(Утративший силу) Положение ЦБР от 19 марта 2003 г. N 218-П"О порядке и критериях оценки...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Утративший силу
5.2.4. В случаях, когда в соответствий с подпунктами 5.2.1, 5.2.2 (за исключением подпункта 5.2.2.1) и 5.2.3 настоящего Положения приобретателем предоставляются бухгалтерский баланс и расчет скорректированных чистых активов на дату оплаты долей (акций), представление бухгалтерской отчетности и иных сведений на последнюю отчетную месячную дату не требуется.
5.2.5. При регистрации вновь создаваемой кредитной организации, предварительном согласовании приобретения лицом самостоятельно или в составе группы лиц более 20 процентов долей (акций) кредитной организации, а также при проверке правомерности оплаты приобретаемых долей (акций) в случаях, установленных в подпунктах 5.2.1, 5.2.2, 5.2.3, одновременно с перечисленными документами представляются сведения о полученном, но не реализованном на момент подачи документов приобретателем согласии Банка России на приобретение долей (акций) других кредитных организаций (с указанием наименования кредитной организации, совокупной стоимости долей (акций) по цене реализации (размещения), на приобретение которых получено согласие Банка России, даты выдачи (срока действия) согласия), а также о стоимости уже оплаченных долей (акций) других кредитных организаций при их первичном размещении, но еще не отраженных в балансе приобретателя как вложения в доли (акции) других кредитных организаций (с указанием наименования кредитной организации, даты оплаты долей (акций), совокупной стоимости приобретенных долей (акций) по цене реализации (размещения).
5.3. Территориальное учреждение Банка России имеет право запрашивать у кредитной организации и приобретателей долей (акций) информацию, поясняющую (расшифровывающую) сведения, содержащиеся в представленных материалах.
6. Документы, представляемые кредитной организацией (учредителями, приобретателем или уполномоченными ими лицами) в территориальное учреждение Банка России, а также приобретателем - в кредитную организацию, должны быть прошиты, пронумерованы, подписаны уполномоченными лицами и заверены печатью кредитной организации (приобретателя). На оборотной стороне последнего листа документы скрепляются заверительной надписью уполномоченного лица и печатью кредитной организации.
Документы, на основании которых кредитная организация проводила оценку финансового положения приобретателя, хранятся кредитной организацией в отдельном юридическом деле приобретателя долей (акций) постоянно.
7. Оценка финансового положения приобретателя в целях установления достаточности чистых активов приобретателя для оплаты долей (акций) кредитной организации производится в соответствии с подпунктами 3.1 и 3.2 настоящего Положения территориальным учреждением Банка России или кредитной организацией самостоятельно на основании результатов расчета стоимости скорректированных чистых активов, а также на основании сведений о существенных фактах, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность приобретателя (при представлении этих сведений в соответствии с подпунктами 5.2.1 и 5.2.2.3), в следующих случаях:
7.1. При рассмотрении вопроса о возможности государственной регистрации кредитной организации - на дату, предшествующую дате направления документов в территориальное учреждение Банка России.
7.2. При предварительном согласовании приобретения единолично или в составе группы лиц более 20 процентов долей (акций) - на дату, предшествующую дате направления документов в территориальное учреждение Банка России.
7.3. При проверке правомерности оплаты приобретаемых долей (акций) - на дату оплаты долей (акций) в случаях:
7.3.1. Решения вопроса о выдаче лицензии на осуществление банковских операций вновь созданной кредитной организации.
7.3.2. Приобретения долей (акций) кредитной организации при увеличении уставного капитала кредитной организации.
7.3.3. Приобретения долей (акций) аффилированными лицами кредитной организации.
7.3.4. Приобретения долей в случае реализации кредитной организацией долей, приобретенных у участников.
7.4. Оценка финансового положения приобретателя в качестве доверительного управляющего в целях установления достаточности у него чистых активов для приобретения долей (акций) кредитной организации не проводится. К доверительному управляющему не предъявляется также требование об обязательном осуществлении деятельности в течение не менее трех лет, а также требование о представлении годовой бухгалтерской отчетности за последние три года.
7.5. Оценка достаточности чистых активов (собственных средств) приобретателя при регистрации отчета об итогах выпуска акций кредитной организации (за исключением создаваемой путем учреждения кредитной организации) и (или) принятии решения о государственной регистрации изменений в учредительные документы, связанных с увеличением уставного капитала кредитной организации, не осуществляется, если с даты принятия Банком России решения о выдаче указанному приобретателю предварительного согласия Банка России на приобретение более 20 процентов долей (акций) кредитной организации до даты оплаты им долей (акций) кредитной организации прошло менее трех месяцев. Документы для оценки финансового положения приобретателем не представляются.
8. Оценка достаточности чистых активов (собственных средств) для приобретения долей (акций).
8.1. Расчет стоимости чистых активов (собственных средств) производится в следующем порядке:
- по приобретателям вне зависимости от организационно-правовой формы (за исключением страховых, некоммерческих организаций и нерезидентов) - в соответствии с Порядком оценки стоимости чистых активов акционерных обществ, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 29.01.2003 NN 10н, 03-6/пз (соответственно) (зарегистрировано Минюстом России 12.03.2003 N 4252);
- по страховым организациям вне зависимости от организационно-правовой формы - в соответствии с Порядком оценки стоимости чистых активов страховых организаций, созданных в форме акционерных обществ, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 24.12.96 NN 108, 235 (соответственно)*(3).
Стоимость чистых активов (собственных средств), которые могут рассматриваться как источник оплаты долей (акций) кредитной организации, корректируется с учетом следующего:
- не могут быть источниками оплаты долей (акций) кредитной организации средства, находящиеся в перекрестном владении с другим учредителем (участником, приобретателем долей (акций) кредитной организации (под перекрестным владением понимается взаимное участие в уставном капитале), а также доли (акции) в части, находящейся в перекрестном владении учредителя (участника, приобретателя) и кредитной организации. Порядок и пример расчета стоимости чистых активов с учетом этого требования приведен в приложении 1 "Пример расчета стоимости чистых активов, исключающего доли, находящиеся в перекрестном владении";
- не может быть источником оплаты долей (акций) кредитной организации часть чистых активов, соответствующая вложениям в доли (акции), дебиторскую задолженность, а также долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения в общества, которые на дату оплаты долей (акций) кредитной организации или на дату, предшествующую дате направления документов в территориальное учреждение Банка России, находятся в процессе ликвидации либо признаны несостоятельными (банкротами) в установленном законодательством Российской Федерации порядке (за вычетом сформированного резерва). Чистые активы уменьшаются также на сумму нематериальных активов (за вычетом начисленной амортизации), а также на величину, равную сумме превышения стоимости основных средств (за вычетом начисленной амортизации), оборудования к установке и вложений во внеоборотные активы над величиной полученных приобретателем долгосрочных кредитов и займов, а также долгосрочных долговых обязательств;
- не может быть источником оплаты долей (акций) часть чистых активов, равная величине уставного капитала в части, которая оплачена, но соответствующие изменения, связанные с увеличением уставного капитала, не зарегистрированы в установленном порядке;
- не может быть источником оплаты долей (акций) сумма, эквивалентная совокупной стоимости долей (акций) других кредитных организаций, на приобретение которых приобретателем получено, но не реализовано на момент подачи документов согласие Банка России, или совокупной стоимости долей (акций) кредитных организаций по цене их реализации (размещения), оплаченных, но еще не отраженных в балансе приобретателя как вложения в доли (акции) кредитных организаций.
8.2. Не допускается приобретение долей (акций) кредитной организации в случае, если величина чистых активов приобретателя с учетом изъятий, указанных в пункте 8.1 настоящего Положения, меньше совокупной стоимости приобретаемых им долей (акций), рассчитанной по цене их реализации (размещения) за минусом стоимости долей (акций), которые будут распределяться среди участников (акционеров) при увеличении уставного капитала кредитной организации за счет ее имущества.
8.3. Оценка достаточности собственных средств приобретателей, являющихся некоммерческими организациями, осуществляется путем сопоставления совокупной величины приобретаемых долей (акций), рассчитанной по цене их размещения (реализации), с итогом раздела III "Капитал и резервы" формы N 1 "Бухгалтерский баланс", приведенной в Указаниях о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.01.2000 N 4н*(4). Если сумма итога по этому разделу равна либо превышает совокупную стоимость приобретаемых долей (акций) кредитной организации по цене их размещения (реализации), территориальное учреждение Банка России вправе сделать заключение о достаточности собственных средств для оплаты приобретаемых долей (акций) при условии соблюдения иных требований, установленных настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
8.4. Достаточность собственных средств приобретателя-нерезидента (в том числе для организаций, деятельность которых подлежит регулированию, установленному органами надзора страны его местонахождения) оценивается с использованием показателя, экономическое содержание которого соответствует понятию "чистые активы", применяемому в Российской Федерации. При расчете чистых активов используются статьи баланса, аналогичные или близкие по характеристике статьям, принятым при расчете указанного показателя приобретателями-резидентами. При этом следует исходить из того, что "чистые активы" - показатель, который определяется как разница между реальной стоимостью активов и величиной обязательств приобретателя. Приобретателем-нерезидентом приводится алгоритм расчета показателя, характеризующего достаточность его собственных средств. При расчете этого показателя должны учитываться ограничения, установленные в настоящего Положения.
9. Оценка финансового положения приобретателя в целях установления удовлетворительности финансового положения производится территориальным учреждением Банка России с учетом порядка, установленного в подпункте 3.1 настоящего Положения
9.1. По учредителям вновь создаваемой кредитной организации, а также приобретателям, ходатайствующим о выдаче согласия Банка России на приобретение единолично или в составе группы лиц более 20 процентов долей (акций) - по годовым отчетам за три последних года деятельности (на каждую годовую отчетную дату) и на последнюю отчетную дату, предшествующую дате направления документов в территориальное учреждение Банка России.
9.2. При проверке правомерности оплаты приобретаемых долей (акций) аффилированными лицами кредитной организации - на последнюю отчетную дату.
В остальных случаях приобретения долей (акций) оценка финансового положения приобретателя в целях определения удовлетворительности финансового положения не производится.
При подготовке заключения об удовлетворительности финансового положения приобретателя должны учитываться последствия фактов хозяйственной деятельности, произошедших с отчетной даты до даты составления заключения, которые оказали существенное влияние на финансовое положение приобретателя, и без знания о которых невозможна достоверная оценка финансового положения приобретателя. Информация о таких фактах (при их наличии) представляется приобретателем в составе документов, необходимых для. Оценки финансового положения.
10. Анализ финансового положения приобретателя в целях определения удовлетворительности финансового положения может проводиться самим приобретателем, кредитной организацией, привлекаемой приобретателем в этих целях аудиторской организацией (индивидуальный аудитором), или иным лицом (консультантом) (далее - лица, анализирующие финансовое положение).
Заключение, подготовленное самим приобретателем (кредитной организацией), должно иметь дату и быть подписано руководителем и главным бухгалтером приобретателя (кредитной организации) с указанием фамилии, имени, отчества и заверено печатью.
Заключение аудиторской организации (индивидуального аудитора) должно быть составлено в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Заключение консультанта должно иметь дату и быть подписано лицом, которое проводило анализ, с указанием фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность и данных документа об образовании, подтверждающего получение профессиональных знаний (для физического лица), а при подготовке заключения юридическим лицом в заключении также указываются полное и сокращенное наименования этого юридического лица, организационно-правовая форма и его местонахождение (в соответствии с учредительными документами), фамилия, имя, отчество руководителя, должность лица, подготовившего заключение, с указанием документов, подтверждающих получение профессиональных знаний лица, подготовившего заключение.
11. Финансовое положение приобретателя признается удовлетворительным при отсутствии подтвержденных финансовыми (либо иными) показателями признаков существенных финансовых трудностей, связанных с коммерческой деятельностью приобретателя и влияющих на его способность исполнять в полном объеме и в срок принятые на себя обязательства.
Оценка удовлетворительности финансового положения приобретателя производится на основе анализа абсолютных и относительных показателей, осуществляемого по следующим направлениям:
- анализ финансовой устойчивости;
- анализ платежеспособности (ликвидности);
- анализ деловой активности и эффективности деятельности.
Анализ производится на основе отчетности и иной информации приобретателей, определенных в пункте 5, и на даты, указанные в пункте 9 настоящего Положения.
12. Анализ финансового положения приобретателя в целях оценки удовлетворительности финансового положения должен быть достаточным с точки зрения характера и масштабов коммерческой деятельности, отраслевой и региональной специфики приобретателя и содержать оценку существенных факторов, связанных с деятельностью приобретателя. При проведении анализа необходимо оценить финансовую устойчивость, платежеспособность, деловую активность и эффективность деятельности приобретателя. Оценка данных параметров осуществляется на основе финансовых показателей, определенных в приложении 2 "Показатели оценки удовлетворительности финансового положения приобретателя долей (акций) кредитной организации" к настоящему Положению. Для проведения анализа могут быть использованы и иные финансовые показатели, применимые для решения задач финансового анализа в отношении конкретного приобретателя с аргументированным обоснованием возможности их применения и описанием порядка расчета. Конкретный состав показателей из числа определенных в приложении 2 и (или) иных финансовых показателей определяется территориальным учреждением Банка России или другими лицами, анализировавшими финансовое положение приобретателя. При этом расчет показателей, не используемых при проведении анализа, не является необходимым.
13. Оценка удовлетворительности финансового положения приобретателя-нерезидента производится с использованием применяемых в стране его местонахождения показателей, аналогичных или близких по экономическому содержанию показателям финансовой устойчивости, платежеспособности (ликвидности), деловой активности и эффективности деятельности, применяемым для оценки финансового положения приобретателей-резидентов, на основе подходов, определенных в настоящем Положении.
Приобретателем-нерезидентом представляются формы отчетности и сведения, соответствующие по включаемым в них экономическим показателям формам отчетности и сведениям, указанным в пункте 5 настоящего Положения.
14. Приобретатели - страховые организации признаются финансово устойчивыми и платежеспособными в случае соблюдения ими нормативного соотношения между активами и принятыми ими страховыми обязательствами. Нормативное соотношение активов и обязательств рассчитывается в соответствии с Положением о порядке расчета страховщиками нормативного соотношения активов и принятых ими страховых обязательств, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02.11.2001 N 90н (Российская газета, 26.12.2001, N 251) (зарегистрировано Минюстом России 21.12.2001 N 3112). В случае необходимости дополнительного подтверждения удовлетворительности финансового положения приобретателя - страховой организации территориальным учреждением Банка России или иными лицами, анализировавшими финансовое положение, для проведения анализа могут быть использованы иные показатели, применимые для оценки финансового положения страховых организаций.
15. Финансовое положение приобретателей (за исключением индивидуальных предпринимателей), использующих упрощенную систему налогообложения, может считаться удовлетворительным при условии превышения у них доходов над расходами, подтвержденного данными книги учета доходов и расходов, выписка из которой представляется в территориальное учреждение Банка России или кредитную организацию.
Приобретатели (за исключением индивидуальных предпринимателей), использующие упрощенную систему налогообложения или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, должны быть добросовестными налогоплательщиками, и в качестве подтверждающих документов представлять справку об отсутствии у них задолженности перед бюджетами, выданную налоговыми органами, а также копии налоговых деклараций по единому налогу или по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности по итогам последнего отчетного (налогового) периода.
16. Независимо от соблюдения других требований, установленных настоящим Положением, финансовое положение приобретателей не может быть признано удовлетворительным в следующих случаях:
- если в отношении них имеются вступившие в силу решения судебных органов о признании их несостоятельными (банкротами);