Действующий
г) риск, опасности или несчастные случаи на море или на других судоходных водных путях.
§ 2 Перевозчик может ссылаться на причины освобождения от ответственности, указанные в
§ 1, только в том случае, если он докажет, что утеря, повреждение или просрочка в доставке произошли на морской линии в период от начала погрузки груза на судно и до его выгрузки с судна.
§ 3 Когда
перевозчик использует причины освобождения от ответственности, указанные в
§ 1, он остается тем не менее ответственен, если правомочное лицо докажет, что утеря, повреждение или просрочка в доставке произошли по вине перевозчика, капитана, команды судна, лоцмана или служащих перевозчика.
§ 4 Если один и тот же морской участок обслуживается несколькими предприятиями, которые включены в перечень линий согласно статье 24,
§ 1, Конвенции, то для всех этих предприятий должны действовать одинаковые постановления об ответственности. Кроме того, если эти предприятия включены в перечень линий по предложению нескольких государств-членов, то необходимо предварительное соглашение между этими государствами о применении этих постановлений об ответственности.
§ 5 Меры, принятые в соответствии
§§ 1 и
4, должны быть доведены до сведения Генерального секретаря. Они вступают в силу не ранее чем через 30 дней со дня направления Генеральным секретарем сообщения о них в адрес других государств-членов. Эти меры не распространяются на отправки, находящиеся в пути.
Статья 39
Ответственность в случае ядерного происшествия
Перевозчик освобождается от ответственности, вменяемой ему согласно настоящим Единым правовым предписаниям, если ущерб обусловлен ядерным происшествием, и если согласно законам и предписаниям государства об ответственности в области ядерной энергии ответственность за данный ущерб несет владелец ядерной установки или лицо, имеющее с ним равные права.
Статья 40
Лица, за которых отвечает перевозчик
Перевозчик несет ответственность за своих работников и других лиц, услугами которых он пользуется для выполнения перевозки, когда эти работники или эти другие лица находятся при выполнении своих обязанностей. Управляющие железнодорожной инфраструктурой, по которой осуществляется перевозка, рассматриваются в качестве лиц, услугами которых перевозчик пользуется для выполнения перевозки.
Статья 41
Прочие претензии
§ 1 Во всех случаях, на которые распространяется применение настоящих Единых правовых предписаний, любая претензия об ответственности и на любом обосновании может быть предъявлена
перевозчику лишь на условиях и в пределах этих Единых правовых предписаний.
§ 2 То же самое касается любых претензий в отношении работников и других лиц, за которых перевозчик несет ответственность согласно
статье 40.
Раздел IV
Осуществление права
§ 1 Если перевозчик обнаруживает или предполагает или правомочное лицо утверждает, что произошла частичная утеря или повреждение груза, то перевозчик в зависимости от вида ущерба должен, если возможно в присутствии правомочного лица, зафиксировать в акте состояние груза, его вес и, по мере возможности, размеры и причину ущерба, а также момент его возникновения.
§ 2 Правомочному лицу должна быть бесплатно выдана копия этого акта.
§ 3 Если правомочное лицо не признает констатаций в акте, то оно может потребовать, чтобы состояние и вес груза, а также причина и размер ущерба были зафиксированы экспертом, назначенным заинтересованными сторонами или судом. Эта процедура подпадает под действие законов и правил государства, в котором имеет место констатация.
§ 1 Рекламации, касающиеся договора перевозки, должны предъявляться в письменном виде перевозчику, которому может быть предъявлен иск в судебном порядке.
§ 2 Право предъявления рекламации принадлежит лицам, которые имеют право на предъявление иска к
перевозчику.
§ 3 Отправитель для предъявления рекламации должен представить дубликат накладной. За неимением такового, он должен представить разрешение получателя или доказать, что получатель отказался принять отправку.
§ 4 Получатель для предъявления рекламации должен представить накладную, если она была ему передана.
§ 5 Накладную, дубликат накладной и другие документы, которые правомочное лицо считает целесообразным приложить к рекламации, следует представлять в оригинале или в копии, причем копии по требованию перевозчика должны быть соответствующим образом заверены.
§ 6 При окончательном решении вопроса о рекламации перевозчик может потребовать предъявления оригиналов накладной, дубликата накладной или документа, свидетельствующего о наложенных платежах, чтобы сделать на них отметку об окончательном урегулировании этой рекламации.
Статья 44
Лица, имеющие право предъявлять перевозчику иск в судебном порядке
§ 1 При условии соблюдения
§§ 3 и
4 предъявлять иски в судебном порядке по договору перевозки правомочны:
а) отправитель - до того момента, когда получатель:
3. воспользовался правами, предоставленными ему статьей 17,
§ 3, или статьей 18,
§ 3;
б) получатель - после того момента, когда он:
3. воспользовался правами, предоставленными ему статьей 17,
§ 3, или статьей 18,
§ 3;
§ 2 Право предъявления иска теряет силу, как только лицо, указанное получателем согласно статье 18,
§ 5, забрало накладную, приняло груз или воспользовалось правами, принадлежащими ему в соответствии со статьей 17,
§ 3.
§ 3 К предъявлению иска о возврате сумм, уплаченных на основании договора перевозки, правомочно только то лицо, которое произвело оплату.
§ 4 К предъявлению иска в связи с наложенными платежами правомочен только отправитель.
§ 5 Отправитель при предъявлении иска должен представить дубликат накладной. За неимением такового он должен представить разрешение получателя или доказать, что последний отказался принять отправку. При необходимости отправитель должен доказать отсутствие или утерю накладной.
§ 6 Получатель при предъявлении иска должен представить накладную, если она была ему передана.
Статья 45
Перевозчики, которым может предъявляться иск в судебном порядке
§ 1 При условии соблюдения
§§ 3 и
4 иски в судебном порядке, основанные на договоре перевозки, могут предъявляться только первому или последнему перевозчику или перевозчику, осуществлявшему часть перевозки, во время которой были отмечены факты, ставшие причиной претензии.
§ 2 Если в случае осуществления перевозки несколькими последующими перевозчиками перевозчик, который должен выдать груз, вписан с его согласия в накладную, то ему может быть предъявлен иск в соответствии с
§ 1, даже если он не получил ни груз, ни накладную.
§ 3 Иск на возвращение полученной суммы, выплаченной на основании договора перевозки, может предъявляться в судебном порядке перевозчику, взыскавшему сумму, или перевозчику, в пользу которого сумма была взыскана.
§ 4 Иск, относящийся к наложенному платежу, может быть предъявлен в судебном порядке только перевозчику, принявшему груз в месте отправки.
§ 5 Иск может быть предъявлен в судебном порядке другому перевозчику, о котором не говорится в
§§ 1-4, если он представлен в качестве встречного иска или основного возражения, если первоначальный иск основывается на том же самом договоре перевозки.
§ 6 В той мере, в которой настоящие Единые правовые предписания применяются к фактическому перевозчику, ему также может предъявляться иск.
§ 7 Если у истца есть выбор между несколькими перевозчиками, то он теряет свое право выбора, если иск предъявлен одному из них; это также относится к тому случаю, когда у истца есть выбор между одним или несколькими перевозчиками и
фактическим перевозчиком.
§ 1 Иски в судебном порядке, основанные на настоящих Единых правовых предписаниях, могут предъявляться судам государств-членов, назначенных с общего согласия сторон, или суду государства-члена, на территории которого:
а) ответчик имеет свое постоянное место жительства или свое обычное место нахождение, свое основное место расположения или филиал, или учреждение, заключившее договор перевозки;