Действующий
Развитие Московского авиатранспортного узла по принципу хаба позволит повысить конкурентоспособность российских аэропортов на мировом рынке, увеличить объем перевозок трансферных пассажиров до 2,5 млн. человек в год, что будет составлять около 20 процентов всего объема перевозок.
В составе инвестиционных проектов развития Московского авиатранспортного узла предусматривается дальнейшее комплексное развитие аэропорта Шереметьево (строительство новой взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек, пассажирского аэровокзала, инженерных сетей и других объектов инфраструктуры).
В рамках подпрограммы предполагается развитие Красноярского международного авиатранспортного узла. Открытие грузового авиасервиса позволит обеспечить растущий спрос на транспортные услуги между Китаем и Европой, решить проблемы снабжения северных территорий. Не менее важной задачей является привлечение трансферных пассажиров, осуществляющих перелеты между Европой и Азией.
В подпрограмме решаются задачи развития и повышения конкурентоспособности комплексных узлов на базе морских портов, находящихся в местах максимальной концентрации экспортных и транзитных грузопотоков. Российские морские порты в Северо-Западном, Южном и Дальневосточном бассейнах являются входными пунктами международных транспортных коридоров ("Транссиб", "Север - Юг", "Европа - Западный Китай"). Для решения этих задач будут реализованы проекты комплексного развития Новороссийского и Мурманского транспортных узлов, создания комплексного транспортного узла на базе порта Тамань, морских портов Восточный, Находка и Ванино (на восточном направлении).
При реализации указанных проектов будет обеспечено скоординированное развитие инфраструктуры практически всех видов транспорта, мощностей контейнерных и перегрузочных терминалов.
Развитие экспорта транспортных услуг будет сопровождаться повышением их качества, что возможно только на основе комплексного развития транспортно-логистической инфраструктуры. Мероприятия по развитию объектов транспортно-логистической инфраструктуры включены в комплексные инвестиционные проекты. Наиболее крупные логистические комплексы должны быть созданы в Московской области (в зоне Центральной кольцевой автомобильной дороги), на Санкт-Петербургском транспортном узле, в гг. Мурманске, Архангельске, Ростове-на-Дону, Нижний Новгород, Казани, Екатеринбурге, Новосибирске, Хабаровске, Владивостоке и других городах.
Одной из основных задач подпрограммы является формирование механизмов управления инвестиционными проектами на условиях государственно-частного партнерства. Решение этой задачи предусматривает реализацию комплекса мероприятий по разработке проектной и конкурсной документации, включая организацию проектно-изыскательских работ для строительства комплексных объектов транспортной инфраструктуры, отработку механизмов использования различных форм государственно-частного партнерства, утверждение типовых документов, создание банка данных перспективных проектов, привлечение ведущих российских банков к реализации проектов в транспортном секторе.
Будут выполнены проектные работы в части подготовки инвестиционных проектов комплексного развития инфраструктуры международных транспортных коридоров "Север - Юг", "Транссиб", альтернативных маршрутов международных транспортных коридоров и развития комплексных транспортных узлов.
Научно-техническое обеспечение реализации подпрограммы предусматривает научную поддержку решения приоритетных задач в области комплексного развития транспортной инфраструктуры, совершенствования методологии его планирования, повышения роли инновационной составляющей в экономическом развитии страны и проведение исследовательских и опытно-конструкторских работ по следующим направлениям:
разработка инвестиционных предложений в области повышения конкурентоспособности транспортных коридоров и развития мультимодальных транспортных узлов;
информационно-аналитическое обеспечение инвестиционных и инновационных мероприятий по развитию экспорта транспортных услуг, включающее методическое обеспечение оценки экспорта транспортных услуг и транзитного потенциала Российской Федерации, исследование конъюнктуры международного рынка транспортных услуг и прогнозирование основных евро-азиатских и трансазиатских грузопотоков;
разработка методологических подходов к решению вопросов повышения конкурентоспособности транспортной системы Российской Федерации на основе внедрения инновационных транспортных технологий с апробацией их в экспериментальном режиме.
Капитальные вложения направляются в первую очередь на реализацию комплексных проектов в области развития транспорта на условиях государственно-частного партнерства. Высокая капиталоемкость предлагаемых к реализации проектов предполагает создание дополнительных гарантий для потенциального инвестора, в том числе таких, как финансирование за счет средств федерального бюджета проектных работ.
Необходимые объемы финансирования мероприятий по строительству и реконструкции объектов транспортной инфраструктуры в составе комплексных проектов определены в соответствии с разработанной проектной документацией либо по объектам-аналогам.
Управление ходом реализации подпрограммы осуществляет государственный заказчик - Министерство транспорта Российской Федерации.
актуализация мероприятий подпрограммы и заданий в соответствии с приоритетами социально-экономического развития страны и государственной транспортной политики;
Государственный заказчик в процессе реализации подпрограммы может проводить работу по привлечению дополнительных источников финансирования, расширению базы внебюджетных источников финансирования, а также по привлечению средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Предусматривается, что для реализации подпрограммы будут разработаны и внедрены механизмы управления проектами, обеспечивающие рациональное сочетание федеральных, региональных, отраслевых интересов и интересов транспортных организаций.
В этих целях предполагается осуществить разработку концепции проекта, включающей структуру проекта, размещение основных элементов, определение основных участников, предварительную схему финансирования на условиях государственно-частного партнерства, на основе которой будет формироваться конкурсная документация на проектные работы.
Контроль за выполнением мероприятий подпрограммы в установленном порядке будет осуществляться государственным заказчиком подпрограммы, контрольные функции будут осуществляться также федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией.
Интеграция в систему международных транспортных коридоров создаст дополнительные возможности для развития российской транспортной системы и дальнейшего совершенствования ее производственной, информационной и технологической инфраструктуры, будет способствовать ускорению роста внутреннего валового продукта. Транспортные услуги должны превратиться в крупнейшую после нефтегазового сырья статью российского экспорта, что в значительной мере снизит риски, связанные с перспективой ухудшения конъюнктуры на мировых рынках сырья. Будут существенно расширены возможности увеличения экспорта российских товаров в страны Южной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона (наиболее быстро растущие рынки). Развитие евразийских транспортных коридоров придаст дополнительный импульс работам в области телекоммуникаций, повышению мобильности рабочей силы и ускорению перевозки грузов, оживлению промышленной и деловой активности.
В результате реализации мероприятий подпрограммы транспортная отрасль выйдет на качественно новый уровень, обеспечивающий повышение конкурентоспособности Российской Федерации на мировом рынке транспортных услуг. Будет создана база для эффективного использования конкурентных преимуществ Российской Федерации и реализации ее транзитного потенциала, будут внедрены механизмы реализации крупных инфраструктурных проектов на условиях государственно-частного партнерства.