Утративший силу
Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя и дна водоемов, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в процессе изучения, использования и охраны недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа и морской исключительной экономической зоны, а также отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов.
Закон содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.
Законодательство Российской Федерации о недрах основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других законодательных актов Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.
Органы государственной власти краев, областей, автономных образований, районов издают акты по регулированию отношений недропользования в пределах полномочий, определенных настоящим Законом.
Настоящий Закон действует на всей территории Российской Федерации. Законодательные и нормативные акты республик в составе Российской Федерации не должны противоречить настоящему Закону.
Отношения, связанные с использованием и охраной земель, вод, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при пользовании недрами, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.
Государственный фонд недр составляют используемые участки и неиспользуемые части недр в пределах государственных границ Российской Федерации.
Распоряжение государственным фондом недр в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, и всех народов Российской Федерации осуществляется путем принятия совместных решений органов государственной власти (управления) Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований.
2) определение стратегии использования, темпов воспроизводства, дальнейшего расширения и качественного улучшения минерально-сырьевой базы путем разработки и реализации федеральных программ;
3) установление порядка пользования недрами и их охраны, разработка соответствующих стандартов (норм, правил);
4) распоряжение совместно с республиками в составе Российской Федерации, краями, областями, автономными образованиями государственным фондом недр, в том числе на континентальном шельфе в границах территориального моря;
5) распоряжение недрами морской исключительной экономической зоны и континентального шельфа за внешней границей территориального моря;
6) определение совместно с республиками в составе Российской Федерации, краями, областями, автономными образованиями региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным;
7) определение совместно с республиками в составе Российской Федерации, краями, областями, автономными образованиями условий и порядка взимания платы за пользование недрами;
8) создание единой системы федерального и территориальных фондов геологической информации, распоряжение информацией, полученной за счет государственных средств;
9) государственный контроль за рациональным использованием и охраной недр, а также установление порядка его проведения;
10) составление государственного баланса запасов полезных ископаемых; государственный учет участков недр, используемых для добычи полезных ископаемых и строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; государственная регистрация работ по геологическому изучению недр;
11) государственная экспертиза информации о разведанных запасах полезных ископаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность;
12) введение ограничений на пользование недрами на отдельных участках для обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей природной среды;
14) координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, связанных с пользованием недрами;
16) разрешение споров по вопросам пользования недрами между республиками в составе Российской Федерации, краями, областями, автономными образованиями.
Российская Федерация может передавать отдельные полномочия по регулированию отношений недропользования республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям.
Статья 4. Компетенция республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований в сфере регулирования отношений недропользования
Ведению республик в составе Российской Федерации краев, областей, автономных образований в сфере регулирования отношений недропользования подлежат:
1) регулирование отношений по использованию и охране недр в пределах полномочий, установленных настоящим Законом;
2) осуществление полномочий в рамках совместной компетенции с Российской Федерацией по распоряжению единым государственным фондом недр для реализации единой федеральной политики его использования, а также в части согласования условий предоставления недр в пользование на своей территории, доли добываемого сырья и формы платежей за право пользования недрами;
3) участие в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы Российской Федерации;
4) разработка и реализация территориальных программ развития и использования минерально-сырьевой базы;
6) создание территориальных фондов геологической информации, распоряжение информацией, полученной за счет средств соответствующих бюджетов;
7) составление территориальных балансов запасов полезных ископаемых и учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
9) установление порядка пользования недрами для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и строительства подземных сооружений местного значения;
10) защита интересов малочисленных народов, прав пользователей недр и интересов граждан, разрешение споров по вопросам пользования недрами;