Действующий
II. Методические рекомендации по составлению сметных расчетов (смет) на строительные и монтажные работы ресурсным методом.
В Основных положениях освещаются главные направления перестройки действующей системы ценообразования в строительстве, осуществляемом на территории Российской Федерации. Эти положения предназначены для ориентировки всех участников инвестиционного процесса в перспективах совершенствования системы и направлены на обеспечение методологического единства при определении сметной стоимости строительства и формировании свободных (договорных) цен на строительную продукцию в условиях развития рыночных отношений.
Положения новой системы рекомендуется применять для объектов, проектирование и строительство которых начинается после 1 января 1993 г. По строительству, начатому ранее, где документация уже разработана и свободные (договорные) цены согласованы, действуют рекомендации, предусмотренные письмами Госкомархстроя РСФСР от 23.09.91 N Ц-60/12 и Минархстроя Российской Федерации от 17.01.92 N БФ-39/12, а также письмо Минстроя России и Госкомстата России от 23.04.92 N БФ-367/12/ N 17-1-17/67.
В процессе апробации в течение 1993 года новой системы ценообразования в строительстве намечается уточнение ее отдельных положений и выпуск дополнительных рекомендаций, способствующих упорядочению процесса составления сметной документации и формирования свободных (договорных) цен на строительную продукцию в рыночных условиях.
В Методических рекомендациях по составлению сметных расчетов (смет) на строительные и монтажные работы ресурсным методом освещаются положения, связанные с определением сметной стоимости на основе выделяемых в проектных материалах и сметной документации ресурсных показателей: затрат труда (трудоемкости), потребности и времени использования строительных машин, расхода материалов, изделий и конструкций. В условиях становления рыночных отношений, когда стоимостные факторы крайне нестабильны и применение других (в том числе традиционных) методов весьма затрудняет определение и уточнение стоимости строительства, ресурсный метод позволяет это сделать по желанию пользователя наиболее точно и на любой момент времени, исходя из текущих цен на ресурсы.
Реализацию в практику капитального строительства ресурсного метода намечается осуществить начиная с 1993 года. Этот метод рекомендуется применять и при капитальном ремонте зданий и сооружений в порядке, аналогичном разработанному для капитального строительства, используя при этом нормативную базу, предназначенную для ремонта (утверждена приказом Минстроя России от 23.07.92 N 176).
Положения, приведенные в настоящих Методических рекомендациях, распространяются на предприятия и организации, осуществляющие капитальное строительство и капитальный ремонт зданий и сооружений, независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности.
Министерства, комитеты Российской Федерации и другие центральные органы федеральной исполнительной власти, местная администрация республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, акционерные общества, строительные концерны, корпорации и ассоциации в соответствии с предоставленными им правами могут с учетом положений настоящей головной методики разрабатывать соответствующие методические документы по определению стоимости строительства, отражающие специфику отдельных отраслей народного хозяйства и видов строительства, а также региональные особенности, и применять их по согласованию с другими участниками инвестиционного процесса.
от 17.01.92 N БФ-39/12, рекомендуется применять для строительства, начатого ранее по документации, разработанной и согласованной заказчиком и подрядчиком. Стоимость стройки при этом методе формируется, исходя из всех произведенных фактических затрат, и полностью может быть подсчитана только после завершения строительства.
1.2. Действующий (базисно-компенсационный) метод, предусмотренный письмами Госкомархстроя РСФСР от 23.09.91 N Ц-60/12 и Минархстроя Российской Федерации
на первом этапе (стадии проектирования) - в базисном уровне. Одновременно делается ориентировочный прогноз удорожания указанной базисной стоимости в связи с ожидаемыми инфляционными процессами на период строительства, т.е. ориентировочно определяется сумма средств для компенсации дополнительных затрат, связанных с ростом цен и тарифов на потребляемые в строительстве ресурсы (материальные, технические, энергетические, трудовые, оборудование, инвентарь, услуги и пр.);
на втором этапе (в процессе строительства) - при оплате работ, услуг, оборудования и др. производится расчет дополнительных затрат, вызванных реальными изменениями цен и тарифов по отношению к определенным на первом этапе.
Итоговая стоимость строительства складывается из ее базисного уровня и всех дополнительных затрат, связанных с повышением цен и тарифов на применяемые ресурсы.
Ресурсный метод, который в условиях неустойчивости рынка приобретает приоритетное значение, применяется в порядке, подробно изложенном в Методических рекомендациях по составлению сметных расчетов (смет) на строительные и монтажные работы ресурсным методом.*(1)
Ресурсно-индексный метод - это сочетание ресурсного метода с системой индексов на ресурсы, используемые в строительстве.
*(2) Учитывая отсутствие у потребителей в нужном объеме указанной сметно-нормативной базы, допускается по согласованию сторон применение базы, введенной в действие с 1 января 1984 г.
1.5. При всех методах определения стоимости строительства в составе технической документации может использоваться в качестве рекомендуемой сметно-нормативная (нормативно-информационная) база, введенная в действие с 1 января 1991 г. и уточненная в 1992 году с применением новых нормативов накладных расходов, сметной прибыли (плановых накоплений) и прочих затрат, методическое обеспечение для разработки которых выпущено в 1992 году.
Для объектов производственного назначения могут использоваться укрупненные показатели базисной стоимости строительства (УПБС), разрабатываемые на основе технологических моделей отраслей и подотраслей народного хозяйства.
По объектам жилищно-социального назначения для определения их стоимости в текущих и прогнозируемых ценах на ранней стадии проектирования, а также для расчетов капитальных вложений как для городов в целом, так и для комплексной застройки жилых кварталов (микрорайонов) рекомендуется использовать укрупненные показатели базисной стоимости (УПБС), разрабатываемые на основе объектов - представителей, характеризующих тип жилых зданий массовой застройки в конкретном регионе.
Временным положением о порядке применения свободных (рыночных) цен и тарифов на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, утвержденным Министерством экономики и финансов РСФСР 23.12.91 N Р-339. При этом в составе указанной стоимости учитываются затраты по их приобретению, транспортные, посреднические, заготовительно-складские и другие расходы.
1.7. Стоимость оборудования, инструментов и инвентаря определяется по свободным (рыночным) оптовым ценам в порядке, установленном
Стоимость импортного оборудования (как и другой импортной продукции), закупаемого за рубежом за счет централизованных валютных средств, определяется в соответствии с порядком, сообщенным письмом Комитета цен при Минэкономики России и Минфина России от 14.08.92 N 01-17/572-06/ N 74.
Создаваемые при содействии органов исполнительной власти и методической поддержке Минстроя России региональные центры по ценообразованию в строительстве, обеспечивая права субъектов ценообразования, предоставленные им действующим законодательством, выполняют следующие основные задачи:
сбор данных об уровне цен на материалы, изделия и конструкции, используемые в регионе для строительства, о стоимости эксплуатации строительных машин, транспортных и других услуг, а также подготовка соответствующей информации в виде сборников цен на материалы, эксплуатацию строительных машин, транспортные услуги и др.;
оперативное отслеживание текущих изменений цен с разработкой соответствующих индексов (включая прогнозные);
сбор данных об уровне фактической заработной платы или затрат труда по видам строительных и монтажных работ;
формирование регионального автоматизированного банка данных о стоимости и ресурсных показателях по построенным и введенным в эксплуатацию объектам и производственным мощностям.
Методологическая помощь в функционировании указанных центров будет осуществляться Минстроем России совместно с соответствующими строительными концернами, ассоциациями, корпорациями (акционерными компаниями).
Рекомендуемые нормативы (в т.ч. нормы накладных расходов по видам строительных, монтажных работ и по видам строительства, а также общеотраслевой норматив сметной прибыли) будут публиковаться в качестве информации для пользователей, а при необходимости корректироваться по результатам их применения и в случаях изменения действующего законодательства.
II. Методические рекомендации
по составлению сметных расчетов (смет)
на строительные и монтажные работы ресурсным методом
Методические рекомендации по составлению сметной документации на строительные и монтажные работы ресурсным методом разработаны Управлением ценообразования, сметных норм и расхода строительных материалов Минстроя России и Центральным научно-исследовательским институтом экономики и управления строительством (ЦНИИЭУС) Минстроя России при участии институтов "Гипропромтрансстрой", "Гидропроект", ЦНИИОМТП и "Гипронефтеспецмонтаж". Предназначены для широкого круга специалистов.
В разработке Методических рекомендаций участвовали: инженеры А.М.Ивкина, Л.Н.Крылов, В.И.Кузнецов, В.К.Одинцов, В.А.Рогонов, В.А.Степанов, Н.М.Степченкова (Минстрой России), к.э.н. В.И.Корецкий, (научный руководитель работ, ЦНИИЭУС), к.т.н. Элькин Э.З. (ответственный исполнитель, ЦНИИЭУС), инженеры Б.Е.Капланов (Гипропромтрансстрой), К.А.Майер (ЦНИИОМТП), В.Н.Маланов (Гипронефтеспецмонтаж), Ю.Н.Соловьев (Гидропроект).