(Действующий) Государственный стандарт Союза ССР ГОСТ 3241-91"Канаты стальные....

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
При повторном испытании каната количество испытываемых проволок должно соответствовать нормам для грузолюдского каната.
4.2. Определение разрывного усилия каната в целом приведено в приложении 3.
Для канатов марок ВК, В и 1 грузового назначения при испытании каната на разрывное усилие в целом допускается оценивать марку каната по результатам испытания механических свойств 10% проволок каждого диаметра в канате, но не менее трех.
4.3. Осмотр поверхности каната, наличия смазки в канате и сердечнике проводится визуально без увеличительных приборов.
4.4. Диаметр каната должен проверяться, как показано на черт. 1, штангенциркулем по ГОСТ 166 с ценой деления 0,1 мм или микрометром по ГОСТ 6507 с ценой деления 0,01 мм на расстоянии не менее 5 м от конца каната в ненагруженном состоянии.
952 × 671 пикс.     Открыть в новом окне
Ширина и толщина плоского каната должна проверяться линейкой по ГОСТ 427 с ценой деления 1 мм. Ширина плоского каната измеряется без учета толщины ушивальника.
4.5 Шаг свивки каната должен проверяться линейкой по ГОСТ 427 с ценой деления 1 мм на расстоянии не менее 5 м от конца каната. За длину шага свивки принимается среднее арифметическое не менее, чем трех измерений.
4.6. Длина каната определяется по счетчику при его изготовлении.
4.7. Проверка нераскручиваемости каната должна осуществляться удалением перевязок и мест заварки. В нераскручивающихся канатах пряди в канатах двойной и тройной свивки, наружные пряди в многопрядных канатах, проволоки в канатах одинарной свивки могут раскручиваться на расстоянии не более одного шага свивки от конца каната или могут раскручиваться на расстоянии не более пяти шагов свивки таким образом, чтобы их можно было легко возвратить в прежнее положение. Металлическим сердечники при этом могут быть раскручивающимися.
4.8. Для проверки степени уравновешенности канат длиной, равной 50 его диаметров, свободно располагают на горизонтальной поверхности и измеряют максимальное отклонение оси каната от прямой, проведенной между его концами.
4.9. Диаметры проволок должны проверяться микрометром по ГОСТ 6507 с ценой деления 0,01 мм в двух взаимно перпендикулярных направлениях в одном поперечном сечении проволоки на прямолинейном участке.
4.10. Испытание проволок на растяжение проводят по ГОСТ 10446.
4.11. Испытание проволок на скручивание проводят по ГОСТ 1545.
4.12. Испытание проволок на перегиб проводят по ГОСТ 1579.
4.13. Качество цинкового покрытия должно проверяться по ГОСТ 7372.
4.14. Суммарное разрывное усилие всех проволок в канате (Р) в ньютонах вычисляют по результатам испытания проволок на растяжение по формуле
,
где i - число групп проволок одинакового диаметра;
z - количество испытанных проволок каждой группы по диаметру;
- разрывное усилие одной проволоки данной группы по диаметру, Н;
n - количество проволок каждой группы по диаметру.
4.15. Проверка разрывного усилия каната в целом должна проводиться на разрывной машине с максимальным усилием, не превышающим предполагаемое разрывное усилие каната более чем в пять раз, и в соответствии с приложением 3.
Испытание считают действительным, если разрывное усилие каната соответствует требованиям стандарта на сортамент. В случае несоответствия разрывного усилия стандартным значениям проводится повторное испытание, результаты которого являются окончательными, если разрыв образца произошел не ближе 50 мм от места закрепления концов каната.
4.16. По согласованию с потребителем допускается использовать для контроля механических свойств проволок в канате и подразделения канатов по маркам и маркировочным группам методы статистической обработки результатов, изложенные в приложении 4. Для канатов грузового назначения допускается применение других статистических методов контроля механических свойств.

5. Транспортирование и хранение

5.1. Канаты транспортируют транспортом всех видов в крытых и открытых транспортных средствах в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на транспорте данного вида. Размещение и крепление грузов при железнодорожных перевозках осуществляется в соответствии с Правилами погрузки и крепления грузов, действующими в установленном порядке.
Транспортирование канатов по железной дороге проводится повагонными, малотоннажными или мелкими отправками.
5.2. Хранение канатов - по условиям 5 ГОСТ 15150.
При хранении у потребителя каната, намотанного на барабан, ось барабана должна быть параллельна полу, на котором барабан установлен.
Поступившие на хранение канаты подлежат немедленному осмотру и смазке канатной смазкой оголенных при транспортировании и погрузочно-разгрузочных работах участков каната.
При длительном хранении канаты должны периодически не реже, чем через 6 месяцев, осматриваться по наружному слою и смазываться канатной смазкой.
Приложение 1
Рекомендуемое

Рекомендации по применению стальных канатов

1. По маркам

Для подъема (перемещения) людей или людей и груза применяются канаты марок ВК и В.
Для подъема (перемещения) груза, в качестве растяжек, несущих конструкций и др. применяются канаты марок В и 1.

2. По маркировочным группам

Таблица 5
┌───────────────────────────────────┬───────────────────────────────────┐
│ Условия применения │ Маркировочная группа, Н/мм2 │
│ │ (кгс/мм2) │
├───────────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤
│Для канатов общего назначения │ 1370 (140)-2160 (220) │
├───────────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤
│Для шахтного подъема │ 1570 (160)-1770 (180) │
├───────────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤
│Для судостроения │ 1370 (140)-1770 (180) │
├───────────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤
│Для лифтов │ 1570 (160)-1770 (180) │
└───────────────────────────────────┴───────────────────────────────────┘

3. По виду покрытия проволок

Таблица 6
┌───────────────────────────────────┬───────────────────────────────────┐
│ Условия применения │ Вид покрытия проволоки │
├───────────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤
│Для канатов общего назначения │Из проволоки без покрытия,│
│ │оцинкованная групп С, Ж │
├───────────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤
│Для шахтного подъема │Из проволоки без покрытия,│
│ │оцинкованная групп С, Ж │
├───────────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤
│Для судостроения │Оцинкованная групп С, Ж, ОЖ │
├───────────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤
│Для лифтов │Из проволоки без покрытия │
└───────────────────────────────────┴───────────────────────────────────┘

4. По виду смазки

Таблица 7
┌───────────────────────────────────┬───────────────────────────────────┐
│ Условия применения │ Вид смазки │
├───────────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤
│Макроклиматические районы с│Торсиол-55 по ГОСТ 20458 │
│холодным климатом для изделий│ │
│категории 1 по ГОСТ 15150 │ │
└───────────────────────────────────┴───────────────────────────────────┘
Приложение 2
Рекомендуемое

Методика
определения и установления оптимальных значений шагов свивки