
5.6.1.7 Если кабина водителя или специальное отделение для экипажа не сообщается с внутренней частью транспортного средства, они должны иметь два выхода, которые не должны располагаться с одной и той же боковой стороны; когда одним из этих выходов является окно, то оно должно соответствовать требованиям в отношении запасных окон, содержащимся в 5.6.8.
5.6.1.8 Сдвоенную служебную дверь считают как две двери, а двойное окно - как два запасных окна.
5.6.1.9 Кроме запасных дверей и окон, транспортные средства классов II и III должны иметь аварийные люки. Ими также могут оборудоваться транспортные средства класса I. В крыше троллейбусов любых типов не должно быть никаких аварийных люков. Минимальное число люков должно быть в соответствии с таблицей 5.5.
Таблица 5.5
┌─────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┐
│ Число пассажиров │ Число люков │
├─────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────┤
│ До 50 │ 1 │
├─────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────┤
│ Св. 50 │ 2 │
└─────────────────────────────────┴─────────────────────────────────────┘
5.6.2 Расположение выходов
5.6.2.1 Служебные двери должны располагаться с ближайшей к обочине стороны транспортного средства, и, по меньшей мере, одна из них должна находиться в передней половине транспортного средства.
5.6.2.2 Две двери должны быть удалены друг от друга таким образом, чтобы расстояние между центрами поперечных вертикальных плоскостей, проходящих через центры их площадей, составляло не менее 40% общей длины пассажирского салона при измерении вдоль продольной оси транспортного средства.
В случае сочлененного транспортного средства это требование считают выполненным, если две двери разных секций удалены друг от друга таким образом, что расстояние между ними составляет не менее 40% общей длины пассажирского салона в целом (все секции). В любом случае, если одна из этих дверей является частью сдвоенной двери, то это расстояние следует измерять между осями двух дверей, наиболее удаленных друг от друга.
5.6.2.3 Выходы должны располагаться таким образом, чтобы в каждой боковой стенке имелось практически одинаковое их число.
5.6.2.4 По меньшей мере один аварийный выход должен быть расположен соответственно в задней или в передней стенке транспортного средства. Для транспортных средств класса I и транспортных средств, задняя часть которых наглухо отделена от пассажирского салона, это требование выполняют в том случае, если в крыше оборудован аварийный люк.
5.6.2.5 Выходы, расположенные с одной и той же стороны транспортного средства, должны равномерно размещаться вдоль его длины.
5.6.2.6 Разрешается устройство двери в задней стенке транспортного средства при условии, что она не является служебной.
5.6.2.7 При наличии аварийных люков они должны размещаться следующим образом: если имеется только один люк, то он должен устраиваться в средней трети транспортного средства; при наличии двух люков расстояние между ближайшими краями отверстий, измеренное по линии, параллельной продольной оси транспортного средства, должно быть не менее 2 м.
5.6.3 Минимальные размеры
5.6.3.1 Для выходов различных типов должны соблюдаться минимальные размеры, обеспечивающие свободный проход в соответствии с таблицей 5.6.
Таблица 5.6
┌───────────────────┬────────────────────────────┬──────────────────────┐
│ Тип выхода │ Значения для транспортных │ Примечания │
│ │ средств классов │ │
│ ├───────────────┬────────────┤ │
│ │ I │ II, III │ │
├───────────────────┼───────────────┼────────────┼──────────────────────┤
│Служебная дверь: │ │ │ │
│ │ │ │ │
│- высота, см │ 180 │ 165 │ │
│ │ │ │ │
│- ширина, см: │ │ │ │
│ │ │ │ │
│одинарная дверь │ 65│ │Может быть сокращен на│
│ │ │ │10 см, если измерения│
│сдвоенная дверь │ 120│ │проводят на уровне│
│ │ │ │поручней. Требуемая│
│ │ │ │ширина, обеспечивающая│
│ │ │ │свободный проход,│
│ │ │ │должна быть обеспечена│
│ │ │ │на высоте 70 и 160 см│
│ │ │ │по отношению к уровню│
│ │ │ │первой ступеньки│
│ │ │ │согласно рисункам Г.12
│ │ │ │и Г.13
├───────────────────┼───────────────┴────────────┼──────────────────────┤
│Запасная дверь: │ │ │
│ │ │ │
│- высота, см │ 125 │ - │
│ │ │ │
│- ширина, см │ 55 │ │
├───────────────────┼────────────────────────────┼──────────────────────┤
│Запасное окно -│ 4000 │В отверстие окна│
│площадь, см2 │ │должен вписываться│
│ │ │прямоугольник высотой│
│ │ │50 см и шириной 70 см │
├───────────────────┼────────────────────────────┼──────────────────────┤
│Запасное окно,│В отверстие запасного окна│ │
│расположенное в│должен вписываться│ │
│задней части│прямоугольник высотой 35 см│ │
│транспортного │и шириной 155 см. Углы этого│ │
│средства, если│прямоугольника могут быть│ - │
│изготовитель не│закруглены до размера│ │
│предусмотрел │кривизны не более 25 см │ │
│запасного окна│ │ │
│указанных выше│ │ │
│минимальных │ │ │
│размеров │ │ │
├───────────────────┼────────────────────────────┼──────────────────────┤
│Аварийный люк,│ 4000 │В отверстие люка│
│площадь отверстия│ │должен вписываться│
│люка, см2 │ │прямоугольник 50 х│
│ │ │70 см │
└───────────────────┴────────────────────────────┴──────────────────────┘
5.6.4 Технические требования в отношении служебных дверей
5.6.4.1 Каждая служебная дверь должна легко открываться изнутри и снаружи транспортного средства, находящегося на стоянке (данное условие не является обязательным для движущегося транспортного средства). Однако это требование не должно толковаться как исключающее возможность запирания дверей снаружи при условии, что двери всегда можно открыть изнутри.
5.6.4.2 Каждый орган управления или устройство, служащее для открывания дверей снаружи, должно размещаться на высоте не выше 180 см от поверхности дороги на снаряженном транспортном средстве, стоящем на ровной поверхности.
5.6.4.3 Каждая открываемая и закрываемая вручную одинарная служебная дверь, предназначенная для навешивания на петлях или шарнирах, должна навешиваться таким образом, чтобы при ее соприкосновении в открытом положении с неподвижным объектом при движении транспортного средства вперед она стремилась закрыться.
5.6.4.4 Если открываемая вручную служебная дверь оборудована английским замком, то он должен быть двухпозиционного типа.
5.6.4.5 На внутренней стороне служебной двери не должно быть никаких устройств, предназначенных для закрытия внутренних ступенек, когда дверь находится в закрытом положении.
5.6.4.6 Если непосредственная обзорность является недостаточной, то должны устанавливаться оптические или другие устройства, позволяющие водителю со своего сиденья видеть пассажиров, находящихся в непосредственной близости внутри и снаружи от каждой служебной двери, за исключением автоматических служебных дверей.
5.6.4.7 Каждая служебная дверь, открывающаяся вовнутрь транспортного средства, должна быть сконструирована таким образом, чтобы при нормальной работе она не могла причинить вреда пассажирам. При необходимости должны быть установлены соответствующие защитные устройства.
5.6.4.8 Если служебная дверь расположена в непосредственной близости от двери туалета или другого внутреннего отделения, то служебная дверь должна быть оборудована устройством, предотвращающим ее непреднамеренное открытие. Однако это условие не применяют, если служебная дверь запирается автоматически при движении транспортного средства со скоростью более 5 км/ч.
5.6.4.9 Служебная дверь в любом открытом положении не должна мешать использованию любого обязательного выхода или затруднять к нему необходимый доступ.
5.6.5 Дополнительные технические требования в отношении служебных дверей с механическим приводом
5.6.5.1 В чрезвычайных обстоятельствах каждая служебная дверь с механическим приводом должна, когда транспортное средство находится на стоянке (но не обязательно для движущегося транспортного средства), открываться изнутри и в незапертом состоянии - снаружи при помощи органов управления, которые несмотря на то, функционирует ли источник энергии:
5.6.5.1.1 работают независимо от всех других органов управления;
5.6.5.1.2 размещаются на двери или на расстоянии не более 300 мм от нее на высоте не более 1600 мм над первой ступенькой, если органы управления расположены внутри;
5.6.5.1.3 могут быть легко видимы и четко различимы при приближении к двери и нахождении перед дверью;
5.6.5.1.4 могут включаться человеком, стоящим непосредственно перед дверью;
5.6.5.1.5 открывают дверь или обеспечивают легкое открытие двери вручную;
5.6.5.1.6 могут быть защищены приспособлением, легко снимаемым или разбиваемым с целью доступа к аварийному органу управления; водитель должен быть извещен звуковым или визуальным сигналом о включении аварийного органа управления или снятии с него защитной крышки;
5.6.5.1.7 должны быть устроены таким образом, что после их включения для открытия двери и возвращения в нормальное положение последние не закрывались вновь до тех пор, пока водитель не включит закрывающий орган управления в случае, когда дверь, открываемая и закрываемая водителем, не соответствует требованиям 5.6.5.6.2.
5.6.5.2 На служебные двери может устанавливаться устройство, включаемое водителем с его сиденья, для приведения в действие внешних аварийных органов управления, с тем чтобы запереть двери снаружи. В этом случае внешние аварийные органы управления должны вновь включаться автоматически либо при запуске двигателя, либо до того, как транспортное средство наберет скорость 20 км/ч. После этого внешние аварийные органы управления не должны выключаться автоматически, т.е. без дополнительного действия водителя.
5.6.5.3 Каждая служебная дверь, открываемая и закрываемая водителем, должна приводиться в действие последним со своего сиденья при помощи органов управления (за исключением педалей), которые ясно и четко обозначены.
5.6.5.4 Каждая служебная дверь, приводимая в движение при помощи источника энергии, должна включать визуальное сигнальное устройство, которое должно быть четко видимым для водителя, сидящего в нормальном положении для вождения, при любых условиях окружающего освещения, и должно информировать о том, что дверь закрыта не полностью. Устройство должно подавать сигналы в случаях, когда жесткие элементы двери занимают промежуточное состояние между полностью открытым положением и положением, когда расстояние между элементами двери составляет 30 мм до полностью закрытого положения. Одно сигнальное устройство может служить для одной или более дверей. Однако сигнальное устройство может не устанавливаться для передней служебной двери, которая не соответствует требованиям 5.6.5.6.2 и 5.6.5.6.3.
5.6.5.5 Если водитель может управлять органами, служащими для открывания и закрывания служебной двери, приводимой в движение при помощи источника энергии, то органы управления должны быть устроены таким образом, чтобы водитель мог изменить движение двери в обратном направлении в любое время при ее закрытии или открытии.
5.6.5.6 Конструкция и система управления каждой служебной двери, приводимой в движение при помощи источника энергии, должны быть такими, чтобы при закрытии двери пассажир не мог получить травму или быть зажат ею.
5.6.5.6.1 За исключением случаев, касающихся передней служебной двери, данное требование считают выполненным, если соблюдены два условия в соответствии с 5.6.5.6.2 и 5.6.5.6.3.
5.6.5.6.2 Первое условие заключается в том, что, если к закрывающейся двери в любой точке измерения, описанной в приложении Ж, приложено усилие сопротивления, не превышающее 150 Н, дверь должна вновь полностью открываться автоматически и, за исключением случаев, касающихся автоматической служебной двери, оставаться открытой до включения органа управления, закрывающего дверь. Усилие сопротивления может быть измерено любым способом, удовлетворяющим требованиям компетентного органа. Рекомендации по измерению приведены в приложении Ж. Пиковое усилие может кратковременно превышать 150 Н, но не более 300 Н. Система повторного открытия может быть проверена при помощи испытательного стержня сечением: высотой 60 мм, шириной 30 мм и радиусом закругления углов 5 мм.
5.6.5.6.3 Второе условие заключается в том, что в случаях, когда двери зажимают запястье или пальцы пассажира: