(Утративший силу) Свод правил по проектированию и строительству СП 81-01-94"Свод правил...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Утративший силу

15 Принципы формирования свободных (договорных) цен на строительную продукцию

15.1. Исходя из текущего (прогнозного) уровня стоимости, определенного в составе сметной документации, заказчики (инвесторы) и подрядчики могут формировать свободные (договорные) цены на строительную продукцию, которые могут быть открытыми, т.е. уточняемыми в соответствии с условиями договора (контракта) в ходе строительства, или твердыми (окончательными).
15.2. Материалы обоснования свободной (договорной) цены на строительство подготавливаются стороной, которой поручается это выполнить согласно достигнутой договоренности. Как правило, это - подрядчик.
Если проводятся подрядные торги, то свободная (договорная) цена стройки (части ее) устанавливается после оценки и сопоставления предложений, предъявленных подрядчиками. В случаях, когда торги не проводятся, указанная цена согласовывается между заказчиком и генподрядчиком в процессе заключения договора.
В результате совместного решения составляется по рекомендуемой Минстроем России форме протокол согласования (ведомость) свободной (договорной) цены на строительную продукцию, который(ая) является неотъемлемой частью договора подряда.
Принятая заказчиком и подрядчиком свободная (договорная) цена на строительную продукцию не может изменяться одной стороной без согласия другой стороны.
15.3. Свободная (договорная) цена на строительную продукцию формируется по стройке в целом с распределением по объектам и комплексам субподрядных работ, а в необходимых случаях и по пусковым комплексам.
15.4. После установления сторонами свободной (договорной) цены на строительство и получения сведений о стоимости приобретаемого оборудования сводка затрат, сводный сметный расчет стоимости строительства (сводный расчет стоимости строительства к предпроектным проработкам) и другие сметные документы подлежат уточнению заказчиком и служат в качестве документации, которая определяет общий размер средств, необходимых для осуществления соответствующей стройки. Вместе с этим может быть уточнен и базисный уровень стоимости подрядных работ на строительстве, который должен быть единым для заказчика и подрядчика.

16 Подрядные торги - основной экономический метод оптимизации стоимости строительной продукции

16.1. Основным методом экономической оптимизации стоимости строительной продукции в условиях рыночных отношений является конкурсная форма размещения заказов на строительство путем проведения открытых или закрытых подрядных торгов (далее - подрядные торги или торги), представляющая собой соревновательное сопоставление оферт, переданных претендентами, с точки зрения их соответствия критериям, содержащимся в тендерной документации (далее - ТД).
Подрядные торги по вновь начинаемому строительству для федеральных государственных нужд являются обязательными, в том числе на комплекс работ и оказание услуг, осуществляемых за счет государственных валютных средств и государственных инвестиционных кредитов.
Подрядные торги проводятся в порядке, устанавливаемом Минстроем России и Госкомимуществом России*(12).
16.2. Основными участниками подрядных торгов являются заказчик, организатор торгов, тендерный комитет, претенденты и оференты.
Заказчиком, организатором торгов, тендерным комитетом в отдельных процедурах торгов могут привлекаться по согласованию с ними Минстрой России, межведомственная комиссия по подрядным торгам, инженерно-консультационные и другие организации, а также МВЭС России и внешнеэкономические объединения в случае проведения международных подрядных торгов.
16.3. Решение о назначении и о времени проведения подрядных торгов принимается заказчиком после утверждения предпроектной или проектно-сметной документации на соответствующее строительство*(13). В качестве претендентов на этих торгах могут участвовать любые российские или зарубежные предприятия, организации (независимо от их формы собственности) и частные лица, имеющие лицензию на осуществление строительной деятельности (за исключением имеющих непосредственную организационно-правовую или финансовую зависимость друг от друга, выраженную в форме актов учредительства, финансового участия, холдинга и др.). По решению заказчика, о чем должно быть обязательно сообщено в объявлении о торгах, может проводиться предварительная квалификация (отбор) претендентов на участие в подрядных торгах.
Организатором подрядных торгов может быть заказчик либо любое юридическое лицо, уполномоченное заказчиком в соответствии с заключенным с ним договором. Для организации и проведения подрядных торгов формируется и утверждается в установленном порядке тендерный комитет или привлекается на договорной основе постоянно действующий ведомственный, региональный или другой тендерный комитет. Тендерный комитет самостоятельно разрабатывает и утверждает регламент своей работы.
Организация и проведение подрядных торгов осуществляются за счет средств, включаемых в главу 9 "Прочие работы и затраты" сводного сметного расчета стоимости строительства на основании отдельных расчетов по видам затрат.
16.4. Утверждаемая заказчиком ТД разрабатывается в установленном порядке. Конкретный порядок, состав и другие условия подготовки ТД определяет тендерный комитет в соответствии с поручением заказчика или организатора торгов. ТД передается претендентам в комплекте по их официальному запросу за отдельную плату. Порядок и условия ее выкупа определяются тендерным комитетом.
Разработка ТД осуществляется за счет средств, включаемых в главу 12 "Проектные и изыскательские работы, авторский надзор" сводного сметного расчета стоимости строительства. В этой же главе предусматриваются также средства на экспертизу этой или другой документации, связанной с проведением торгов.
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) "Строительство новых, расширение, реконструкция, техническое перевооружение и капитальный ремонт действующих предприятий, зданий и сооружений" далее именуются "строительство предприятий, зданий и сооружений".
*(2) В течение переходного периода действуют также сборники сметных нормативов 4-й части СНиП.
*(3) На 01.04.95 действует "Сборник сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин (СНиП 4.03-91)".
*(4) В понятие зимнее время входит часть года со среднесуточной температурой наружного воздуха ниже 0°С.
*(5) По состоянию на 01.04.95 действует постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.93 N 77.
*(6) По состоянию на 01.04.95 действует постановление Правительства Российской Федерации от 20.06.93 N 585 "О государственной экспертизе градостроительной и проектно-сметной документации и утверждении проектов строительства".
*(7) По состоянию на 01.04.95 действуют "Методические рекомендации по определению сметной стоимости строительства на базе показателей на отдельные виды работ (ПВР)" (письмо Госстроя России от 04.06.93 N 12-146).
*(8) По состоянию на 01.04.95 действуют "Методические рекомендации по формированию укрупненных показателей базовой стоимости на виды работ и порядку их применения для составления инвесторских смет и предложений подрядчика (УПБС ВР)" и "Сборник укрупненных показателей базисной стоимости на виды работ (УПБС ВР)" (письмо Госстроя России от 05.11.93 N 12-275).
*(9) По состоянию на 01.04.95 действуют:
"Методические рекомендации по формированию и использованию укрупненных показателей базисной стоимости (УПБС) строительства зданий и сооружений производственного назначения" (письмо Госстроя России от 29.12.93 N 12-347);
"Методические рекомендации по формированию и использованию укрупненных показателей базисной стоимости (УПБС) с учетом потребительских свойств строительной продукции для объектов жилищно-гражданского назначения" (письмо Госстроя России от 29.12.93 N 12-346).
*(10) Конструкции, материалы и изделия, отражаемые в возвратных суммах, следует отличать от так называемых оборачиваемых материалов (опалубка, крепление и т.п.), применяемых в соответствии с технологией строительного производства по нескольку раз при выполнении отдельных видов строительных работ. Неоднократная их оборачиваемость учтена в сметных нормах на соответствующие конструкции и виды работ.
*(11) В этом случае определение технико-экономических показателей проекта производится с учетом полной стоимости строительства, включающей также стоимость переставляемого оборудования.
*(12) По состоянию на 01.01.95 действуют:
"Положение о подрядных торгах в Российской Федерации", утвержденное распоряжением Госкомимущества России и Госстроя России от 13.04.93 N 660-р/18-7;
"Изменения и дополнения Положения о подрядных торгах в Российской Федерации", утвержденные распоряжением Минстроя России и Госкомимущества России от 18.10.94 N 18-23р/2532-р;
"Методические рекомендации по подготовке тендерной документации при проведении подрядных торгов", "Методические рекомендации по проведению предварительной квалификации претендентов на участив в подрядных торгах", "Методические рекомендации по процедуре подрядных торгов", одобренные Межведомственной комиссией по подрядным торгам при Минстрое России (протокол N 3 от 28.01.84).
*(13) По строительству, осуществляемому за счет государственных валютных средств и государственных инвестиционных кредитов, требуется также наличие положительного заключения Главгосэкспертизы при Минстрое России.
Приложение А

Термины
системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве и их определения

┌────┬─────────────────┬──────────────────────────────────────┬─────────┐
│ N  │ │ │Документ,│
│п.п.│ Термин │ Определение │на основе│
│ │ │ │которого │
│ │ │ │дано оп-│
│ │ │ │ределение│
├────┼─────────────────┼──────────────────────────────────────┼─────────┤
│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │
├────┼─────────────────┼──────────────────────────────────────┼─────────┤
│ 1 │Сметные норматив-│Комплекс сметных норм, расценок и цен,│Основные │
│ │ные документы│объединяемых в отдельные сборники. │положения│
│ │(сметные норма-│Вместе с правилами и положениями,│(концеп- │
│ │тивы) │содержащими в себе необходимые│ция) це-│
│ │ │требования, они служат для определения│нообразо-│
│ │ │сметной стоимости строительства│вания и│
│ │ │и реконструкции зданий и сооружений,│сметного │
│ │ │расширения и технического│нормиро- │
│ │ │перевооружения предприятий всех│вания в│
│ │ │отраслей народного хозяйства │строите- │
│ │ │ │льстве в│
│ │ │ │условиях │
│ │ │ │развития │
│ │ │ │рыночных │
│ │ │ │отношений│
│ │ │ │(письма │
│ │ │ │Госстроя │
│ │ │ │России от│
│ │ │ │22.10.93 │
│ │ │ │N БЕ-19- │
│ │ │ │21/12 и│
│ │ │ │от │
│ │ │ │03.11.93 │
│ │ │ │N 12-270)│
│ │ │ │ │
│ 2 │Сметно-норматив- │Комплекс сборников сметных нормативов│ То же │
│ │ная (нормативно-│(государственных сметных норм и цен).│ │
│ │информационная) │На федеральном уровне указанные сбор-│ │
│ │база │ники вводятся в действие Минстроем│ │
│ │ │России │ │
│ │ │ │ │
│ 3 │Базисный (посто-│Стоимость, определяемая на основе сме-│ -"- │
│ │янный) уровень│тных цен, зафиксированных на какую-то│ │
│ │стоимости │принятую дату. Этот уровень сметной│ │
│ │ │стоимости предназначен для сопоставле-│ │
│ │ │ния результатов инвестиционной деяте-│ │
│ │ │льности в разные периоды времени, эко-│ │
│ │ │номического анализа различных сфер│ │
│ │ │этой деятельности, а также использует-│ │
│ │ │ся как база для определения стоимости│ │
│ │ │в текущем уровне │ │
│ │ │ │ │
│ 4 │Свободная (дого-│Цена, устанавливаемая инвестором (за-│ -"- │
│ │ворная) цена на│казчиком) и генподрядчиком (генподря-│ │
│ │строительную про-│дчиком и субподрядчиком) на равноправ-│ │
│ │дукцию (выполне-│ной основе при заключении договора по-│ │
│ │ние подрядных ра-│дряда (контракта) на капитальное стро-│ │
│ │бот или оказание│ительство или капитальный ремонт зда- │ │
│ │услуг) │ний и сооружений (договора субподря- │ │
│ │ │да),в том числе по результатам прове- │ │
│ │ │дения конкурсов (подрядных торгов). │ │
│ │ │Эта цена формируется с учетом спроса и│ │
│ │ │предложений на строительную продукцию,│ │
│ │ │складывающихся условий на рынке труда,│ │
│ │ │конъюнктуры стоимости материалов, при-│ │
│ │ │меняемых машин и оборудования, а также│ │
│ │ │обеспечения прибыли подрядной органи-│ │
│ │ │зации для расширенного воспроизводства│ │
│ │ │ │ │
│ 5 │Инвесторская сме-│Комплект документов в составе пред-│ -"- │
│ │та (расчет, каль-│проектной или проектно-сметной доку-│ │
│ │куляция издержек)│ментации по стройке, предназначенных│ │
│ │ │для предварительной оценки заказчиком│ │
│ │ │стоимости строительства на различных│ │
│ │ │этапах определения размера капитальных│ │
│ │ │вложений, подготовки подрядных торгов│ │
│ │ │или для переговоров с подрядчиком. │ │
│ │ │В инвесторской смете(расчете) приво- │ │
│ │ │дится полная стоимость строительства,│ │
│ │ │включая стоимость оборудования, про-│ │
│ │ │ектно-изыскательских работ, содержания│ │
│ │ │службы заказчика, занимающейся строи-│ │
│ │ │тельством, и т.п. │ │
│ │ │ │ │
│ 6 │Тендерная │Комплект документов, содержащих ис-│"Положе-
│ │документация │ходную информацию о технических, ком-│ние о по-│
│ │ │мерческих, организационных и иных ха-│дрядных │
│ │ │рактеристиках объектов строительства и│торгах в│
│ │ │предметов торгов, а также об условиях│Российс- │
│ │ │и процедуре торгов │кой Феде-│
│ │ │ │рации" и│
│ │ │ │изменения│
│ │ │ │и допол-│
│ │ │ │нения к│
│ │ │ │нему (со-│
│ │ │ │ответст- │
│ │ │ │венно ра-│
│ │ │ │споряже- │
│ │ │ │ния Гос-│
│ │ │ │комимуще-│
│ │ │ │ства Рос-│
│ │ │ │сии и│
│ │ │ │Минстроя │
│ │ │ │(Госст- │
│ │ │ │роя) Рос-│
│ │ │ │сии от│
│ │ │ │13.04.93
│ │ │ │N 660-р/
│ │ │ │18-7 и от
│ │ │ │18.10.94
│ │ │ │N 2532-р/
│ │ │ │18-23р)
│ │ │ │ │
│ 7 │Расчет (смета,│Комплект документов, предназначенных│Основные │
│ │калькуляция изде-│для обоснования подрядчиком своих пре-│положения│
│ │ржек производст-│дложений по свободной (договорной) це-│(концеп- │
│ │ва) подрядчика │не на строительную продукцию. В нем│ция) це-│
│ │ │приводится стоимость работ и затрат,│нообразо-│
│ │ │предлагаемых подрядчиком к исполнению│вания и│
│ │ │в соответствии с заключаемым договором│сметного │
│ │ │подряда │нормиро- │
│ │ │ │вания в│
│ │ │ │строите- │
│ │ │ │льстве в│
│ │ │ │условиях │
│ │ │ │развития │
│ │ │ │рыночных │
│ │ │ │отношений│
│ │ │ │(письма │
│ │ │ │Госстроя │
│ │ │ │России от│
│ │ │ │22.10.93 │
│ │ │ │N БЕ-19- │
│ │ │ │21/12 и │
│ │ │ │от │
│ │ │ │03.11.93 │
│ │ │ │N 12-270)│
│ │ │ │ │
│ 8 │Текущий уровень│Это стоимость, определяемая на основе│ То же │
│ │стоимости │цен, действующих на момент определения│ │
│ │ │стоимости │ │
│ │ │ │ │
│ 9 │Прогнозный уро-│Стоимость, определяемая на основе цен,│ -"- │
│ │вень стоимости │которые прогнозируются на будущий пе-│ │
│ │ │риод, когда намечается осуществлять│ │
│ │ │расчеты на строительную продукцию │ │
│ │ │ │ │
│ 10 │Индексы стоимос-│Отношения текущих (прогнозных) стои-│ -"- │
│ │ти (цен, затрат)│мостных показателей к базисным стои-│ │
│ │в строительстве │мостным показателям на сопоставимые по│ │
│ │ │номенклатуре и структуре ресурсы, на-│ │
│ │ │боры ресурсов или ресурсно-технологи-│ │
│ │ │ческие модели строительной продукции, │ │
│ │ │а также ее отдельных калькуляционных│ │
│ │ │составляющих. Индексы выражаются│ │
│ │ │в безразмерных величинах, как правило,│ │
│ │ │не более чем с двумя значащими цифрами│ │
│ │ │после запятой. │ │
│ │ │Ресурсно-технологическая модель (РТМ)│ │
│ │ │на продукцию капитального строительст-│ │
│ │ │ва в целом или на ее отдельные состав-│ │
│ │ │ляющие - это унифицированный набор ре-│ │
│ │ │сурсов, характеризующий базисный уро-│ │
│ │ │вень расхода материалов, изделий, кон-│ │
│ │ │струкций, строительных машин, энерго-│ │
│ │ │ресурсов, труда работников строитель- │ │
│ │ │cтва и др. РТМ могут быть отраслевыми │ │
│ │ │(подотраслевыми), по видам зданий │ │
│ │ │(сооружений), видам работ и конструк- │ │
│ │ │тивным элементам, по отдельным каль- │ │
│ │ │куляционным элементам и видам затрат│ │
│ │ │ │ │
│ 11 │Региональные цен-│Организации, созданные в республиках,│Основные │
│ │тры по ценообра-│входящих в состав Российской Федера- │положения│
│ │зованию в строи-│ции, в краях, областях, городах Москве│(концеп- │
│ │тельстве (РЦЦС) │и Санкт-Петербурге для проведения по- │ция) це- │
│ │ │литики ценообразования в условиях ры- │нообразо-│
│ │ │ночных отношений, включая информацион-│вания и│
│ │ │ное обеспечение участников инвестици- │сметного │
│ │ │онного процесса данными о текущем из- │нормиро- │
│ │ │менении цен на строительную продукцию │вания в │
│ │ │ │строите- │
│ │ │ │льстве в│
│ │ │ │условиях │
│ │ │ │развития │
│ │ │ │рыночных │
│ │ │ │отношений│
│ │ │ │(письма │
│ │ │ │Госстроя │
│ │ │ │России от│
│ │ │ │22.10.93 │
│ │ │ │N БЕ-19- │
│ │ │ │21/12 и │
│ │ │ │от │
│ │ │ │03.11.93 │
│ │ │ │N 12-270)│
│ │ │ │ │
│ 12 │Сметная норма │Совокупность ресурсов (затрат труда│ То же │
│ │ │работников строительства, времени ра-│ │
│ │ │боты строительных машин, расхода мате-│ │
│ │ │риалов, изделий и конструкций и т.п.),│ │
│ │ │установленная на принятый измеритель│ │
│ │ │строительных, монтажных или других ра-│ │
│ │ │бот │ │
│ │ │Состав и количество ресурсов в сметных│ │
│ │ │нормах должны отвечать последним дос-│ │
│ │ │тижениям в области технологии и орга-│ │
│ │ │низации строительного производства,│ │
│ │ │современному уровню оснащения строи-│ │
│ │ │тельно-монтажных организаций, отражать│ │
│ │ │накопленный в строительстве передовой│ │
│ │ │опыт, а также прогрессивные проектные│ │
│ │ │решения, материалы, изделия и конст- │ │
│ │ │рукции │ │
│ │ │ │ │
│ 13 │Оферта │Предложение заключить контракт в от-│"Положе-
│ │ │ношении конкретного предмета торгов на│ние о по-│
│ │ │условиях, определяемых в тендерной до-│дрядных │
│ │ │кументации (ТД) │торгах в│
│ │ │ │Российс- │
│ │ │ │кой Феде-│
│ │ │ │рации" и│
│ │ │ │изменения│
│ │ │ │и допол- │
│ │ │ │нения к│
│ │ │ │нему (со-│
│ │ │ │ответст- │
│ │ │ │венно ра-│
│ │ │ │споряже- │
│ │ │ │ния Гос-│
│ │ │ │комимуще-│
│ │ │ │ства Рос-│
│ │ │ │сии и │
│ │ │ │Минстроя │
│ │ │ │(Госст- │
│ │ │ │роя) Рос-│
│ │ │ │сии от │
│ │ │ │13.04.93
│ │ │ │N 660-р/
│ │ │ │18-7 и от
│ │ │ │18.10.94
│ │ │ │N 2532-р/
│ │ │ │18-23р) │
│ │ │ │ │
│ 14 │Оферент │Лицо, от имени которого представлена│ То же │
│ │ │оферта │ │
└────┴─────────────────┴──────────────────────────────────────┴─────────┘
Приложение Б

Сметно-нормативная (нормативно-информационная) база системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве

                         ┌───────────────────┐
│Федеральный уровень│
└───────────────────┘
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│Государственные федеральные сметные нормативы (ГФСН), вводимые в дей-│
│ ствие Минстроем России │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
┌────────────────────────────┐                   ┌─────────────────────────────┐
│Элементные сметные нормативы│ │Укрупненные сметные нормативы│
└────────────────────────────┘ └─────────────────────────────┘
┌──────────────────┐ ┌─────────────────────────┐ ┌──────────────────────┐ ┌──────────────────────────┐ ┌──────────────┐
│ Элементные │ │ Элементные сметные нор- │ │ Сметные нормативы, │ │ Укрупненные сметные │ │ Свободные │
│ сметные нормы и │ │ мы и расценки на виды │ │ выраженные в процен- │ │ нормативы и показатели │ │ (рыночные) │
│ цены базисного │ │ работ │ │ тах, шифр 5 │ │ на здания и виды работ │ │ и регулируе- │
│ уровня на виды │ └─────────────────────────┘ └──────────────────────┘ └──────────────────────────┘ │ мые цены и │
│ ресурсов, шифр 1 │ │ тарифы на │
└──────────────────┘ │ продукцию │
┌──────────────────┐ ┌──────────────────────────┐ ┌──────────────────────┐ ┌──────────────────────────┐│ произ-       │
│ Сборник сметных │ │ Сборники сметных норм и │ │ Нормативы накладных │ │ Укрупненные показатели ││ водственно- │
│ норм и расценок │ │ расценок на строительные │ │ расходов по видам │ │ базисной стоимости стро- ││ технического │
│ на эксплуатацию │ │ работы, шифр 2 │ │ строительных и мон- │ │ ительства (УПБС), шифр 6 ││ назначения │
│ строительных │ └──────────────────────────┘ │ тажных работ, шифр 5 │ └──────────────────────────┘│ и услуги │