Утративший силу
Все расчеты стоимости по очередям и видам строительства объединяются в сводный расчет стоимости строительства к предпроектным проработкам (на полное развитие предприятия, здания или сооружения), который составляется по форме, рекомендуемой для составления сводного сметного расчета.
В процессе определения стоимости строительных работ в объектных расчетах стоимости делаются необходимые сопоставления характеристик намечаемого к строительству объекта с характеристиками зданий, сооружений, видов работ, учтенных в укрупненных показателях. Производится приведение к уровню сметных цен того территориального района, где намечается строительство. Стоимость монтажа оборудования определяется на основе показателей, приведенных в укрупненных показателях на 1 т оборудования. Стоимость самого оборудования определяется на основе данных по объектам-аналогам. Для впервые применяемой технологии производства, когда отсутствуют аналоги, стоимость основного технологического оборудования определяется в индивидуальном порядке. Стоимость вспомогательного оборудования исчисляется также укрупненно: либо по показателям на единицу мощности производства, либо в процентах к стоимости основного оборудования. Стоимость технологических трубопроводов, силового электрооборудования, пароснабжения, КИП и автоматики, а также других тому подобных систем может определяться на основе показателей на единицу мощности или производительности цеха. Приведенные в укрупненных показателях единичные показатели могут корректироваться с учетом увеличения производительности оборудования или в связи с другими факторами.
При отсутствии необходимых укрупненных показателей и других указанных выше нормативов могут быть использованы стоимостные показатели объектов-аналогов, взятые из смет, составленных к РД по ранее запроектированным и построенным объектам. Порядок применения стоимостных данных объектов-аналогов приводится в соответствующих методических документах, выпускаемых Минстроем России.
Прежде всего - это поправка, связанная с климатическими особенностями района строительства и учитывающая изменение параметров ограждающих конструкций зданий (сооружений). Она может быть принята на основании соответствующих данных по осуществленным стройкам или определена в зависимости от:
глубины (м) заложения фундаментов под наружные стены в намечаемом к строительству объекте по сравнению с учтенной в укрупненном показателе (или объекте-аналоге);
толщины наружных стен (см) в намечаемом к строительству объекте по сравнению с учтенной в укрупненном показателе (или объекте-аналоге);
толщины слоя (см) утеплителя в кровельном покрытии намечаемого к строительству объекта по сравнению с учтенной в укрупненном показателе (или объекте-аналоге).
Для строительства, намечаемого в сейсмическом районе, применяются отдельные поправки, величина которых принимается на основании имеющегося опыта осуществления аналогичных строек. По строительной части промышленных зданий ориентировочно могут быть приняты поправки по районам с сейсмичностью 7 баллов - 1,04, 8 баллов - 1,05 и 9 баллов - 1,08.
При определении лимита стоимости строительства отдельных объектов, входящих в состав предприятия или производственного комплекса, также учитываются новизна технических решений и другие влияющие на стоимость строительства факторы. Эти факторные зависимости могут быть выявлены на основе широкой практики применения укрупненных и других показателей стоимости, изменений в сметной стоимости строительства и выражены системой коэффициентов, графиков, номограмм и т.п.
В конце расчета стоимости на каждую из очередей предусматривается резерв средств на непредвиденные работы и затраты в размере, аналогичном принимаемому в проектно-сметной документации.
За итогом каждого расчета стоимости и в целом сводного расчета стоимости строительства к предпроектным материалам (на полное развитие предприятия, здания или сооружения) включаются соответствующие средства согласно тем же положениям, что и для сводного сметного расчета.
Если проводятся подрядные торги, то свободная (договорная) цена стройки (части ее) устанавливается после оценки и сопоставления предложений, предъявленных подрядчиками. В случаях, когда торги не проводятся, указанная цена согласовывается между заказчиком и генподрядчиком в процессе заключения договора.
В результате совместного решения составляется по рекомендуемой Минстроем России форме протокол согласования (ведомость) свободной (договорной) цены на строительную продукцию, который(ая) является неотъемлемой частью договора подряда.
Принятая заказчиком и подрядчиком свободная (договорная) цена на строительную продукцию не может изменяться одной стороной без согласия другой стороны.
Подрядные торги по вновь начинаемому строительству для федеральных государственных нужд являются обязательными, в том числе на комплекс работ и оказание услуг, осуществляемых за счет государственных валютных средств и государственных инвестиционных кредитов.
Подрядные торги проводятся в порядке, устанавливаемом Минстроем России и Госкомимуществом России*(12).
Заказчиком, организатором торгов, тендерным комитетом в отдельных процедурах торгов могут привлекаться по согласованию с ними Минстрой России, межведомственная комиссия по подрядным торгам, инженерно-консультационные и другие организации, а также МВЭС России и внешнеэкономические объединения в случае проведения международных подрядных торгов.
*(13). В качестве претендентов на этих торгах могут участвовать любые российские или зарубежные предприятия, организации (независимо от их формы собственности) и частные лица, имеющие лицензию на осуществление строительной деятельности (за исключением имеющих непосредственную организационно-правовую или финансовую зависимость друг от друга, выраженную в форме актов учредительства, финансового участия, холдинга и др.). По решению заказчика, о чем должно быть обязательно сообщено в объявлении о торгах, может проводиться предварительная квалификация (отбор) претендентов на участие в подрядных торгах.
16.3. Решение о назначении и о времени проведения подрядных торгов принимается заказчиком после утверждения предпроектной или проектно-сметной документации на соответствующее строительство
Организатором подрядных торгов может быть заказчик либо любое юридическое лицо, уполномоченное заказчиком в соответствии с заключенным с ним договором. Для организации и проведения подрядных торгов формируется и утверждается в установленном порядке тендерный комитет или привлекается на договорной основе постоянно действующий ведомственный, региональный или другой тендерный комитет. Тендерный комитет самостоятельно разрабатывает и утверждает регламент своей работы.
Организация и проведение подрядных торгов осуществляются за счет средств, включаемых в главу 9 "Прочие работы и затраты" сводного сметного расчета стоимости строительства на основании отдельных расчетов по видам затрат.
Разработка ТД осуществляется за счет средств, включаемых в главу 12 "Проектные и изыскательские работы, авторский надзор" сводного сметного расчета стоимости строительства. В этой же главе предусматриваются также средства на экспертизу этой или другой документации, связанной с проведением торгов.
Методические рекомендации по определению сметной стоимости строительства на базе показателей на отдельные виды работ (ПВР)" (письмо Госстроя России от 04.06.93 N 12-146).
*(7) По состоянию на 01.04.95 действуют "
Сборник укрупненных показателей базисной стоимости на виды работ (УПБС ВР)" (письмо Госстроя России от 05.11.93 N 12-275).
*(8) По состоянию на 01.04.95 действуют "Методические рекомендации по формированию укрупненных показателей базовой стоимости на виды работ и порядку их применения для составления инвесторских смет и предложений подрядчика (УПБС ВР)" и "
"Методические рекомендации по формированию и использованию укрупненных показателей базисной стоимости (УПБС) строительства зданий и сооружений производственного назначения" (письмо Госстроя России от 29.12.93 N 12-347);
"Методические рекомендации по формированию и использованию укрупненных показателей базисной стоимости (УПБС) с учетом потребительских свойств строительной продукции для объектов жилищно-гражданского назначения" (письмо Госстроя России от 29.12.93 N 12-346).
"Положение о подрядных торгах в Российской Федерации", утвержденное распоряжением Госкомимущества России и Госстроя России от 13.04.93 N 660-р/18-7;
"Изменения и дополнения Положения о подрядных торгах в Российской Федерации", утвержденные распоряжением Минстроя России и Госкомимущества России от 18.10.94 N 18-23р/2532-р;