(Действующий) Письмо Минстроя РФ от 10 ноября 1992 г. N БФ-926/12...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Письмо Минстроя РФ от 10 ноября 1992 г. N БФ-926/12

Министерство архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации направляет Методические рекомендации по определению стоимости строительства и свободных (договорных) цен на строительную продукцию в условиях развития рыночных отношений, в том числе в их составе Методические рекомендации по составлению сметных расчетов (смет) на строительные и монтажные работы ресурсным методом, рассмотренные и одобренные 5 ноября 1992 г. на заседании рабочей группы, образованной для координации работ по переходу к новой системе ценообразования в строительстве.
Министр
Б.А.Фурманов

Методические рекомендации
по определению стоимости строительства и свободных (договорных) цен на строительную продукцию в условиях развития рыночных отношений

Происходящий в Российской Федерации процесс коренных изменений в экономической системе, введение в действие нового российского законодательства, в т.ч. Закона РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", в соответствии с которым основным правовым документом, регламентирующим производственно-хозяйственные и другие взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности, является договор (контракт), определяют необходимость внесения принципиальных изменений в систему ценообразования в строительстве.
В настоящих Методических рекомендациях, разработанных в исполнение решения коллегии Минстроя России от 26.02.92 (протокол N 4) приведены:
I. Основные положения ценообразования в строительстве в условиях развития рыночных отношений;
II. Методические рекомендации по составлению сметных расчетов (смет) на строительные и монтажные работы ресурсным методом.
В Основных положениях освещаются главные направления перестройки действующей системы ценообразования в строительстве, осуществляемом на территории Российской Федерации. Эти положения предназначены для ориентировки всех участников инвестиционного процесса в перспективах совершенствования системы и направлены на обеспечение методологического единства при определении сметной стоимости строительства и формировании свободных (договорных) цен на строительную продукцию в условиях развития рыночных отношений.
Положения новой системы рекомендуется применять для объектов, проектирование и строительство которых начинается после 1 января 1993 г. По строительству, начатому ранее, где документация уже разработана и свободные (договорные) цены согласованы, действуют рекомендации, предусмотренные письмами Госкомархстроя РСФСР от 23.09.91 N Ц-60/12 и Минархстроя Российской Федерации от 17.01.92 N БФ-39/12, а также письмо Минстроя России и Госкомстата России от 23.04.92 N БФ-367/12/ N 17-1-17/67.
В процессе апробации в течение 1993 года новой системы ценообразования в строительстве намечается уточнение ее отдельных положений и выпуск дополнительных рекомендаций, способствующих упорядочению процесса составления сметной документации и формирования свободных (договорных) цен на строительную продукцию в рыночных условиях.
В Методических рекомендациях по составлению сметных расчетов (смет) на строительные и монтажные работы ресурсным методом освещаются положения, связанные с определением сметной стоимости на основе выделяемых в проектных материалах и сметной документации ресурсных показателей: затрат труда (трудоемкости), потребности и времени использования строительных машин, расхода материалов, изделий и конструкций. В условиях становления рыночных отношений, когда стоимостные факторы крайне нестабильны и применение других (в том числе традиционных) методов весьма затрудняет определение и уточнение стоимости строительства, ресурсный метод позволяет это сделать по желанию пользователя наиболее точно и на любой момент времени, исходя из текущих цен на ресурсы.
Реализацию в практику капитального строительства ресурсного метода намечается осуществить начиная с 1993 года. Этот метод рекомендуется применять и при капитальном ремонте зданий и сооружений в порядке, аналогичном разработанному для капитального строительства, используя при этом нормативную базу, предназначенную для ремонта (утверждена приказом Минстроя России от 23.07.92 N 176).
Положения, приведенные в настоящих Методических рекомендациях, распространяются на предприятия и организации, осуществляющие капитальное строительство и капитальный ремонт зданий и сооружений, независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности.
Министерства, комитеты Российской Федерации и другие центральные органы федеральной исполнительной власти, местная администрация республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, акционерные общества, строительные концерны, корпорации и ассоциации в соответствии с предоставленными им правами могут с учетом положений настоящей головной методики разрабатывать соответствующие методические документы по определению стоимости строительства, отражающие специфику отдельных отраслей народного хозяйства и видов строительства, а также региональные особенности, и применять их по согласованию с другими участниками инвестиционного процесса.

I. Основные положения ценообразования в строительстве
в условиях развития рыночных отношений

1. Особенности определения стоимости строительства в новых условиях

1.1. Для оценки стоимости строительства в процессе подготовки предложения по свободным (договорным) ценам на строительную продукцию рекомендуется применять следующие методы определения этой стоимости:
действующий (базисно-компенсационный);
ресурсный;
ресурсно-индексный.
1.2. Действующий (базисно-компенсационный) метод, предусмотренный письмами Госкомархстроя РСФСР от 23.09.91 N Ц-60/12 и Минархстроя Российской Федерации от 17.01.92 N БФ-39/12, рекомендуется применять для строительства, начатого ранее по документации, разработанной и согласованной заказчиком и подрядчиком. Стоимость стройки при этом методе формируется, исходя из всех произведенных фактических затрат, и полностью может быть подсчитана только после завершения строительства.
При этом методе стоимость определяется в два этапа:
на первом этапе (стадии проектирования) - в базисном уровне. Одновременно делается ориентировочный прогноз удорожания указанной базисной стоимости в связи с ожидаемыми инфляционными процессами на период строительства, т.е. ориентировочно определяется сумма средств для компенсации дополнительных затрат, связанных с ростом цен и тарифов на потребляемые в строительстве ресурсы (материальные, технические, энергетические, трудовые, оборудование, инвентарь, услуги и пр.);
на втором этапе (в процессе строительства) - при оплате работ, услуг, оборудования и др. производится расчет дополнительных затрат, вызванных реальными изменениями цен и тарифов по отношению к определенным на первом этапе.
Итоговая стоимость строительства складывается из ее базисного уровня и всех дополнительных затрат, связанных с повышением цен и тарифов на применяемые ресурсы.
1.3. Ресурсный метод определения стоимости строительства представляет собой калькулирование в текущих (прогнозируемых) ценах и тарифах элементов затрат (ресурсов), необходимых для реализации проекта. Калькулирование себестоимости (предстоящих издержек производства) ведется на основе выраженных в натуральных измерителях потребности в материалах, изделиях, конструкциях (в том числе вспомогательных, применяемых в процессе производства работ), данных о расстояниях и способах их доставки на площадку строительства, расхода энергоносителей на технологические цели, времени эксплуатации строительных машин и их состава, затрат труда рабочих. Указанные ресурсы выделяются из проектных материалов и различных нормативных и других источников.
Ресурсный метод, который в условиях неустойчивости рынка приобретает приоритетное значение, применяется в порядке, подробно изложенном в Методических рекомендациях по составлению сметных расчетов (смет) на строительные и монтажные работы ресурсным методом.*(1)
1.4. После стабилизации экономической ситуации и вновь созданных рыночных структур основными методами определения сметной стоимости и свободных (договорных) цен на строительную продукцию будут ресурсный и ресурсно-индексный.
Ресурсно-индексный метод - это сочетание ресурсного метода с системой индексов на ресурсы, используемые в строительстве.
1.5. При всех методах определения стоимости строительства в составе технической документации может использоваться в качестве рекомендуемой сметно-нормативная (нормативно-информационная) база, введенная в действие с 1 января 1991 г. и уточненная в 1992 году с применением новых нормативов накладных расходов, сметной прибыли (плановых накоплений) и прочих затрат, методическое обеспечение для разработки которых выпущено в 1992 году.*(2) Учитывая отсутствие у потребителей в нужном объеме указанной сметно-нормативной базы, допускается по согласованию сторон применение базы, введенной в действие с 1 января 1984 г.
1.6. Для определения стоимости строительства на ранних стадиях проектирования или в составе предпроектных проработок рекомендуется применять укрупненные нормативы, в т.ч. ресурсные.
Для объектов производственного назначения могут использоваться укрупненные показатели базисной стоимости строительства (УПБС), разрабатываемые на основе технологических моделей отраслей и подотраслей народного хозяйства.
По объектам жилищно-социального назначения для определения их стоимости в текущих и прогнозируемых ценах на ранней стадии проектирования, а также для расчетов капитальных вложений как для городов в целом, так и для комплексной застройки жилых кварталов (микрорайонов) рекомендуется использовать укрупненные показатели базисной стоимости (УПБС), разрабатываемые на основе объектов - представителей, характеризующих тип жилых зданий массовой застройки в конкретном регионе.
1.7. Стоимость оборудования, инструментов и инвентаря определяется по свободным (рыночным) оптовым ценам в порядке, установленном Временным положением о порядке применения свободных (рыночных) цен и тарифов на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, утвержденным Министерством экономики и финансов РСФСР 23.12.91 N Р-339. При этом в составе указанной стоимости учитываются затраты по их приобретению, транспортные, посреднические, заготовительно-складские и другие расходы.
Стоимость импортного оборудования (как и другой импортной продукции), закупаемого за рубежом за счет централизованных валютных средств, определяется в соответствии с порядком, сообщенным письмом Комитета цен при Минэкономики России и Минфина России от 14.08.92 N 01-17/572-06/ N 74.

2. Организация работы по дальнейшему совершенствованию
системы ценообразования в строительстве

2.1. Реализация программы по переходу на новую систему ценообразования во многом зависит от эффективности функционирования региональных служб по ценообразованию, которые рекомендовано образовать письмом Минстроя России от 10.04.92 N 12-6/167 и решением коллегии Министерства от 30.09.92 (протокол N 21).
Создаваемые при содействии органов исполнительной власти и методической поддержке Минстроя России региональные центры по ценообразованию в строительстве, обеспечивая права субъектов ценообразования, предоставленные им действующим законодательством, выполняют следующие основные задачи:
сбор данных об уровне цен на материалы, изделия и конструкции, используемые в регионе для строительства, о стоимости эксплуатации строительных машин, транспортных и других услуг, а также подготовка соответствующей информации в виде сборников цен на материалы, эксплуатацию строительных машин, транспортные услуги и др.;
оперативное отслеживание текущих изменений цен с разработкой соответствующих индексов (включая прогнозные);
сбор данных об уровне фактической заработной платы или затрат труда по видам строительных и монтажных работ;
формирование регионального автоматизированного банка данных о стоимости и ресурсных показателях по построенным и введенным в эксплуатацию объектам и производственным мощностям.
2.2. Учитывая, что вся необходимая для выполнения указанных задач информация находится в строительно-монтажных организациях, рекомендуется местным органам власти создавать на правах хозрасчетного органа региональные центры по ценообразованию с участием строительной фирмы (акционерной компании, территориальной строительной организации и др.). Деятельность этих центров целесообразно осуществлять на договорной основе за счет средств подрядчиков, заказчиков и других организаций.
Методологическая помощь в функционировании указанных центров будет осуществляться Минстроем России совместно с соответствующими строительными концернами, ассоциациями, корпорациями (акционерными компаниями).
2.3. Подготавливаемые региональными центрами информационные материалы и предложения, в том числе имеющие нормативную направленность, носят рекомендательный характер.
2.4. В ходе апробации новой системы ценообразования будут уточняться ее отдельные положения, рассматриваться методические и практические подходы по дальнейшему совершенствованию системы ценообразования в целом и ее отдельных звеньев.
Рекомендуемые нормативы (в т.ч. нормы накладных расходов по видам строительных, монтажных работ и по видам строительства, а также общеотраслевой норматив сметной прибыли) будут публиковаться в качестве информации для пользователей, а при необходимости корректироваться по результатам их применения и в случаях изменения действующего законодательства.
2.5. Подготовку и уточнение индивидуальных норм накладных расходов и сметной прибыли подрядные организации осуществляют, привлекая для экспертизы на договорной основе специалистов строительных концернов, ассоциаций, корпораций, акционерных обществ, региональных центров, ведущих институтов (ЦНИИЭУС и др.) с получением соответствующих заключений по расчетным материалам.