Действующий
Наименование подпрограммы | - | подпрограмма "Железнодорожный транспорт" |
Дата принятия решения о разработке подпрограммы | - | распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007 г. N 781-р |
Государственный заказчик - координатор подпрограммы | - | Министерство транспорта Российской Федерации |
Государственный заказчик подпрограммы | - | Федеральное агентство железнодорожного транспорта |
Основные разработчики подпрограммы | - | автономная некоммерческая организация "Центр стратегии и совершенствования управления транспортным комплексом" |
Цели и задачи подпрограммы | - | целями подпрограммы являются:развитие современной эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике;повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения;повышение конкурентоспособности транспортной системы России и реализация транзитного потенциала страны;повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы.Задачами подпрограммы являются:увеличение пропускной способности участков железнодорожной сети, в том числе на направлениях подходов к портам, расположенным на северо-западе и юге России, а также на Дальнем Востоке;строительство и реконструкция искусственных сооружений;строительство железнодорожных линий в районах нового освоения;строительство новых железнодорожных линий для организации скоростного и высокоскоростного пассажирского движения;строительство железнодорожных линий для организации перевозок пассажиров в периоды проведения XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани, XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи;обновление парков пассажирского подвижного состава;развитие сети железных дорог на направлениях транспортных коридоров;обновление парков локомотивов и грузовых вагонов;обеспечение транспортной безопасности;строительство обходов железнодорожных узлов;развитие материальной базы учебных заведений |
Важнейшие целевые индикаторы подпрограммы | - | в 2020 году грузооборот железнодорожного транспорта достигнет 2747 млрд. т-км, пассажирооборот - 141,7 млрд. пасс.-км, объем перевозок контейнеров составит 4 млн. единиц в 20-футовом эквиваленте;за время реализации подпрограммы будут введены в эксплуатацию 2,5 тыс. км новых железнодорожных линий, 1,9 тыс. км дополнительных главных путей, электрифицированы 2,5 тыс. км железнодорожных линий, обновлены 10,5 тыс. локомотивов, 10,6 тыс. пассажирских вагонов и 5,8 тыс. единиц моторвагонного подвижного состава, а также 292,6 тыс. грузовых вагонов |
Сроки реализации подпрограммы | - | 2010-2020 годы |
Объемы и источники финансирования подпрограммы | - | общий объем финансирования подпрограммы составляет 3675,9 млрд. рублей (в ценах соответствующих лет), из них: капитальные вложения на развитие и модернизацию железнодорожного транспорта - 3659,6 млрд. рублей;финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ - 16,3 млрд. рублей. Источники финансирования капитальных вложений:федеральный бюджет - 513,8 млрд. рублей;бюджеты субъектов Российской Федерации - 10,4 млрд. рублей; внебюджетные источники - 3135,4 млрд. рублей.Источники финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ:федеральный бюджет - 0,1 млрд. рублей;внебюджетные источники - 16,2 млрд. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы и показатели социально-экономической эффективности | - | в 2020 году доля протяженности участков железнодорожной сети с ограничениями пропускной и провозной способности сократится до 5,1 процента по сравнению с 7,8 процента в 2009 году;скорость доставки грузов достигнет 309,1 км в сутки, а контейнеров в транзитном сообщении - 980 км в сутки;объем перевозок транзитных грузов достигнет 40,5 млн. тонн, а контейнеров в транзитном сообщении - 0,58 млн. тонн в 20-футовом эквиваленте.Предполагается освоить все необходимые объемы перевозок грузов и пассажиров, повысить качество транспортных услуг, сократить уровень износа основных производственных фондов.Общественная эффективность подпрограммы (интегральный эффект за период до 2040 года в ценах соответствующих лет) оценивается в 59,7 трлн. рублей, коммерческая - 25,9 трлн. рублей, бюджетная - 22,6 трлн. рублей |
Эффективное функционирование и развитие железнодорожного транспорта, составляющего основу транспортной системы страны, играет исключительную роль в создании условий для перехода на инновационный путь развития и устойчивого роста национальной экономики, обеспечения лидерства Российской Федерации в изменяющейся мировой экономической системе.
На начало 2008 года эксплуатационная длина сети железных дорог общего пользования составила 85,2 тыс.км, в том числе протяженность участков, имеющих 2 и более пути, - 37,1 тыс.км. Общая протяженность железнодорожных линий, обслуживаемых электрической тягой, составила 42,9 тыс.км (50,4 процента эксплуатационной длины).
За время реализации подпрограммы "Железнодорожный транспорт" федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)", разработанной на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 г. N 232-р, достигнуты определенные результаты в укреплении материальной базы железнодорожного транспорта. Введены в эксплуатацию новые производственные мощности, проведена реконструкция и модернизация ряда действующих объектов инфраструктуры, в том числе по локомотивному и вагонному хозяйствам, путевому хозяйству, сигнализации и связи, по пограничным и припортовым станциям, снизился уровень износа основных фондов железнодорожного транспорта.
На сети железных дорог сохраняется значительное количество участков и станций, характеристики мощности которых не соответствуют текущим и перспективным потребностям в перевозках. Многие постоянные устройства и сооружения железнодорожного транспорта имеют высокую степень изношенности, их технический уровень не соответствует современным требованиям. Неразвитость сети железных дорог, особенно в восточных районах страны, сдерживает экономическое и социальное развитие.
Практически отсутствуют высокоскоростные и скоростные железнодорожные линии, не полностью используются возможности железнодорожного транспорта для освоения городских и пригородных пассажирских перевозок. Сохраняется недостаточное обеспечение пассажирским подвижным составом. Парки локомотивов и грузовых вагонов крайне изношены. В связи с этим уровень эксплуатационных расходов железнодорожного транспорта остается чрезмерно высоким, медленно осваиваются прогрессивные технологии перевозок. Необходимо существенное развитие транспортных коридоров.
Много нерешенных проблем и в области безопасности железнодорожного транспорта. В частности, все более острой становится проблема высокой загруженности крупнейших железнодорожных узлов.
В последние годы было ослаблено внимание государства к развитию материальной базы учебных заведений железнодорожного транспорта. В то же время, по оценкам, уже в период до 2030 года потребуется подготовить с учетом растущего спроса порядка 200 тыс. специалистов в области эксплуатации и строительства на железнодорожном транспорте.
Решение указанных проблем требует значительного увеличения объемов инвестиций в железнодорожный транспорт, в том числе и за счет расширения государственной поддержки.
Необходимо перейти от модернизации производственной базы железнодорожного транспорта к ее масштабному развитию.
Эффективное осуществление всего комплекса капиталоемких, взаимосвязанных и часто технологически сложных проектов развития, требующих координации усилий транспортных организаций, частных инвесторов и государства, возможно только при использовании программно-целевого метода управления в рамках реализации федеральной целевой программы.
Происходящие изменения экономического, технического, правового и организационного характера, определяющие условия функционирования транспортной системы Российской Федерации, в том числе и железнодорожного транспорта, предопределили необходимость разработки новой редакции подпрограммы - состава мероприятий, сроков их реализации, объемов и источников финансирования.
развитие современной эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике;
повышение конкурентоспособности транспортной системы России и реализация транзитного потенциала страны;
Это позволит практически полностью устранить недостатки пропускной и провозной способности на сети железных дорог общего пользования, сделать ее более рациональной и эффективной, обеспечить необходимое развитие сети железных дорог для освоения природных ресурсов в восточных и северных районах страны, построить целый ряд стратегических и социально значимых линий.
Для обеспечения повышения доступности услуг транспортного комплекса для населения потребуется решить задачи по строительству новых железнодорожных линий для организации скоростного и высокоскоростного пассажирского движения и обновлению парков пассажирского подвижного состава.
Это позволит значительно повысить качество транспортного обслуживания населения, сократить потери времени в пути и, следовательно, увеличить доступность транспортных услуг для населения.
Для повышения конкурентоспособности транспортной системы Российской Федерации и реализации транзитного потенциала страны необходимо решить задачи по развитию сети железных дорог на направлениях транспортных коридоров, обновлению парков локомотивов и грузовых вагонов.
Это позволит снизить транспортные издержки, обеспечить приток транзитных грузов и получить дополнительные доходы от экспорта транспортных услуг.
Целевые индикаторы и показатели реализации поставленных в подпрограмме целей и задач приведены в приложении N 1.