(Действующий) Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочихВыпуск 56Раздел: Железнодорожный транспорт и метрополитен(утв. постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 6 декабря 1983 г. N 283/24-82)

Введение

Раздел "Железнодорожный транспорт и метрополитен" Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) переработан с учетом поставленной партией и правительством задачи более рационального использования трудовых ресурсов на основе дальнейшего улучшения организации, нормирования и стимулирования труда. В разделе осуществлено дальнейшее совершенствование тарификации аналогичных работ, уточнены тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих в связи с изменением содержания труда под влиянием научно-технического прогресса, возросших требований к качеству продукции, квалификации, знаниям, общеобразовательной и специальной подготовке работников.
ЕТКС содержит тарифно-квалификационные характеристики, сгруппированные в разделы по производствам и видам работ независимо от того, на предприятиях (организациях) какого министерства (ведомства) эти производства или виды работ имеются.
В ЕТКС, как правило, каждая профессия встречается только в одном из разделов, за исключением случаев, когда необходимо именовать профессию в точном соответствии со Списками производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственною пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.
Профессии рабочих, не являющиеся специфичными для какого-либо конкретного производства или вида работ, помещены в разделе: "Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства".
Тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих разработаны применительно к шестиразрядной тарифной сетке. Разряды работ установлены по их сложности, как правило, без учета условий труда.
В необходимых случаях условия труда (тяжесть, вредность и др.) учитываются путем установления повышенных тарифных ставок, утвержденных соответствующими органами.
В дополнении к отдельным выпускам, содержащим тарифно-квалификационные характеристики как справочный материал при пользовании ЕТКС, изданы: "Перечень (алфавит) профессий, помещенных в ЕТКС с указанием наименований профессий по ранее действовавшим выпускам и разделам ЕТКС", "Перечень наименовании профессий, предусмотренных ранее действовавшими выпусками и разделами ЕТКС, с указанием измененных наименований профессий и разделов, в который они включены" и "Перечень выпусков и входящих в них разделов".
Порядок пользования тарифно-квалификационными характеристиками, присвоения и повышения разрядов, внесения изменений и дополнений указан в "Общих положениях Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, помещенных в выпуске 1 ЕТКС".
Настоящий выпуск содержит один раздел "Железнодорожный транспорт и метрополитен", в котором помещены тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих, являющихся специфичными для железнодорожного транспорта и метрополитена.
В данном разделе ЕТКС в характеристиках низших разрядов отдельных профессий, исходя из условий производства или характера выполняемой работы, указано, что выполнение отдельных работ производится под руководством рабочего более высокой квалификации. В таких случаях рабочие профессий более высоких разрядов должны уметь руководить рабочими низших разрядов той же профессии.
Степень отнесения к напряженным или ненапряженным участкам (районам) устанавливается министерствами и ведомствами по согласованию с Госкомтрудом СССР.
Отнесение участков (районов) работ к решающим и дифференциация их по степени напряженности производится министерствами и ведомствами:
на магистральном железнодорожном транспорте в порядке, предусмотренном письмом Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 19 августа 1986 г. N 2891-MK;
на предприятиях (организациях) промышленного железнодорожного транспорта и в железнодорожных цехах производственных объединений (комбинатов) и предприятий в порядке, предусмотренном постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 21 сентября 1987 г. N 569/26-62.

Тарифно-квалификационные характеристики

§ 1. Водитель дрезины

Характеристика работ. Управление дрезиной при движении по железнодорожным путям. Перевозка рабочих и транспортировка материалов, оборудования, устройств к месту выполнения работ. Выполнение маневровых работ в пределах станции. Управление крановыми установками и другими специальными механизмами и устройствами дрезины при выполнении ремонтных, монтажных и погрузочно-разгрузочных работ. Обслуживание и содержание дрезины, ее оборудования в исправном состоянии. Устранение неисправностей дрезины, ее подъемного и другого специального оборудования.
Участие в планово-предупредительном ремонте.
Должен знать: устройство дрезины, ее механизмов и оборудования, правила их эксплуатации: причины неисправностей в работе дрезины и ее механизмов и оборудования, способы предупреждения и устранения неисправностей; назначение и устройство контрольно-измерительных приборов; характеристики и свойства горючесмазочных материалов и предъявляемые к ним требования; правила перевозки людей и грузов на дрезине; правила производства погрузочно-разгрузочных и других работ, выполняемых с помощью кранового оборудования; правила, виды и сроки технического осмотра, ремонта и освидетельствования узлов, колесных пар дрезины и ее кранового оборудования; основы электротехники, механики и гидравлики.
При управлении и обслуживании съемной дрезины на железных дорогах магистрального железнодорожного транспорта и несъемной дрезины на железнодорожных путях промышленного железнодорожного транспорта - 3-й разряд;
при управлении и обслуживании съемной дрезины, оборудованной прицепом для перевозки грузов, или несъемной дрезины, оборудованной платформой для перевозки грузов, - 4-й разряд;
при управлении и обслуживании несъемной дрезины с карбюраторным двигателем, оборудованной вышкой, краном или другими специальными механизмами, для выполнения ремонтных, монтажных и погрузочно-разгрузочных работ - 5-й разряд;
при управлении и обслуживании несъемной дрезины с дизельной силовой установкой, оборудованной вышкой, краном или другими специальными механизмами, для выполнения ремонтных, монтажных и погрузочно-разгрузочных работ - 6-й разряд.
Примечание. Помощник водителя дрезины тарифицируется на один разряд ниже водителя, под руководством которого он работает.

§ 1а. Бригадир (освобожденный) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений

Характеристика работ. Организация выполнения работ по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений. Руководство рабочими, выполняющими эти работы в пределах обслуживаемого участка. Содержание пути и искусственных сооружений в исправном состоянии, обеспечивающем бесперебойное и безопасное движение поездов. Осмотр пути и искусственных сооружений в установленные сроки. Выявление неисправностей, появляющихся в элементах верхнего строения пути, земляном полотне, искусственных сооружениях, проведение работ по их предупреждению, а также по продлению сроков службы верхнего строения пути. Организация и проведение работ по подготовке пути к работе в зимних условиях, очистке путей от снега и песка, содержанию и ремонту пути на пучинах и подготовке пути и искусственных сооружений к пропуску весенних и ливневых вод, ликвидации повреждений пути и искусственных сооружений, вызванных стихийными явлениями. Обеспечение безопасности движения поездов при проведении путевых работ. Проведение инструктажа по охране труда и производственной санитарии монтеров пути, обходчиков, дежурных по переездам и других рабочих. Обучение работников бригад рациональным приемам выполнения работ непосредственно на рабочих местах. Ведение первичного учета и отчетности. Обеспечение содержания в исправном состоянии инструмента, механизмов, инвентаря, сигнальных принадлежностей, материалов и кладовых для их хранения.
Должен знать: устройство железнодорожного пути и искусственных сооружений; правила и технологию проведения работ по их текущему содержанию и ремонту; дефекты элементов верхнего строения пути и искусственных сооружений; габариты подвижного состава и приближения строений; правила производства измерений с помощью инструмента и приборов, применяемых при текущем содержании и ремонте пути и искусственных сооружений; инструкции по содержанию железнодорожного пути и искусственных сооружений, по обеспечению безопасности движения поездов при проведении путевых работ; правила охраны труда и производственной санитарии при проведении ремонтных работ и содержании в надлежащем состоянии железнодорожного пути и сооружений; устройство путевого гидравлического и электрического инструмента и механизмов, правила охраны труда для работников железнодорожного транспорта на электрифицированных линиях; технолого-нормировочные карты на производство путевых работ; первичный учет и отчетность.
Требуется среднее профессиональное образование.
Примечание.Бригадир (освобожденный) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений тарифицируется на один разряд выше рабочего высшей квалификации бригады, которой он руководит, но не ниже 5-го разряда.

§ 1б. Бригадир (освобожденный) предприятий железнодорожного транспорта и метрополитена

Характеристика работ. Руководство рабочими производственного подразделения. Выполнение работ по установленному технологическому процессу. Обеспечение своевременного выполнения бригадой утвержденного плана работ. Расстановка рабочих, обеспечение рабочих мест материалами, инструментом и деталями. Обеспечение выполнения требований по охране труда и противопожарных правил. Инструктаж и обучение рабочих бригады по применению рациональных приемов и методов труда. Наблюдение и контроль за качеством выполняемых работ. Приемка работ и сдача объектов мастеру. Контроль за расходованием материалов. Учет объема выполненных работ и оценка их качества. Содержание оборудования и инвентаря в исправном состоянии.
Должен знать: устройство и взаимодействие ремонтируемых узлов; технологические процессы выполняемых работ; правила производства работ; организацию труда на рабочих местах; нормы расхода материалов; правила охраны труда и противопожарной безопасности; порядок учета выполняемых работ.
Требуется среднее профессиональное образование.
Примечание. Бригадир (освобожденный) предприятий железнодорожного транспорта и метрополитена тарифицируется на один разряд выше рабочего высшей квалификации бригады, которой он руководит, но не ниже 5-го разряда."

§ 2. Вязальщик польстерных щеток

2-й разряд
Характеристика работ. Вязание польстерных щеток, мешочков для буксоподбивочных валиков из буксовой пряжи, кордной нитки и шпагата ручным способом. Размотка и распутывание пряжи. Сортировка и подготовка буксовой пряжи, ниток и шнура в соответствии с техническими условиями производства изделий.
Должен знать: сорта пряжи и ниток, употребляемых для польстерных щеток и других изготовляемых изделий; свойства пряжи и ниток в соответствии с техническими условиями; приемы работ по перемотке и трощению пряжи; способы скручивания шнура, употребляемого на вязку польстерных щеток; размеры готовых изделий.

§ 3. Вязальщик польстерных щеток

3-й разряд
Характеристика работ. Вязание польстерных щеток и мешочков для буксоподбивочных валиков из буксовой пряжи, кордной нитки и шпагата на основовязальных машинах. Пуск и остановка машины. Смена иголок. Регулировка плотности вязки и натяжения нитей. Чистка и смазка машины. Замер размеров готовых изделий.
Должен знать: устройство и взаимодействие основных частей машины; приемы пуска и остановки машины; номера пряжи; требования, предъявляемые к качеству вязки.

§ 4. Дежурный по переезду

Характеристика работ. Обеспечение безопасного движения поездов, автомобилей и других транспортных средств на переезде. Регулирование движения по переезду всех видов транспорта. Организация в соответствии с установленным порядком пропуска большегрузных, негабаритных, тихоходных и других машин, механизмов, прогона скота. Контроль за исправной работой автоматических устройств, заградительной светофорной и звуковой сигнализации, прожекторных установок, электроосвещения, радио- и телефонной связи и других устройств на переезде. Исправление выявленных неисправностей и нарушений в работе оборудования переезда, которые могут быть устранены силами дежурных по переезду. Обеспечение мер безопасности при аварийной обстановке на переезде с использованием средств автоматического управления сигналами и приборами, ручных средств остановки поезда. Организация безопасного движения поездов и транспортных средств при неисправном состоянии автоматической сигнализации, приборов управления автоматическими шлагбаумами, нарушении энергоснабжения, при производстве работ по текущему обслуживанию и регулировке устройств автоматики и сигнализации. Ограждение переезда и подача установленных сигналов. Наблюдение за состоянием проходящих поездов, принятие мер к остановке поезда в случаях обнаружения неисправностей в подвижном составе и нарушений в погрузке грузов, угрожающих безопасности движения. Обеспечение содержания обустройств переезда и железнодорожного пути в исправности и чистоте.
Должен знать: устройство переезда и правила его обслуживания; принцип действия автоматических и неавтоматических с электроприводом шлагбаумов, светофорной сигнализации и заградительных светофоров; правила пользования пультом управления заградительными сигналами и автоматическими шлагбаумами; правила дорожного движения по железнодорожному переезду; порядок регулирования движения транспортных средств по переезду; правила прогона скота; правила предотвращения наезда поезда на транспортное средство; порядок ограждения переезда и действий при возникновении на переезде препятствий для движения поездов; основные неисправности подвижного состава и нарушения правил погрузки грузов, угрожающие безопасности движения поездов; Инструкцию по устройству и обслуживанию переездов; местную инструкцию по обслуживанию данного переезда; Инструкцию по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ; Инструкцию по сигнализации; Инструкцию по движению поездов и маневровой работе; Правила технической эксплуатации железных дорог СССР в объемах, предусмотренных для монтеров пути.
При обслуживании переездов в местах пересечения железных дорог с автомобильными дорогами, если максимальная суточная работа их составляет до 10000 поездо-экипажей, -1-й разряд;
при обслуживании переездов в местах пересечения железных дорог с автомобильными дорогами, если максимальная суточная работа их составляет от 10000 до 50000 поездо-экипажей при удовлетворительной видимости или 1000 поездо-экипажей при неудовлетворительной видимости на подходах, с городскими улицами, не имеющими регулярного движения городского транспорта -2-й разряд;
при обслуживании переездов в местах пересечения железных дорог с автомобильными дорогами, если максимальная суточная работа их составляет от 50000 до 150000 поездо-экипажей, с городскими улицами и дорогами, имеющими регулярное автобусное движение по переезду до 8 поездо-автобусов в час - 3-й разряд;