Действующий
Настоящий стандарт распространяется на машины для испытания материалов на растяжение, сжатие и изгиб при статических режимах нагружения (разрывные, сжатия и универсальные) согласно стандартизованным в СССР методам испытаний материалов, перечисленным в приложении 1.
1.4. По виду испытываемых материалов машины подразделяют в соответствии со следующими кодами ОКП (общесоюзного классификатора промышленной продукции) на машины:
Возможность проведения испытаний нескольких видов материалов на одной модели указывают в ТУ на выпуск машин.
1.5. Компоновочные схемы и составные части машин должны соответствовать принципам блочно-модульного конструирования (модульного формирования техники).
п. 2.3, разработанных и выпускаемых промышленностью, с указанием классификационных признаков по пп. 1.1-1.4 указаны в табл. 1.
2.1. Ряды наибольших предельных нагрузок и группы машин по ┌───┬───────────┬─────────┬───────────────┬────────────────────────┬──────────────────────────────────────┬───────────────────┬─────────────┐
│ N │ Вид машин │ Код ОКП │ Способ │Тип силоизмерительного│ Вид испытываемого материала │ Наибольшая │Группа машин│
│п/п│ │ │силовозбуждения│ устройства │ │ предельная │по пределу│
│ │ │ │ (вид привода) │ │ │нагрузка, кН (ряд│ допустимой │
│ │ │ ├───────┬───────┼────────┬───────┬───────┼──────┬───────────────┬─────┬─────────┤ типоразмеров) │погрешности │
│ │ │ │элект- │элект- │маятни- │торсио-│элект- │метал-│ полимерные │стро-│материалы│ │ измерения │
│ │ │ │ромеха-│рогид- │ ковый │ нный │ричес- │ лы │ материалы │ите- │ легкой │ │ нагрузки │
│ │ │ │ничес- │равли- │ │ │ кий │ ├───────┬───────┤льные│промышле-│ │ (усилий) │
│ │ │ │ кий │ческий │ │ │ │ │пласт- │резина │мате-│ нности, │ │ (п. 2.3) │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ массы │ │риалы│текстиль-│ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ные │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │материалы│ │ │
├───┼───────────┼─────────┼───────┼───────┼────────┼───────┼───────┼──────┼───────┼───────┼─────┼─────────┼───────────────────┼─────────────┤
│ 1 │ Разрывные │ 42 7111 │ + │ - │ + │ - │ - │ + │ - │ - │ - │ - │0,5; 1,0; 5; 10; │0-У; 1-У │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │20; 50 │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ 2 │ " │ 42 7111 │ + │ - │ - │ - │ + │ + │ - │ - │ - │ - │0,5; 5; 10; 20; 50 │0-У; 1-У │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ 3 │ " │ 42 7111 │ - │ + │ - │ + │ - │ + │ - │ - │ - │ - │100; 200; 500; 1000│0-У; 1-У │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ 4 │ " │ 42 7131 │ + │ - │ + │ - │ - │ - │ - │ - │ - │ + │0,05; 0,5; 1,0; │1-У │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │2,5; 3; 5 │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ 5 │ " │ 42 7151 │ + │ - │ - │ - │ + │ - │ - │ - │ - │ - │0,5; 5; 50; 100 │0-У; 1-У │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ 6 │ " │ 42 7151 │ + │ - │ + │ - │ - │ - │ - │ + │ - │ - │0,01; 0,05; 0,5; 5;│0-У; 1-У │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │10; 20; 50; 100 │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ 7 │ Прессы │ 42 7121 │ - │ + │ - │ + │ + │ - │ - │ - │ + │ - │10; 20; 50; 100; │1-У; 2-У │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │200; 500; 1000; │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │2000; 5000; 10000 │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ 8 │Универсаль-│ 42 7151 │ + │ - │ - │ - │ + │ + │ + │ - │ - │ - │100 │0-У; 1-У │
│ │ ные │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ 9 │ " │ 42 7111 │ - │ + │ - │ - │ + │ + │ - │ - │ - │ - │500 │0-У; 1-У │
│ │ │ 42 7111 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ 42 7151 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
└───┴───────────┴─────────┴───────┴───────┴────────┴───────┴───────┴──────┴───────┴───────┴─────┴─────────┴───────────────────┴─────────────┘
Примечание. Знак "+" означает наличие у машины классификационного признака, указанного в соответствующей графе.
![](https://dokipedia.ru/sites/default/files/doc_files/515/985/6/files/image1.emf.jpg)
![](https://dokipedia.ru/sites/default/files/doc_files/515/985/6/files/image2.emf.jpg)
![](https://dokipedia.ru/sites/default/files/doc_files/515/985/6/files/image3.emf.jpg)
![](https://dokipedia.ru/sites/default/files/doc_files/515/985/6/files/image4.emf.jpg)
![](https://dokipedia.ru/sites/default/files/doc_files/515/985/6/files/image5.emf.jpg)
2.3. Пределы допускаемой погрешности измерения нагрузки при прямом ходе (в процентах от измеряемой нагрузки) и разделение на группы по этому параметру приведены в
┌───────────────────────────────────────┬───────┬───────┬───────┬───────┐
│ Группа машин │ 0-У │ 1-У │ 2-У │ 3-У │
├───────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│Предел допускаемой погрешности│+- 0,5 │+- 1,0 │+- 2,0 │+- 3,0 │
│измерения нагрузки (усилий) при прямом│ │ │ │ │
│ходе, %, от измеряемой нагрузки │ │ │ │ │
└───────────────────────────────────────┴───────┴───────┴───────┴───────┘
2.4. Пределы допускаемой погрешности измерения деформации (удлинения) и разделение машин на группы по этому параметру приведены в
┌──────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┐
│Группа машин по точности измерения│Предел допускаемой погрешности│
│деформации (удлинения) образца│измерения деформации (удлинения), % │
│ │от верхнего предела диапазона│
│ │ измерителя │
├──────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│ 1-Д │ +- 1,0 │
├──────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│ 2-Д │ +- 2,0 │
├──────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│ 3-Д │ +- 3,0 │
├──────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│ 5-Д │ +- 5,0 │
└──────────────────────────────────┴────────────────────────────────────┘
Примечания: 1. Группы точности, значения пределов допускаемой погрешности измерения деформации (удлинения) и диапазон измеряемых деформаций (удлинений) устанавливают в ТУ на выпуск машин.
2. Для машин с термокриокамерами значения пределов допускаемой погрешности и диапазон измеряемых удлинений устанавливают в ТУ по согласованию с потребителем.
3. С 01.01.95 предел допускаемой погрешности при измерении деформации (удлинения) устанавливают в процентах от измеряемой величины удлинения.
2.5. Значения масштабов записи деформации (удлинения) образца и перемещения активного захвата выбирают из ряда: 2000:1; 1000:1; 500:1; 100:1; 50:1; 20:1; 10:1; 5:1; 2:1; 1:1; 1:2; 1:5; 1:10 и устанавливают по согласованию с заказчиком в технических условиях на выпуск машин.
![](https://dokipedia.ru/sites/default/files/doc_files/515/985/6/files/image6.emf.jpg)
![](https://dokipedia.ru/sites/default/files/doc_files/515/985/6/files/image7.emf.jpg)
![](https://dokipedia.ru/sites/default/files/doc_files/515/985/6/files/image8.emf.jpg)
![](https://dokipedia.ru/sites/default/files/doc_files/515/985/6/files/image9.emf.jpg)
2.8. Значения отношений наибольшей предельной нагрузки к наименьшей и разделение машин на группы по этому параметру указаны в
┌──────────────────────┬──────┬──────┬─────┬────┬────┬──────┬────┬──────┐
│ Группа машин │ 1-О │ 2-О │ 3-О │4-О │5-О │ 6-О │7-О │ 8-О │
├──────────────────────┼──────┼──────┼─────┼────┼────┼──────┼────┼──────┤
│Отношение наибольшей│10000 │ 5000 │1000 │500 │200 │ 100 │ 50 │ 20 │
│предельной нагрузки к│ │ │ │ │ │ │ │ │
│наименьшей │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │
└──────────────────────┴──────┴──────┴─────┴────┴────┴──────┴────┴──────┘
Примечание. Группу и значение отношения наибольшей предельной нагрузки к наименьшей устанавливают по согласованию с потребителем и указывают в ТУ на выпуск машины.
табл. 5. Группу, наибольшую скорость и диапазон скоростей указывают в ТУ на выпуск машин.
2.9. Диапазон регулирования скоростей перемещения активного захвата без нагрузки и разделение машин на группы по этому параметру указаны в ┌──────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┐
│ Группа машин │Отношение наибольшей скорости│
│ │перемещения активного захвата к│
│ │ наименьшей │
├──────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│ 1-С │ 100000 │
├──────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│ 2-С │ 50000 │
├──────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│ 3-С │ 10000 │
├──────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│ 4-С │ 1000 │
├──────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│ 5-С │ 100 │
├──────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│ 6-С │ 10 │
└──────────────────────────────────┴────────────────────────────────────┘