(Действующий) Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2010 г. N 50"О федеральной...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2010 г. N 50"О федеральной целевой программе "Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010 - 2015 годов и на перспективу до 2020 года"

Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010 - 2015 годов и на перспективу до 2020 года".
2. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год и плановый период включать указанную в пункте 1 настоящего постановления Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В. Путин
Москва
3 февраля 2010 г.
N 50

Федеральная целевая программа
"Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010 - 2015 годов и на перспективу до 2020 года"
(утв. постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2010 г. N 50)

Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2013 г. N 762 в паспорт внесены изменения
См. текст паспорта в предыдущей редакции

Паспорт
федеральной целевой программы "Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010 - 2015 годов и на перспективу до 2020 года"

Наименование Программы
-
федеральная целевая программа "Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010 - 2015 годов и на перспективу до 2020 года"
Дата принятия решенияо разработке ПрограммыМой комментарий
-
распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 июля 2009 г. N 1026-р
Государственные заказчики Программы
-
Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт"
Государственный заказчик - координатор ПрограммыГосударственная корпорация по атомной энергии "Росатом"
Основной разработчик Программы
-
Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом"
Цель и задачи Программы
-
основная цель Программы - разработка ядерных энерготехнологий нового поколения на базе реакторов на быстрых нейтронах с замкнутым ядерным топливным циклом для атомных электростанций, обеспечивающих потребности страны в энергоресурсах и повышение эффективности использования природного урана и отработавшего ядерного топлива, создание научно-технологической базы для крупномасштабного развития атомной энергетики на принципах естественной безопасности и дальнейшего использования ее потенциала.
Задачи Программы:разработка и сооружение реакторов на быстрых нейтронах с замкнутым ядерным топливным циклом;исследование новых способов использования энергии атомного ядра
Важнейшие целевые индикаторы и показатели
-
удельный вес инновационной продукции и услуг, созданных путем реализации мероприятий Программы, в общем объеме продаж продукции и услуг отрасли - 10 процентов (2020 год);рост эффективности использования природного урана в ядерном топливном цикле (по сравнению с базовым (2009) годом) на 31,8 процента к 2020 году;снижение объемов хранящегося отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов, приходящихся на единицу электрической мощности атомных электростанций (по сравнению с базовым (2009) годом), на 31,1 процента к 2020 году;готовность к вводу в эксплуатацию опытно-демонстрационного комплекса в составе энергоблока с реактором на быстрых нейтронах со свинцовым теплоносителем, модуля переработки отработавшего ядерного топлива реакторов на быстрых нейтронах, модуля фабрикации и пускового комплекса рефабрикации плотного смешанного уранплутониевого топлива для реакторов на быстрых нейтронах (2020 год);количество разработанных ядерных технологий, соответствующих мировому уровню или превосходящих его (нарастающим итогом), - 24 технологии (за весь период реализации Программы, начиная с 2010 года);количество патентных заявок на изобретения, зарегистрированных технических решений (в год на 100 исследователей и разработчиков) - 12 единиц (2020 год);количество публикаций в рецензируемых мировых изданиях в области использования атомной энергии (в год на 100 исследователей и разработчиков) - 15 публикаций (2020 год)
Сроки и этапы реализации Программы
-
2010 - 2020 годы.Программа осуществляется в два этапа:первый этап - 2010 - 2014 годы;второй этап - 2015 - 2020 годы
Объем и источники финансирования ПрограммыМой комментарий
-
общий объем финансирования Программы (в ценах соответствующих лет) составляет 171910,6 млн. рублей, в том числе:за счет средств федерального бюджета - 110428 млн. рублей, из них:на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 50996 млн. рублей;на капитальные вложения -59432 млн. рублей;за счет средств внебюджетных источников - 61482,6 млн. рублей
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности
-
на первом этапе реализации Программы будут достигнуты следующие результаты:разработка проекта опытно-демонстрационного комплекса в составе энергоблока с реактором на быстрых нейтронах и пристанционного блока по переработке отработавшего ядерного топлива, фабрикации и рефабрикации плотного топлива;получение принципиально новых технических решений и разработка новых проектов энергоблоков с реакторами на быстрых нейтронах со свинцовым, свинцово-висмутовым и натриевым теплоносителями;осуществление пуска топливных комплексов по производству уранплутониевого оксидного топлива для реакторов на быстрых нейтронах;разработка рабочей документации для строительства многоцелевого исследовательского реактора на быстрых нейтронах МБИР;разработка детектора нейтринной диагностики активной зоны реактора;создание установки для получения дисперсных композиционных конструкционных материалов для реакторов.
На втором этапе реализации Программы будут достигнуты следующие результаты:построение опытно-демонстрационного комплекса в составе энергоблока с реактором на быстрых нейтронах и пристанционного блока по переработке отработавшего ядерного топлива, фабрикации и рефабрикации плотного топлива, опытно-промышленного энергоблока с реакторной установкой на быстрых нейтронах со свинцово-висмутовым теплоносителем, а также многоцелевого исследовательского реактора на быстрых нейтронах МБИР (взамен действующих исследовательских реакторов, отработавших ресурс);введение в эксплуатацию технически переоснащенного комплекса больших физических стендов;создание полифункционального радиохимического исследовательского комплекса для отработки перспективных технологий замкнутого топливного цикла;модернизация установок и стендовой базы для проведения исследований в области управляемого термоядерного синтеза;завершение строительства термоядерного комплекса "Байкал" для исследований инерционного термоядерного синтеза, верификации кодов в условиях отсутствия полигонных испытаний;разработка макета ядерно-оптического преобразователя энергии, опытных образцов фотовольтаического плазменно-пылевого источника электрической энергии, установки интроскопии объектов и высокоскоростной системы сбора данных с детекторов.Доля продукции отрасли в общем объеме произведенной промышленной продукции в рамках реализации мероприятий Программы составит 1,34 процента (2020 год).Коэффициент бюджетной эффективности Программы составит 0,92.
Важным экологическим эффектом реализации Программы станет более высокий уровень ядерной и радиационной безопасности за счет реализации принципов естественной безопасности ядерных реакторов на быстрых нейтронах и создания технологий для последовательного сокращения объемов хранения отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов, достижения приемлемых для общества и экономики экологических характеристик замкнутого ядерного топливного цикла, а также полноценного использования в нем природного урана
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 1 марта 2011 г. N 135 в раздел I внесены изменения
См. текст раздела в предыдущей редакции

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Постановка проблемы, анализ причин ее возникновения, обоснование ее связи с национальными приоритетами социально-экономического развития

Ключевым условием устойчивого экономического роста и повышения качества жизни населения является стабильное и гарантированное обеспечение экономики страны энергоресурсами.
Перспективы, стратегические и тактические задачи развития атомной энергетики определены:
в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2009 года;
Программой развития атомной отрасли Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 8 июня 2006 г. (N 4483);
Программой деятельности Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" на долгосрочный период (2009 - 2015 годы), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2008 г. N 705.
Основными проблемами современной атомной энергетики Российской Федерации являются:
высокое и постоянно нарастающее количество отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов;
неэффективное использование запасов природного урана;
возможное снижение научного потенциала атомной энергетики Российской Федерации;
снижение конкурентоспособности продукции атомной энергетики на мировом рынке.
В настоящее время организациями Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" реализуются мероприятия по созданию условий, необходимых для поддержания и роста атомного энергетического комплекса, создания надежной системы обеспечения ядерной и радиационной безопасности, решения отложенных экологических проблем, возникших на первых этапах развития атомной отрасли страны, в том числе ведутся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы:
по выводу из эксплуатации 2 энергоблоков Билибинской и Белоярской атомных электростанций;
по разработке и строительству атомной станции малой мощности с реакторной установкой типа КЛТ-40С;
по развитию, реконструкции и расширению разделительных и сублиматных производств;
по развитию технологий обращения с отработавшим ядерным топливом;
по разработке базового проекта атомной электростанции на базе ядерного реактора на тепловых нейтронах типа ВВЭР (АЭС-2006);
по внедрению инновационных проектов в области атомной энергетики Российской Федерации, включая разработку высокотемпературных технологий и обоснование модульной гелиевой реакторной установки с газовой турбиной.
Однако комплексного и своевременного решения проблем современной атомной энергетики Российской Федерации указанные мероприятия не обеспечивают.
Для решения существующих проблем необходима концентрация усилий на создании ядерных энерготехнологий нового поколения на базе реакторов на быстрых нейтронах с замкнутым ядерным топливным циклом.
Реализация мероприятий федеральной целевой программы "Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010 - 2015 годов и на перспективу до 2020 года" (далее - Программа) призвана обеспечить ускоренное развитие и воспроизводство научно-технологического потенциала атомной энергетики Российской Федерации, привлечение молодых специалистов, создание условий для производства конкурентоспособной наукоемкой продукции мирового уровня в области использования атомной энергии и способствовать достижению национальных стратегических целей.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2013 г. N 762 в подраздел "Обоснование необходимости решения проблем программно-целевым методом, анализ различных вариантов этого решения с учетом рисков их реализации" внесены изменения
См. текст подраздела в предыдущей редакции

Обоснование необходимости решения проблем программно-целевым методом, анализ различных вариантов этого решения с учетом рисков их реализации

Учитывая сложность проблем и необходимость их комплексного и системного решения, обеспечивающего кардинальное технологическое перевооружение объектов атомной энергетики Российской Федерации, представляется наиболее эффективным решать их в рамках Программы с использованием программно-целевого метода. Подобное решение позволит объединить отдельные мероприятия и получить мультипликативный эффект, выраженный в развитии исследовательской, конструкторской, внедренческой и производственной деятельности.
Консолидация ресурсов позволит более полно сформулировать и реализовать приоритеты развития страны и отрасли, повысить степень координации и качество управления Программой, что особенно важно в случае осуществления долгосрочных инвестиций в наукоемкие и высокотехнологичные сферы экономики.
Без реализации мер программно-целевого регулирования решение существующих проблем представляется недостаточным, поскольку в этом случае будет увеличиваться зависимость атомной энергетики Российской Федерации от экспорта сырьевых ресурсов и импорта высокотехнологичной продукции. Без интенсификации работ по поиску новых источников энергии, развития перспективных технологий использования энергии атомного ядра будет потеряно преимущество в сфере научно-технического развития атомной отрасли, снизится престиж и конкурентоспособность новых российских ядерных энергетических и оборонных технологий на мировом рынке.
В конечном итоге это может привести к отставанию российской науки и технологий от уровня научных достижений ведущих стран в области использования атомной энергии, к потере научного, кадрового потенциала и, как следствие, к снижению в среднесрочной и долгосрочной перспективе конкурентоспособности в указанной сфере деятельности.
Программно-целевой метод в качестве основы государственного управления в области обеспечения сбалансированных и последовательных решений является наиболее предпочтительным инструментом управления, поскольку позволит существенно повысить эффективность решения стоящих перед отраслью проблем.