Действующий
5.3. При погрузочно-выгрузочных операциях не допускается:
открывать и закрывать разгрузочные люки полувагонов с использованием тракторов, погрузчиков, лебедок, кранов и другой техники, не согласованной федеральным органом исполнительной власти на железнодорожном транспорте для выполнения данных операций;
выполнять на полу платформ разворот самоходом технических средств на гусеничном ходу без предварительной защиты пола от повреждения;
опускать грейферы с ударом о пол вагонов;
производить погрузку металлопродукции кранами, оборудованными магнитными шайбами, путем сбрасывания груза;
производить выгрузку грузов из вагонов грейферами, имеющими зубья;
использовать боковые борта платформ для погрузки и выгрузки грузов;
задевать грейфером борта платформ, стены и двери полувагонов;
при выгрузке с помощью лебедки опирать трос на борта платформ и верхнюю обвязку полувагона;
производить выгрузку смерзшихся грузов путем проталкивания их в проемы люков грейферами, другими грузозахватными устройствами, применять для рыхления груза металлические болванки, взрывные устройства, а также применять для оттаивания груза открытое пламя при возможности касания деталей вагона;
производить погрузку грузов, имеющих температуру выше +100°С;
производить погрузку и выгрузку сыпучих грузов гидравлическим способом;
производить погрузку железобетонных плит ранее технологического срока выдержки их после изготовления;
размещать железобетонные плиты, конструкции и другие подобные грузы в наклонном положении с опорой на боковые стены кузова полувагона либо борта платформы кроме случаев, предусмотренных настоящими ТУ;
производить крепление грузов к металлическим частям вагона с помощью сварки и сверления;
демонтировать детали вагонов, в том числе борта платформ и двери полувагонов;
производить выгрузку с платформ навалочных грузов машинами на гусеничном ходу с заездом на настил ее пола, сгребать ковшом экскаватора, а также волочить тяжеловесный груз по полу платформы.
5.4. При погрузке навалочных грузов массой отдельных кусков не более 100 кг общая масса груза, падающая на пол полувагона, должна быть не более 5 т, высота падения - не более 3 м. При погрузке навалочных грузов массой отдельных кусков от 100 до 500 кг на дно кузова должен быть насыпан слой из мелких кусков толщиной не менее 300 мм; общая масса груза, падающая на пол полувагона, должна быть не более 7 т, высота падения - не более 3 м. Навалочные грузы в виде отдельных кусков массой более 500 кг, а также штучные грузы (слитки, болванки, балки) и контейнеры следует грузить без сбрасывания.
5.5. После выгрузки грузов вагоны, контейнеры должны быть очищены внутри и снаружи, с них должны быть сняты элементы крепления грузов, за исключением несъемных. В случаях необходимости должна быть снята проволока с рукояток расцепных рычагов автосцепки, с запоров крышек разгрузочных люков, торцовых дверей полувагонов и бортовых запоров платформ; борта платформ, двери и крышки люков полувагонов - закрыты. Многооборотные инвентарные приспособления для крепления, в том числе турникеты, должны быть подготовлены к погрузке в соответствии с требованиями, предъявляемыми к подготовке грузов к перевозке.
6. Размещение грузов в вагонах
6.1. Масса размещаемого в вагоне груза с учетом массы элементов его крепления не должна превышать трафаретной грузоподъемности вагона.
6.2. Выход в продольном направлении крайней точки груза за пределы концевой балки кузова вагона должен быть не более 400 мм.
6.3. При размещении грузов общий центр тяжести грузов
![](https://dokipedia.ru/sites/default/files/doc_files/516/359/1/files/image29.emf.jpg)
должен располагаться на линии пересечения продольной и поперечной плоскостей симметрии вагона. В исключительных случаях, когда данное требование невыполнимо по объективным причинам (геометрические параметры груза, условия крепления), допускается смещение
![](https://dokipedia.ru/sites/default/files/doc_files/516/359/1/files/image30.emf.jpg)
относительно плоскостей симметрии.
6.3.1. Допускаемая величина смещения
![](https://dokipedia.ru/sites/default/files/doc_files/516/359/1/files/image31.emf.jpg)
в продольном направлении
![](https://dokipedia.ru/sites/default/files/doc_files/516/359/1/files/image32.emf.jpg)
(относительно поперечной плоскости симметрии вагона) в зависимости от общей массы груза в вагоне определяется в соответствии с
таблицей 10.
Таблица 10 - Допускаемое продольное смещение общего центра тяжести груза в вагоне
6.3.2. Допускаемая величина смещения
![](https://dokipedia.ru/sites/default/files/doc_files/516/359/1/files/image37.emf.jpg)
в поперечном направлении
![](https://dokipedia.ru/sites/default/files/doc_files/516/359/1/files/image38.emf.jpg)
(относительно продольной плоскости симметрии вагона) в зависимости от общей массы груза в вагоне и высоты общего центра тяжести вагона с грузом
![](https://dokipedia.ru/sites/default/files/doc_files/516/359/1/files/image39.emf.jpg)
над уровнем головок рельсов определяется в соответствии с
таблицей 11.
Таблица 11 - Допускаемое поперечное смещение общего центра тяжести груза в вагоне
должен выполняться путем расчета величин
![](https://dokipedia.ru/sites/default/files/doc_files/516/359/1/files/image52.emf.jpg)
и
![](https://dokipedia.ru/sites/default/files/doc_files/516/359/1/files/image53.emf.jpg)
по формулам:
где
![](https://dokipedia.ru/sites/default/files/doc_files/516/359/1/files/image56.emf.jpg)
- массы грузов, т; L и B - длина и ширина кузова вагона, мм;
![](https://dokipedia.ru/sites/default/files/doc_files/516/359/1/files/image57.emf.jpg)
- координаты центров тяжести грузов относительно соответственно торцового и продольного бортов, мм.
6.3.4. Пример применения метода линейной интерполяции
Определить допускаемые значения продольного и поперечного смещений общего центра тяжести груза массой
![](https://dokipedia.ru/sites/default/files/doc_files/516/359/1/files/image58.emf.jpg)
т при высоте общего центра тяжести вагона с грузом над УГР равной 1400 мм.
Определение допускаемого значения продольного смещения.
где
![](https://dokipedia.ru/sites/default/files/doc_files/516/359/1/files/image60.emf.jpg)
- табличные значения допускаемого продольного смещения для соответствующих значений массы груза.
Определение допускаемого значения поперечного смещения.
Определяем значение поперечного смещения при
![](https://dokipedia.ru/sites/default/files/doc_files/516/359/1/files/image61.emf.jpg)
мм.
Определяем значение поперечного смещения при
![](https://dokipedia.ru/sites/default/files/doc_files/516/359/1/files/image63.emf.jpg)
мм.
Определяем значение поперечного смещения при
![](https://dokipedia.ru/sites/default/files/doc_files/516/359/1/files/image65.emf.jpg)
мм.
где
- табличные значения допускаемого поперечного смещения для соответствующих значений массы груза при соответствующих табличных значениях высоты расположения центра тяжести.
6.3.5. Допускается с целью соблюдения требований о положении общего центра тяжести грузов балластировка вагона. Расчет потребной массы и расположения балластирующего груза выполняется на основе
формул (1) и
(2).