Утративший силу
Общероссийский классификатор экономических регионов ОК 024-95 (ОКЭР)(утв. постановлением Госстандарта РФ от 27 декабря 1995 г. N 640)(в ред. Изменения N 1, ноябрь 1998 г.)(с изменениями N 2/99, 3/2000, 4/2000, 5/2001, 6/2010)
Общероссийский классификатор экономических регионов (ОКЭР) представляет собой систематизированный перечень региональных экономических группировок объектов административно-территориального деления России, входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации Российской Федерации (ЕСКК), разработан согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 121 "О мерах по реализации Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики" и получает дальнейшее развитие и совершенствование в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 1 ноября 1999 г. N 1212 "О развитии единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации".
В ОКЭР включены объекты Общероссийского классификатора экономических районов (ОК 008-93), который отменяется на территории Российской Федерации с 1 января 1997 года.
ОКЭР предназначен для информационного обеспечения органов государственной власти и управления Российской Федерации, федеральных округов, межрегиональных ассоциаций, научных, проектных, финансовых, консультативных и других организаций и предприятий всех форм собственности при решении следующих задач:
- анализ, прогнозирование и регулирование территориального размещения производительных сил страны, экономических взаимоотношений субъектов Российской Федерации между собой и с федеральными органами государственной власти, формирование и совершенствование региональной социально-экономической политики;
- оценка и упорядочение межрегиональных экономических и культурных связей и решение других проблем, связанных с регулированием социально-экономического развития и согласованием экономических интересов регионов России;
Объектами классификации в ОКЭР являются различные виды экономических регионов. При этом под экономическим регионом понимается совокупность объектов административно-территориального деления страны, обладающих рядом общих природно-экономических признаков.
- по общности целей и задач совместной разработки и осуществления региональных программ экономического и социального развития добровольными объединениями субъектов Российской Федерации;
- по условиям изучения и контроля природно-климатических, экологических и геологических параметров местности, в том числе на территориях государственных природных заповедников и национальных парков;
- по условиям осуществления технического надзора за строительством и использованием основных фондов, в том числе на объектах, требующих обеспечения сейсмической и радиационной безопасности;
- по характеру и степени дискомфортности условий жизнедеятельности населения, в том числе в районах проживания малочисленных народов России.
Исходя из общности условий хозяйствования выделяются экономические районы, экономические зоны и макрозоны.
Экономическим районом является часть территории страны, состоящая из нескольких республик краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения, характеризующаяся территориально-хозяйственным единством (комплексностью), относительным сходством природных и экономических условий и особенностей. При этом отдельный субъект Российской Федерации может быть включен в состав лишь одного экономического района.
Под экономической зоной или макрозоной понимается часть территории страны, в которую полностью или частично включаются несколько экономических районов. При этом экономические районы или их части могут включаться в несколько экономических зон или макрозон.
Основанием для формирования, изменения состава и упразднения экономических районов, экономических зон и макрозон являются решения федеральных органов государственной власти или согласованные решения Минэкономразвития России, Госкомстата России и Госстандарта России в пределах их полномочий.
Исходя из общности целей и задач совместной разработки и осуществления региональных программ социально-экономического развития и повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений на территории субъектов федерации в ОКЭР представлены федеральные округа, межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия (МАЭВ). Федеральные округа - крупные территориальные образования (состоящие из нескольких республик, краев, областей, автономных округов, городов федерального значения), характеризующихся территориальным единством. Федеральные округа создаются решением федеральных органов государственной власти. Межрегиональной ассоциацией экономического взаимодействия является добровольное объединение группы республик, краев, областей, автономной области, автономных округов и городов федерального значения - субъектов Российской Федерации, создаваемое совместным решением их органов государственной власти и зарегистрированное в установленном порядке в Минюсте России. При этом субъект Российской Федерации может состоять в нескольких межрегиональных ассоциациях.
Формирование остальных видов экономических регионов, включенных в ОКЭР, осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти в пределах их прав, полномочий и обязанностей, установленных для обеспечения наиболее эффективного выполнения возложенных на них функций обслуживания, инспекции, контроля и регулирования на данной территории.
С учетом условий контроля природно-климатических, экологических и геологических параметров местности на территории различных субъектов Российской Федерации в ОКЭР приведены регионы с группировкой объектов административно-территориального деления страны по межрегиональным территориальным управлениям и центрам по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (УГМС и ЦГМС) и по территориальным и региональным отделам государственного геологического контроля (ОГГК).
Особо охраняемые природные территории", в которые включены государственные природные заповедники и национальные парки. Состав и границы этих особо охраняемых природных территорий указываются в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации.
Исходя из требований и условий обеспечения государственной охраны природных комплексов особой научной или культурной ценности в ОКЭР предусмотрен раздел " С учетом условий осуществления технического надзора за строительством и использованием основных фондов, в том числе на объектах, требующих сейсмической и радиационной безопасности, в ОКЭР представлены разделы с группировкой объектов административно-территориального деления страны по территориальным и региональным округам и инспекциям органов федерального горного и промышленного надзора (ФГПН) и межрегиональные территориальные округа по государственному регулированию ядерной и радиационной безопасности на производственных и научных объектах (МТО РБ).
Исходя из требований и условий обеспечения государственного таможенного контроля за внешнеторговыми операциями в ОКЭР представлен раздел, в котором субъекты Российской Федерации сгруппированы по региональным таможенным управлениям (РТУ).
С учетом сложности объективных условий, определяемых совокупностью природно-климатических, экономико-географических, социально-экономических, медико-биологических и других антропогенных факторов и параметров окружающей среды конкретных территорий (в том числе на Крайнем Севере России и в некоторых горных местностях), оказывающих неблагоприятное воздействие на человека, в ОКЭР выделены регионы (территории) с различными уровнями дискомфортности условий жизнедеятельности населения, а также регионы, отнесенные к зонам чрезвычайной экологической ситуации.
Состав и административные границы северных и приравненных к ним регионов с дискомфортностью условий жизнедеятельности населения определяются законодательством Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Состав и административные границы территорий, отнесенных к зонам чрезвычайной экологической ситуации и зонам экологического бедствия, определяются указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
С учетом экономико-географических и исторически сложившихся условий жизнедеятельности малочисленных народов России в ОКЭР выделяется раздел "Регионы компактного проживания малочисленных народов России". Перечень населенных пунктов, расположенных в указанных регионах, утверждается постановлениями Правительства Российской Федерации.
В особый раздел классификатора выделены находящиеся за пределами Российской Федерации территории, на которых существуют хозяйственные и культурные объекты России, поддерживающие с ней регулярные транспортные связи.
Структурно классификатор состоит из трех блоков: идентификации, наименования объекта, дополнительных признаков. Блок идентификации включает идентификационный код объекта ОКЭР и контрольное число (КЧ). Длина кодового обозначения - три цифровых десятичных знака. Контрольное число рассчитано в соответствии с действующей методикой расчета и применения контрольных чисел для защиты кодов классификаторов технико-экономической и социальной информации.
Принятая в ОКЭР система кодирования - серийно-порядковая. Для каждого раздела классификатора выделены следующие серии кодов:
001 - 049 (раздел 1), 050 - 069 (раздел 2), 070 - 083 (раздел 3), 084 - 099 (раздел 4), 100 - 149 (раздел 5), 150 - 209 (раздел 6), 210 - 289 (раздел 7), 290 - 319 (раздел 8), 320 - 369 (раздел 9), 370 - 419 (раздел 10), 420 - 599 (раздел 11), 600 - 699 (раздел 12), 800 - 899 (раздел 13), 900 - 949 (раздел 14). При этом предусмотрены необходимые резервы кодов для внесения изменений и дополнений, возможных при разукрупнении и реорганизации существующих, образовании новых экономических регионов и при формировании новых разделов ОКЭР.
В блоке наименования содержится полное наименование экономического региона. Дополнительные признаки включают коды и наименования объектов, входящих в состав экономического региона, по настоящему классификатору или по Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО).
┌───┬─────┬────────────────────────┬───────────┬────────────────────────┐
│Код│ КЧ │ Наименование │ Код ОКАТО │ Наименование │
├───┼─────┼────────────────────────┼───────────┼────────────────────────┤
│060│ 1 │ Дальневосточный район │ 98 │Республика Саха (Якутия)│
│ │ │ │ 05 │Приморский край │
│ │ │ │ 08 │Хабаровский край │
│ │ │ │ 10 │Амурская область │
│ │ │ │ 30 │Камчатская область │
│ │ │ │ 30 100 │Корякский авт.округ │
│ │ │ │ 44 │Магаданская область │
│ │ │ │ 64 │Сахалинская область │
│ │ │ │ 99 │Еврейская авт.область │
│ │ │ │ 77 │Чукотский авт.округ │
└───┴─────┴────────────────────────┴───────────┴────────────────────────┘
98, 05, 08, 10, 30, 44, 64, 99, 77 - коды республик, краев областей и округов - субъектов Российской Федерации, входящих в указанный район (по ОКАТО).
┌───┬─────┬────────────────────────┬───────────┬────────────────────────┐
│Код│ КЧ │ Наименование │ Код ОКАТО │ Наименование │
├───┼─────┼────────────────────────┼───────────┼────────────────────────┤
│370│ 6 │ Республика Карелия │ 86 406 │ г. Костомукша │
│ │ │ (частично) │ │ │
│ │ │ │ 86 204 │ Беломорский р-н │
│ │ │ │ 86 209 │ Калевальский национа- │
│ │ │ │ │ льный р-н │
│ │ │ │ 86 212 │ Кемский р-н │
│ │ │ │ 86 221 │ Лоухский р-н │
└───┴─────┴────────────────────────┴───────────┴────────────────────────┘
86 406, 86 204, 86 209, 86 212, 86 221 - коды объектов административно-территориального деления, входящих в данный регион (по ОКАТО).