(Утративший силу) Свод правил по проектированию и строительству СП 81-01-94"Свод правил...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Утративший силу
толщины слоя (см) утеплителя в кровельном покрытии намечаемого к строительству объекта по сравнению с учтенной в укрупненном показателе (или объекте-аналоге).
Для строительства, намечаемого в сейсмическом районе, применяются отдельные поправки, величина которых принимается на основании имеющегося опыта осуществления аналогичных строек. По строительной части промышленных зданий ориентировочно могут быть приняты поправки по районам с сейсмичностью 7 баллов - 1,04, 8 баллов - 1,05 и 9 баллов - 1,08.
При определении лимита стоимости строительства отдельных объектов, входящих в состав предприятия или производственного комплекса, также учитываются новизна технических решений и другие влияющие на стоимость строительства факторы. Эти факторные зависимости могут быть выявлены на основе широкой практики применения укрупненных и других показателей стоимости, изменений в сметной стоимости строительства и выражены системой коэффициентов, графиков, номограмм и т.п.
В конце расчета стоимости на каждую из очередей предусматривается резерв средств на непредвиденные работы и затраты в размере, аналогичном принимаемому в проектно-сметной документации.
За итогом каждого расчета стоимости и в целом сводного расчета стоимости строительства к предпроектным материалам (на полное развитие предприятия, здания или сооружения) включаются соответствующие средства согласно тем же положениям, что и для сводного сметного расчета.

15 Принципы формирования свободных (договорных) цен на строительную продукцию

15.1. Исходя из текущего (прогнозного) уровня стоимости, определенного в составе сметной документации, заказчики (инвесторы) и подрядчики могут формировать свободные (договорные) цены на строительную продукцию, которые могут быть открытыми, т.е. уточняемыми в соответствии с условиями договора (контракта) в ходе строительства, или твердыми (окончательными).
15.2. Материалы обоснования свободной (договорной) цены на строительство подготавливаются стороной, которой поручается это выполнить согласно достигнутой договоренности. Как правило, это - подрядчик.
Если проводятся подрядные торги, то свободная (договорная) цена стройки (части ее) устанавливается после оценки и сопоставления предложений, предъявленных подрядчиками. В случаях, когда торги не проводятся, указанная цена согласовывается между заказчиком и генподрядчиком в процессе заключения договора.
В результате совместного решения составляется по рекомендуемой Минстроем России форме протокол согласования (ведомость) свободной (договорной) цены на строительную продукцию, который(ая) является неотъемлемой частью договора подряда.
Принятая заказчиком и подрядчиком свободная (договорная) цена на строительную продукцию не может изменяться одной стороной без согласия другой стороны.
15.3. Свободная (договорная) цена на строительную продукцию формируется по стройке в целом с распределением по объектам и комплексам субподрядных работ, а в необходимых случаях и по пусковым комплексам.
15.4. После установления сторонами свободной (договорной) цены на строительство и получения сведений о стоимости приобретаемого оборудования сводка затрат, сводный сметный расчет стоимости строительства (сводный расчет стоимости строительства к предпроектным проработкам) и другие сметные документы подлежат уточнению заказчиком и служат в качестве документации, которая определяет общий размер средств, необходимых для осуществления соответствующей стройки. Вместе с этим может быть уточнен и базисный уровень стоимости подрядных работ на строительстве, который должен быть единым для заказчика и подрядчика.

16 Подрядные торги - основной экономический метод оптимизации стоимости строительной продукции

16.1. Основным методом экономической оптимизации стоимости строительной продукции в условиях рыночных отношений является конкурсная форма размещения заказов на строительство путем проведения открытых или закрытых подрядных торгов (далее - подрядные торги или торги), представляющая собой соревновательное сопоставление оферт, переданных претендентами, с точки зрения их соответствия критериям, содержащимся в тендерной документации (далее - ТД).
Подрядные торги по вновь начинаемому строительству для федеральных государственных нужд являются обязательными, в том числе на комплекс работ и оказание услуг, осуществляемых за счет государственных валютных средств и государственных инвестиционных кредитов.
Подрядные торги проводятся в порядке, устанавливаемом Минстроем России и Госкомимуществом России*(12).
16.2. Основными участниками подрядных торгов являются заказчик, организатор торгов, тендерный комитет, претенденты и оференты.
Заказчиком, организатором торгов, тендерным комитетом в отдельных процедурах торгов могут привлекаться по согласованию с ними Минстрой России, межведомственная комиссия по подрядным торгам, инженерно-консультационные и другие организации, а также МВЭС России и внешнеэкономические объединения в случае проведения международных подрядных торгов.
16.3. Решение о назначении и о времени проведения подрядных торгов принимается заказчиком после утверждения предпроектной или проектно-сметной документации на соответствующее строительство*(13). В качестве претендентов на этих торгах могут участвовать любые российские или зарубежные предприятия, организации (независимо от их формы собственности) и частные лица, имеющие лицензию на осуществление строительной деятельности (за исключением имеющих непосредственную организационно-правовую или финансовую зависимость друг от друга, выраженную в форме актов учредительства, финансового участия, холдинга и др.). По решению заказчика, о чем должно быть обязательно сообщено в объявлении о торгах, может проводиться предварительная квалификация (отбор) претендентов на участие в подрядных торгах.
Организатором подрядных торгов может быть заказчик либо любое юридическое лицо, уполномоченное заказчиком в соответствии с заключенным с ним договором. Для организации и проведения подрядных торгов формируется и утверждается в установленном порядке тендерный комитет или привлекается на договорной основе постоянно действующий ведомственный, региональный или другой тендерный комитет. Тендерный комитет самостоятельно разрабатывает и утверждает регламент своей работы.
Организация и проведение подрядных торгов осуществляются за счет средств, включаемых в главу 9 "Прочие работы и затраты" сводного сметного расчета стоимости строительства на основании отдельных расчетов по видам затрат.
16.4. Утверждаемая заказчиком ТД разрабатывается в установленном порядке. Конкретный порядок, состав и другие условия подготовки ТД определяет тендерный комитет в соответствии с поручением заказчика или организатора торгов. ТД передается претендентам в комплекте по их официальному запросу за отдельную плату. Порядок и условия ее выкупа определяются тендерным комитетом.
Разработка ТД осуществляется за счет средств, включаемых в главу 12 "Проектные и изыскательские работы, авторский надзор" сводного сметного расчета стоимости строительства. В этой же главе предусматриваются также средства на экспертизу этой или другой документации, связанной с проведением торгов.
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) "Строительство новых, расширение, реконструкция, техническое перевооружение и капитальный ремонт действующих предприятий, зданий и сооружений" далее именуются "строительство предприятий, зданий и сооружений".
*(2) В течение переходного периода действуют также сборники сметных нормативов 4-й части СНиП.
*(3) На 01.04.95 действует "Сборник сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин (СНиП 4.03-91)".
*(4) В понятие зимнее время входит часть года со среднесуточной температурой наружного воздуха ниже 0°С.
*(5) По состоянию на 01.04.95 действует постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.93 N 77.
*(6) По состоянию на 01.04.95 действует постановление Правительства Российской Федерации от 20.06.93 N 585 "О государственной экспертизе градостроительной и проектно-сметной документации и утверждении проектов строительства".
*(7) По состоянию на 01.04.95 действуют "Методические рекомендации по определению сметной стоимости строительства на базе показателей на отдельные виды работ (ПВР)" (письмо Госстроя России от 04.06.93 N 12-146).
*(8) По состоянию на 01.04.95 действуют "Методические рекомендации по формированию укрупненных показателей базовой стоимости на виды работ и порядку их применения для составления инвесторских смет и предложений подрядчика (УПБС ВР)" и "Сборник укрупненных показателей базисной стоимости на виды работ (УПБС ВР)" (письмо Госстроя России от 05.11.93 N 12-275).
*(9) По состоянию на 01.04.95 действуют:
"Методические рекомендации по формированию и использованию укрупненных показателей базисной стоимости (УПБС) строительства зданий и сооружений производственного назначения" (письмо Госстроя России от 29.12.93 N 12-347);
"Методические рекомендации по формированию и использованию укрупненных показателей базисной стоимости (УПБС) с учетом потребительских свойств строительной продукции для объектов жилищно-гражданского назначения" (письмо Госстроя России от 29.12.93 N 12-346).
*(10) Конструкции, материалы и изделия, отражаемые в возвратных суммах, следует отличать от так называемых оборачиваемых материалов (опалубка, крепление и т.п.), применяемых в соответствии с технологией строительного производства по нескольку раз при выполнении отдельных видов строительных работ. Неоднократная их оборачиваемость учтена в сметных нормах на соответствующие конструкции и виды работ.
*(11) В этом случае определение технико-экономических показателей проекта производится с учетом полной стоимости строительства, включающей также стоимость переставляемого оборудования.
*(12) По состоянию на 01.01.95 действуют:
"Положение о подрядных торгах в Российской Федерации", утвержденное распоряжением Госкомимущества России и Госстроя России от 13.04.93 N 660-р/18-7;
"Изменения и дополнения Положения о подрядных торгах в Российской Федерации", утвержденные распоряжением Минстроя России и Госкомимущества России от 18.10.94 N 18-23р/2532-р;
"Методические рекомендации по подготовке тендерной документации при проведении подрядных торгов", "Методические рекомендации по проведению предварительной квалификации претендентов на участив в подрядных торгах", "Методические рекомендации по процедуре подрядных торгов", одобренные Межведомственной комиссией по подрядным торгам при Минстрое России (протокол N 3 от 28.01.84).
*(13) По строительству, осуществляемому за счет государственных валютных средств и государственных инвестиционных кредитов, требуется также наличие положительного заключения Главгосэкспертизы при Минстрое России.
Приложение А

Термины
системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве и их определения

┌────┬─────────────────┬──────────────────────────────────────┬─────────┐
│ N  │ │ │Документ,│
│п.п.│ Термин │ Определение │на основе│
│ │ │ │которого │
│ │ │ │дано оп-│
│ │ │ │ределение│
├────┼─────────────────┼──────────────────────────────────────┼─────────┤
│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │
├────┼─────────────────┼──────────────────────────────────────┼─────────┤
│ 1 │Сметные норматив-│Комплекс сметных норм, расценок и цен,│Основные │
│ │ные документы│объединяемых в отдельные сборники. │положения│
│ │(сметные норма-│Вместе с правилами и положениями,│(концеп- │
│ │тивы) │содержащими в себе необходимые│ция) це-│
│ │ │требования, они служат для определения│нообразо-│
│ │ │сметной стоимости строительства│вания и│
│ │ │и реконструкции зданий и сооружений,│сметного │
│ │ │расширения и технического│нормиро- │
│ │ │перевооружения предприятий всех│вания в│
│ │ │отраслей народного хозяйства │строите- │
│ │ │ │льстве в│
│ │ │ │условиях │
│ │ │ │развития │
│ │ │ │рыночных │
│ │ │ │отношений│
│ │ │ │(письма │
│ │ │ │Госстроя │
│ │ │ │России от│
│ │ │ │22.10.93 │
│ │ │ │N БЕ-19- │
│ │ │ │21/12 и│
│ │ │ │от │
│ │ │ │03.11.93 │
│ │ │ │N 12-270)│
│ │ │ │ │
│ 2 │Сметно-норматив- │Комплекс сборников сметных нормативов│ То же │
│ │ная (нормативно-│(государственных сметных норм и цен).│ │
│ │информационная) │На федеральном уровне указанные сбор-│ │
│ │база │ники вводятся в действие Минстроем│ │
│ │ │России │ │
│ │ │ │ │
│ 3 │Базисный (посто-│Стоимость, определяемая на основе сме-│ -"- │
│ │янный) уровень│тных цен, зафиксированных на какую-то│ │
│ │стоимости │принятую дату. Этот уровень сметной│ │
│ │ │стоимости предназначен для сопоставле-│ │
│ │ │ния результатов инвестиционной деяте-│ │
│ │ │льности в разные периоды времени, эко-│ │
│ │ │номического анализа различных сфер│ │
│ │ │этой деятельности, а также использует-│ │
│ │ │ся как база для определения стоимости│ │
│ │ │в текущем уровне │ │
│ │ │ │ │
│ 4 │Свободная (дого-│Цена, устанавливаемая инвестором (за-│ -"- │
│ │ворная) цена на│казчиком) и генподрядчиком (генподря-│ │
│ │строительную про-│дчиком и субподрядчиком) на равноправ-│ │
│ │дукцию (выполне-│ной основе при заключении договора по-│ │
│ │ние подрядных ра-│дряда (контракта) на капитальное стро-│ │
│ │бот или оказание│ительство или капитальный ремонт зда- │ │
│ │услуг) │ний и сооружений (договора субподря- │ │
│ │ │да),в том числе по результатам прове- │ │
│ │ │дения конкурсов (подрядных торгов). │ │
│ │ │Эта цена формируется с учетом спроса и│ │
│ │ │предложений на строительную продукцию,│ │
│ │ │складывающихся условий на рынке труда,│ │
│ │ │конъюнктуры стоимости материалов, при-│ │
│ │ │меняемых машин и оборудования, а также│ │
│ │ │обеспечения прибыли подрядной органи-│ │
│ │ │зации для расширенного воспроизводства│ │
│ │ │ │ │
│ 5 │Инвесторская сме-│Комплект документов в составе пред-│ -"- │
│ │та (расчет, каль-│проектной или проектно-сметной доку-│ │
│ │куляция издержек)│ментации по стройке, предназначенных│ │
│ │ │для предварительной оценки заказчиком│ │
│ │ │стоимости строительства на различных│ │
│ │ │этапах определения размера капитальных│ │
│ │ │вложений, подготовки подрядных торгов│ │
│ │ │или для переговоров с подрядчиком. │ │
│ │ │В инвесторской смете(расчете) приво- │ │
│ │ │дится полная стоимость строительства,│ │
│ │ │включая стоимость оборудования, про-│ │
│ │ │ектно-изыскательских работ, содержания│ │
│ │ │службы заказчика, занимающейся строи-│ │
│ │ │тельством, и т.п. │ │
│ │ │ │ │
│ 6 │Тендерная │Комплект документов, содержащих ис-│"Положе-
│ │документация │ходную информацию о технических, ком-│ние о по-│
│ │ │мерческих, организационных и иных ха-│дрядных │
│ │ │рактеристиках объектов строительства и│торгах в│
│ │ │предметов торгов, а также об условиях│Российс- │
│ │ │и процедуре торгов │кой Феде-│
│ │ │ │рации" и│
│ │ │ │изменения│
│ │ │ │и допол-│
│ │ │ │нения к│
│ │ │ │нему (со-│
│ │ │ │ответст- │
│ │ │ │венно ра-│
│ │ │ │споряже- │
│ │ │ │ния Гос-│
│ │ │ │комимуще-│
│ │ │ │ства Рос-│
│ │ │ │сии и│
│ │ │ │Минстроя │
│ │ │ │(Госст- │
│ │ │ │роя) Рос-│
│ │ │ │сии от│
│ │ │ │13.04.93
│ │ │ │N 660-р/
│ │ │ │18-7 и от
│ │ │ │18.10.94
│ │ │ │N 2532-р/
│ │ │ │18-23р)
│ │ │ │ │
│ 7 │Расчет (смета,│Комплект документов, предназначенных│Основные │
│ │калькуляция изде-│для обоснования подрядчиком своих пре-│положения│
│ │ржек производст-│дложений по свободной (договорной) це-│(концеп- │
│ │ва) подрядчика │не на строительную продукцию. В нем│ция) це-│
│ │ │приводится стоимость работ и затрат,│нообразо-│
│ │ │предлагаемых подрядчиком к исполнению│вания и│
│ │ │в соответствии с заключаемым договором│сметного │
│ │ │подряда │нормиро- │
│ │ │ │вания в│
│ │ │ │строите- │
│ │ │ │льстве в│
│ │ │ │условиях │
│ │ │ │развития │
│ │ │ │рыночных │
│ │ │ │отношений│
│ │ │ │(письма │
│ │ │ │Госстроя │
│ │ │ │России от│
│ │ │ │22.10.93 │
│ │ │ │N БЕ-19- │
│ │ │ │21/12 и │
│ │ │ │от │
│ │ │ │03.11.93 │
│ │ │ │N 12-270)│
│ │ │ │ │
│ 8 │Текущий уровень│Это стоимость, определяемая на основе│ То же │
│ │стоимости │цен, действующих на момент определения│ │
│ │ │стоимости │ │
│ │ │ │ │
│ 9 │Прогнозный уро-│Стоимость, определяемая на основе цен,│ -"- │
│ │вень стоимости │которые прогнозируются на будущий пе-│ │
│ │ │риод, когда намечается осуществлять│ │
│ │ │расчеты на строительную продукцию │ │
│ │ │ │ │
│ 10 │Индексы стоимос-│Отношения текущих (прогнозных) стои-│ -"- │
│ │ти (цен, затрат)│мостных показателей к базисным стои-│ │
│ │в строительстве │мостным показателям на сопоставимые по│ │
│ │ │номенклатуре и структуре ресурсы, на-│ │
│ │ │боры ресурсов или ресурсно-технологи-│ │
│ │ │ческие модели строительной продукции, │ │
│ │ │а также ее отдельных калькуляционных│ │
│ │ │составляющих. Индексы выражаются│ │
│ │ │в безразмерных величинах, как правило,│ │
│ │ │не более чем с двумя значащими цифрами│ │
│ │ │после запятой. │ │
│ │ │Ресурсно-технологическая модель (РТМ)│ │
│ │ │на продукцию капитального строительст-│ │
│ │ │ва в целом или на ее отдельные состав-│ │
│ │ │ляющие - это унифицированный набор ре-│ │
│ │ │сурсов, характеризующий базисный уро-│ │
│ │ │вень расхода материалов, изделий, кон-│ │
│ │ │струкций, строительных машин, энерго-│ │
│ │ │ресурсов, труда работников строитель- │ │
│ │ │cтва и др. РТМ могут быть отраслевыми │ │
│ │ │(подотраслевыми), по видам зданий │ │
│ │ │(сооружений), видам работ и конструк- │ │
│ │ │тивным элементам, по отдельным каль- │ │
│ │ │куляционным элементам и видам затрат│ │
│ │ │ │ │
│ 11 │Региональные цен-│Организации, созданные в республиках,│Основные │
│ │тры по ценообра-│входящих в состав Российской Федера- │положения│
│ │зованию в строи-│ции, в краях, областях, городах Москве│(концеп- │
│ │тельстве (РЦЦС) │и Санкт-Петербурге для проведения по- │ция) це- │
│ │ │литики ценообразования в условиях ры- │нообразо-│
│ │ │ночных отношений, включая информацион-│вания и│
│ │ │ное обеспечение участников инвестици- │сметного │
│ │ │онного процесса данными о текущем из- │нормиро- │
│ │ │менении цен на строительную продукцию │вания в │
│ │ │ │строите- │
│ │ │ │льстве в│
│ │ │ │условиях │
│ │ │ │развития │
│ │ │ │рыночных │
│ │ │ │отношений│
│ │ │ │(письма │
│ │ │ │Госстроя │
│ │ │ │России от│
│ │ │ │22.10.93 │
│ │ │ │N БЕ-19- │
│ │ │ │21/12 и │
│ │ │ │от │
│ │ │ │03.11.93 │
│ │ │ │N 12-270)│
│ │ │ │ │
│ 12 │Сметная норма │Совокупность ресурсов (затрат труда│ То же │
│ │ │работников строительства, времени ра-│ │
│ │ │боты строительных машин, расхода мате-│ │
│ │ │риалов, изделий и конструкций и т.п.),│ │
│ │ │установленная на принятый измеритель│ │
│ │ │строительных, монтажных или других ра-│ │
│ │ │бот │ │
│ │ │Состав и количество ресурсов в сметных│ │
│ │ │нормах должны отвечать последним дос-│ │
│ │ │тижениям в области технологии и орга-│ │
│ │ │низации строительного производства,│ │
│ │ │современному уровню оснащения строи-│ │
│ │ │тельно-монтажных организаций, отражать│ │
│ │ │накопленный в строительстве передовой│ │
│ │ │опыт, а также прогрессивные проектные│ │
│ │ │решения, материалы, изделия и конст- │ │
│ │ │рукции │ │
│ │ │ │ │
│ 13 │Оферта │Предложение заключить контракт в от-│"Положе-
│ │ │ношении конкретного предмета торгов на│ние о по-│
│ │ │условиях, определяемых в тендерной до-│дрядных │
│ │ │кументации (ТД) │торгах в│
│ │ │ │Российс- │
│ │ │ │кой Феде-│
│ │ │ │рации" и│
│ │ │ │изменения│
│ │ │ │и допол- │
│ │ │ │нения к│
│ │ │ │нему (со-│
│ │ │ │ответст- │
│ │ │ │венно ра-│
│ │ │ │споряже- │
│ │ │ │ния Гос-│
│ │ │ │комимуще-│
│ │ │ │ства Рос-│
│ │ │ │сии и │
│ │ │ │Минстроя │
│ │ │ │(Госст- │
│ │ │ │роя) Рос-│
│ │ │ │сии от │
│ │ │ │13.04.93
│ │ │ │N 660-р/
│ │ │ │18-7 и от
│ │ │ │18.10.94
│ │ │ │N 2532-р/
│ │ │ │18-23р) │
│ │ │ │ │
│ 14 │Оферент │Лицо, от имени которого представлена│ То же │
│ │ │оферта │ │
└────┴─────────────────┴──────────────────────────────────────┴─────────┘
Приложение Б

Сметно-нормативная (нормативно-информационная) база системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве

                         ┌───────────────────┐
│Федеральный уровень│
└───────────────────┘
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│Государственные федеральные сметные нормативы (ГФСН), вводимые в дей-│
│ ствие Минстроем России │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────┘