Действующий
МДС 81-5.99 Методические указания по определению величины накладных расходов и сметной прибыли в строительстве, осуществляемом в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним
Настоящие Методические указания определяют порядок расчета величины накладных расходов и сметной прибыли при исчислении сметной стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним.
Отличительные черты ценообразования и сметного нормирования в строительстве, осуществляемом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определены комплексным воздействием экономико-географических и экстремальных природно-климатических условий данных районов на строительное производство, а также государственными гарантиями и компенсациями для лиц, работающих и проживающих в этих районах, предусмотренных Законом Российской Федерации от 19.02.93 N 4520-1 (с последующими изменениями и дополнениями к нему).
Неблагоприятные местные условия влияют на технологические процессы в строительстве, снижают производительность труда, увеличивают трудоемкость и сроки строительства, ускоряют физический износ строительной техники, приводят к увеличению заработной платы, расходу материально-технических ресурсов и, как следствие, к общему увеличению стоимости строительной продукции, в том числе и затрат по организации, обслуживанию и управлению строительным производством.
Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей устанавливается законодательными актами Российской Федерации.
Анализ действующих перечней районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей показал их многообразие, связанное с различными принципами их формирования в зависимости от:
Учитывая, что в структуре накладных расходов затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды составляют до 70% от общей суммы затрат, для целей нормирования накладных расходов на строительные работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях принят перечень районов, сформированный с учетом условий оплаты труда работников.
Положения, приведенные в Методических указаниях, обязательны для всех предприятий и организаций независимо от принадлежности и форм собственности, осуществляющих капитальное строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и целевых внебюджетных фондов.
Для строек, финансирование которых осуществляется за счет собственных средств предприятий, организаций и физических лиц, Методические указания носят рекомендательный характер.
В Методических указаниях учтены требования и положения правовых и нормативно-методических документов по состоянию на 01.10.1999 г.
Замечания и предложения по дальнейшему совершенствованию Методических указаний направлять по адресу:
117987, г. Москва, ГСП-1, ул. Строителей, 8, корп.2, Управление ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве Госстроя России.
Методические указания предназначены для определения величины накладных расходов и сметной прибыли при составлении сметных расчетов (смет) на строительство предприятий, зданий и сооружений, осуществляемых на территории Российской Федерации в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним.
Начисление накладных расходов и сметной прибыли при составлении локальных сметных расчетов (смет) производится в конце расчета (сметы), за итогом прямых затрат.
2.1. При определении величины накладных расходов на строительные работы следует руководствоваться нормативно-методическими документами, приведенными в
- индивидуальной нормы накладных расходов для конкретной строительной, монтажной и ремонтно-строительной организации;
- предельных норм накладных расходов на строительные работы, введенных в действие с 01.01.84 или 01.01.91, для определения базисного уровня стоимости строительства.
Решение о выборе варианта определения величины накладных расходов принимается заказчиком (инвестором) и подрядной организацией.
п.2.10 "Типовых методических рекомендаций по планированию и учету себестоимости строительных работ", утвержденных Минстроем России от 04.12.95 N БЕ-11-260/7.
2.3. Накладные расходы следует нормировать в процентах от фонда оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов, занятых в основной деятельности. Перечень затрат на оплату труда определен
Порядок определения средств на оплату труда рабочих, используемых в качестве базиса для исчисления величины накладных расходов и сметной прибыли, приведен в прил.3.
┌──────────────┬───────────────────────────┬────────────────────────────┐│ Виды │Размеры в % от фонда оплаты│ Область применения ││строительства │ труда рабочих-строителей │ ││ │ и механизаторов, для │ ││ ├─────────────┬─────────────┤ ││ │ районов │ местностей, │ ││ │ Крайнего │приравненных │ ││ │ Севера │ к районам │ ││ │ │ Крайнего │ ││ │ │ Севера │ │├──────────────┼─────────────┼─────────────┼────────────────────────────┤│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │├──────────────┼─────────────┼─────────────┼────────────────────────────┤│Промышленное │ 129 │ 118 │Объекты производственного││ │ │ │назначения для всех отраслей││ │ │ │народного хозяйства, кроме││ │ │ │объектов энергетического и││ │ │ │сельскохозяйственного ││ │ │ │строительства │├──────────────┼─────────────┼─────────────┼────────────────────────────┤│Жилищно-граж- │ 135 │ 124 │Объекты жилищно-гражданского││данское (кроме│ │ │назначения для всех отраслей││крупнопанель- │ │ │народного хозяйства, кроме││ного и объем-│ │ │крупнопанельного и объемно-││но-блочного │ │ │-блочного жилищного строи-││жилищного) │ │ │тельства │├──────────────┼─────────────┼─────────────┼────────────────────────────┤│Крупнопанель- │ 205 │ 190 │Комплекс строительных работ││ное и объемно-│ │ │по возведению крупнопанель-││-блочное │ │ │ных и объемно-блочных жилых││ │ │ │домов, кроме работ по нуле-││ │ │ │вому циклу, встроенным и││ │ │ │пристроенным помещениям,││ │ │ │прокладки внешних коммуника-││ │ │ │ций, благоустройства, мон-││ │ │ │тажных, электромонтажных,││ │ │ │слаботочных и внутренних││ │ │ │санитарно-технических работ │├──────────────┼─────────────┼─────────────┼────────────────────────────┤│Сельскохозяй- │ 132 │ 120 │Объекты сельского хозяйства││ственное │ │ │производственного назначе-││ │ │ │ния, за исключением водохо-││ │ │ │зяйственного строительства │├──────────────┼─────────────┼─────────────┼────────────────────────────┤│Транспортное │ 127 │ 116 │Объекты железнодорожного,││ │ │ │морского, речного, автомо-││ │ │ │бильного и воздушного транс-││ │ │ │порта │├──────────────┼─────────────┼─────────────┼────────────────────────────┤│Водохозяйст- │ 122 │ 111 │Объекты мелиорации, включая││венное │ │ │сельхозводоснабжение │├──────────────┼─────────────┼─────────────┼────────────────────────────┤│Энергетическое│ 131 │ 119 │ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ и другие││ │ │ │объекты │├──────────────┼─────────────┼─────────────┼────────────────────────────┤│Капитальный │ 109 │ 100 │ ││ремонт жилых и│ │ │ ││общественных │ │ │ ││зданий │ │ │ │├──────────────┼─────────────┼─────────────┼────────────────────────────┤│Прочие отрасли│ 120 │ 110 │ │└──────────────┴─────────────┴─────────────┴────────────────────────────┘
Нормативы, приведенные в табл.1, определены на основе данных федерального государственного статистического наблюдения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) подрядных организаций с учетом результатов анкетного опроса участников инвестиционно-строительного процесса, а также отдельных организаций-представителей, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Указанные нормативы целесообразно использовать для разработки инвесторских смет и на стадии подготовки тендерной документации при проведении подрядных торгов.
накладных расходов на основе нормативов по видам строительных и монтажных работ следует руководствоваться данными, приведенными в прил.4.
2.5. При определении величины
Эти нормативы используются на стадии разработки рабочей проектно-сметной документации и для расчетов за выполненные работы между заказчиком и подрядчиком.
Внесение изменений и дополнений другими инстанциями в утвержденные Госстроем России нормативы накладных расходов не допускается.
2.7. Расчет индивидуальных норм накладных расходов рекомендуется осуществлять расчетно-аналитическим методом, путем прямого калькулирования по статьям затрат накладных расходов. Перечень статей затрат накладных расходов в строительстве приведен в
При расчете индивидуальной нормы накладных расходов не должны учитываться затраты V раздела указанного Перечня "Затраты, не учитываемые в нормах накладных расходов, но относимые на накладные расходы", т.к. эти затраты могут включаться, при соответствующем обосновании, в главу 8 "Временные здания и сооружения" и главу 9 "Прочие работы и затраты" сводного сметного расчета стоимости строительства.
- пособия в связи с потерей трудоспособности из-за производственных травм, выплачиваемые работникам на основании судебных решений;
- налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком (за исключением отчислений на социальные нужды);
- затраты на платежи (страховые взносы) по добровольному страхованию, в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком, средств транспорта (водного, воздушного, наземного), имущества гражданской ответственности организаций - источников повышенной опасности, гражданской ответственности перевозчиков, профессиональной ответственности, по добровольному страхованию от несчастных случаев и болезней, а также медицинскому страхованию;