Действующий
Министерство архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации направляет Методические рекомендации по определению стоимости строительства и свободных (договорных) цен на строительную продукцию в условиях развития рыночных отношений, в том числе в их составе Методические рекомендации по составлению сметных расчетов (смет) на строительные и монтажные работы ресурсным методом, рассмотренные и одобренные 5 ноября 1992 г. на заседании рабочей группы, образованной для координации работ по переходу к новой системе ценообразования в строительстве.
Методические рекомендации
по определению стоимости строительства и свободных (договорных) цен на строительную продукцию в условиях развития рыночных отношений
Происходящий в Российской Федерации процесс коренных изменений в экономической системе, введение в действие нового российского законодательства, в т.ч. Закона РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", в соответствии с которым основным правовым документом, регламентирующим производственно-хозяйственные и другие взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности, является договор (контракт), определяют необходимость внесения принципиальных изменений в систему ценообразования в строительстве.
В настоящих Методических рекомендациях, разработанных в исполнение решения коллегии Минстроя России от 26.02.92 (протокол N 4) приведены:
II. Методические рекомендации по составлению сметных расчетов (смет) на строительные и монтажные работы ресурсным методом.
В Основных положениях освещаются главные направления перестройки действующей системы ценообразования в строительстве, осуществляемом на территории Российской Федерации. Эти положения предназначены для ориентировки всех участников инвестиционного процесса в перспективах совершенствования системы и направлены на обеспечение методологического единства при определении сметной стоимости строительства и формировании свободных (договорных) цен на строительную продукцию в условиях развития рыночных отношений.
Положения новой системы рекомендуется применять для объектов, проектирование и строительство которых начинается после 1 января 1993 г. По строительству, начатому ранее, где документация уже разработана и свободные (договорные) цены согласованы, действуют рекомендации, предусмотренные письмами Госкомархстроя РСФСР от 23.09.91 N Ц-60/12 и Минархстроя Российской Федерации от 17.01.92 N БФ-39/12, а также письмо Минстроя России и Госкомстата России от 23.04.92 N БФ-367/12/ N 17-1-17/67.
В процессе апробации в течение 1993 года новой системы ценообразования в строительстве намечается уточнение ее отдельных положений и выпуск дополнительных рекомендаций, способствующих упорядочению процесса составления сметной документации и формирования свободных (договорных) цен на строительную продукцию в рыночных условиях.
В Методических рекомендациях по составлению сметных расчетов (смет) на строительные и монтажные работы ресурсным методом освещаются положения, связанные с определением сметной стоимости на основе выделяемых в проектных материалах и сметной документации ресурсных показателей: затрат труда (трудоемкости), потребности и времени использования строительных машин, расхода материалов, изделий и конструкций. В условиях становления рыночных отношений, когда стоимостные факторы крайне нестабильны и применение других (в том числе традиционных) методов весьма затрудняет определение и уточнение стоимости строительства, ресурсный метод позволяет это сделать по желанию пользователя наиболее точно и на любой момент времени, исходя из текущих цен на ресурсы.
Реализацию в практику капитального строительства ресурсного метода намечается осуществить начиная с 1993 года. Этот метод рекомендуется применять и при капитальном ремонте зданий и сооружений в порядке, аналогичном разработанному для капитального строительства, используя при этом нормативную базу, предназначенную для ремонта (утверждена приказом Минстроя России от 23.07.92 N 176).
Положения, приведенные в настоящих Методических рекомендациях, распространяются на предприятия и организации, осуществляющие капитальное строительство и капитальный ремонт зданий и сооружений, независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности.
Министерства, комитеты Российской Федерации и другие центральные органы федеральной исполнительной власти, местная администрация республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, акционерные общества, строительные концерны, корпорации и ассоциации в соответствии с предоставленными им правами могут с учетом положений настоящей головной методики разрабатывать соответствующие методические документы по определению стоимости строительства, отражающие специфику отдельных отраслей народного хозяйства и видов строительства, а также региональные особенности, и применять их по согласованию с другими участниками инвестиционного процесса.
от 17.01.92 N БФ-39/12, рекомендуется применять для строительства, начатого ранее по документации, разработанной и согласованной заказчиком и подрядчиком. Стоимость стройки при этом методе формируется, исходя из всех произведенных фактических затрат, и полностью может быть подсчитана только после завершения строительства.
1.2. Действующий (базисно-компенсационный) метод, предусмотренный письмами Госкомархстроя РСФСР от 23.09.91 N Ц-60/12 и Минархстроя Российской Федерации
на первом этапе (стадии проектирования) - в базисном уровне. Одновременно делается ориентировочный прогноз удорожания указанной базисной стоимости в связи с ожидаемыми инфляционными процессами на период строительства, т.е. ориентировочно определяется сумма средств для компенсации дополнительных затрат, связанных с ростом цен и тарифов на потребляемые в строительстве ресурсы (материальные, технические, энергетические, трудовые, оборудование, инвентарь, услуги и пр.);
на втором этапе (в процессе строительства) - при оплате работ, услуг, оборудования и др. производится расчет дополнительных затрат, вызванных реальными изменениями цен и тарифов по отношению к определенным на первом этапе.
Итоговая стоимость строительства складывается из ее базисного уровня и всех дополнительных затрат, связанных с повышением цен и тарифов на применяемые ресурсы.
Ресурсный метод, который в условиях неустойчивости рынка приобретает приоритетное значение, применяется в порядке, подробно изложенном в Методических рекомендациях по составлению сметных расчетов (смет) на строительные и монтажные работы ресурсным методом.*(1)
Ресурсно-индексный метод - это сочетание ресурсного метода с системой индексов на ресурсы, используемые в строительстве.
*(2) Учитывая отсутствие у потребителей в нужном объеме указанной сметно-нормативной базы, допускается по согласованию сторон применение базы, введенной в действие с 1 января 1984 г.
1.5. При всех методах определения стоимости строительства в составе технической документации может использоваться в качестве рекомендуемой сметно-нормативная (нормативно-информационная) база, введенная в действие с 1 января 1991 г. и уточненная в 1992 году с применением новых нормативов накладных расходов, сметной прибыли (плановых накоплений) и прочих затрат, методическое обеспечение для разработки которых выпущено в 1992 году.
Для объектов производственного назначения могут использоваться укрупненные показатели базисной стоимости строительства (УПБС), разрабатываемые на основе технологических моделей отраслей и подотраслей народного хозяйства.
По объектам жилищно-социального назначения для определения их стоимости в текущих и прогнозируемых ценах на ранней стадии проектирования, а также для расчетов капитальных вложений как для городов в целом, так и для комплексной застройки жилых кварталов (микрорайонов) рекомендуется использовать укрупненные показатели базисной стоимости (УПБС), разрабатываемые на основе объектов - представителей, характеризующих тип жилых зданий массовой застройки в конкретном регионе.
Временным положением о порядке применения свободных (рыночных) цен и тарифов на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, утвержденным Министерством экономики и финансов РСФСР 23.12.91 N Р-339. При этом в составе указанной стоимости учитываются затраты по их приобретению, транспортные, посреднические, заготовительно-складские и другие расходы.
1.7. Стоимость оборудования, инструментов и инвентаря определяется по свободным (рыночным) оптовым ценам в порядке, установленном
Стоимость импортного оборудования (как и другой импортной продукции), закупаемого за рубежом за счет централизованных валютных средств, определяется в соответствии с порядком, сообщенным письмом Комитета цен при Минэкономики России и Минфина России от 14.08.92 N 01-17/572-06/ N 74.
Создаваемые при содействии органов исполнительной власти и методической поддержке Минстроя России региональные центры по ценообразованию в строительстве, обеспечивая права субъектов ценообразования, предоставленные им действующим законодательством, выполняют следующие основные задачи:
сбор данных об уровне цен на материалы, изделия и конструкции, используемые в регионе для строительства, о стоимости эксплуатации строительных машин, транспортных и других услуг, а также подготовка соответствующей информации в виде сборников цен на материалы, эксплуатацию строительных машин, транспортные услуги и др.;
оперативное отслеживание текущих изменений цен с разработкой соответствующих индексов (включая прогнозные);
сбор данных об уровне фактической заработной платы или затрат труда по видам строительных и монтажных работ;
формирование регионального автоматизированного банка данных о стоимости и ресурсных показателях по построенным и введенным в эксплуатацию объектам и производственным мощностям.
Методологическая помощь в функционировании указанных центров будет осуществляться Минстроем России совместно с соответствующими строительными концернами, ассоциациями, корпорациями (акционерными компаниями).
Рекомендуемые нормативы (в т.ч. нормы накладных расходов по видам строительных, монтажных работ и по видам строительства, а также общеотраслевой норматив сметной прибыли) будут публиковаться в качестве информации для пользователей, а при необходимости корректироваться по результатам их применения и в случаях изменения действующего законодательства.