Действующий
26730 семей граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненных к ним лиц;
Реализуемые до настоящего времени федеральные целевые программы (подпрограммы), предусматривающие оказание государственной поддержки отдельным категориям граждан в решении жилищной проблемы, предусматривают различные механизмы и формы предоставления им субсидий на приобретение жилья. Далеко не все программы (подпрограммы) смогли обеспечить организацию действенной системы управления процессом предоставления субсидий, а также эффективный контроль за их целевым использованием. С учетом этого на сегодняшний день основной задачей является организация рационального управления процессом предоставления субсидий, создание эффективного контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета, проведение мониторинга выполнения программных мероприятий с периодической оценкой результатов. При этом необходимо обеспечить минимизацию расходов на управление, устранение излишних согласований, введение простой и понятной системы отчетности и предоставления аналитической информации о ходе реализации программных мероприятий.
Особое значение приобретает методически правильное определение механизмов и форм доведения средств, предоставляемых в качестве социальной выплаты, до ее получателя. При всем разнообразии форм предоставления средств федерального бюджета на цели улучшения жилищных условий, определенных в различных федеральных целевых программах (подпрограммах), нормативных правовых актах, представляется целесообразным выработать унифицированный подход к предоставлению гражданам социальных выплат на приобретение жилья.
Указами Президента Российской Федерации от 30 сентября 1997 г. N 1062 "О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан" и от 28 июня 1999 г. N 825 "Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов, службы и учреждений" установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов по обеспечению жильем для постоянного проживания военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан, уволенных с военной службы, членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, граждан, уволенных со службы из указанных органов и учреждений, членов их семей, а также граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов (далее - сертификаты).
Реализация этих указов Президента Российской Федерации в 1998 - 2002 годах осуществлялась в рамках федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 января 1998 г. N 71 "О федеральной целевой программе "Государственные жилищные сертификаты" (далее - программа "Государственные жилищные сертификаты"). Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2002 г. N 450 действие этой программы было продлено на 2003 год.
Анализ хода реализации программы "Государственные жилищные сертификаты" показал эффективность применения механизма предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий, удостоверяемых сертификатами, при реализации прав граждан на приобретение жилья и действенность установленных принципов.
Принцип добровольного участия граждан в программе "Государственные жилищные сертификаты" позволил им выбирать наиболее подходящий способ решения жилищной проблемы.
Принцип целевого адресного предоставления безвозмездных субсидий на приобретение жилья доказал свою эффективность, поскольку обеспечил:
направление средств федерального бюджета непосредственно гражданам - участникам программы "Государственные жилищные сертификаты" только на цели приобретения жилья;
Программой "Государственные жилищные сертификаты" было предусмотрено обеспечить в 1998 - 2003 годах постоянным жильем 210 тыс. семей.
Всего за 6 лет реализации этой программы было выпущено около 120,6 тыс. сертификатов. За этот период на ее финансирование было направлено из федерального бюджета 39,7 млрд. рублей.
В целях формирования и ведения единого реестра выданных и оплаченных сертификатов была разработана и введена в эксплуатацию автоматизированная информационная система учета выдачи и реализации сертификатов, позволяющая исключить нецелевое использование средств федерального бюджета и упорядочить процедуру учета граждан - участников программы "Государственные жилищные сертификаты", а также процедуру выдачи сертификатов.
Принцип привлечения собственных или заемных средств граждан не был реализован в этой программе в полной мере. Это объясняется отсутствием у граждан - участников указанной программы накопленных денежных средств, низкой платежеспособностью и, как следствие, ограниченными возможностями привлечения кредитов банков, в том числе ипотечных, для приобретения жилья.
Кроме того, программой "Государственные жилищные сертификаты" были охвачены не все категории граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право на получение субсидий на приобретение жилья.
Однако в связи с тем, что указанная программа показала свою эффективность, основные принципы и механизмы ее реализации были сохранены в подпрограмме "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2003 г. N 700. Впоследствии постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2004 г. N 522 были утверждены правила выпуска и погашения сертификатов в рамках реализации указанной подпрограммы.
В подпрограмме "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы была предусмотрена новая система управления, при которой основная роль была отведена государственному заказчику, а также органу, осуществляющему текущее управление подпрограммой.
Был изменен подход к расчету размера субсидии. Расчетная стоимость жилого помещения стала определяться исходя из норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Российской Федерации, то есть для всех субъектов Российской Федерации стал устанавливаться единый норматив в денежном эквиваленте. При этом, исходя из ряда задач жилищной политики и с учетом миграционных и демографических процессов, а также экономических возможностей граждан - участников указанной подпрограммы, объемов предложения жилья и наличия социальной инфраструктуры, для отдельных субъектов Российской Федерации, определенных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, применялись повышающие коэффициенты к нормативу стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Российской Федерации.
Определение норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья для расчета размера субсидии на приобретение гражданином жилья за счет средств федерального бюджета позволило учесть состояние рынка жилья и предоставить возможность гражданам выбирать жилье в разных регионах Российской Федерации.
Для реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации социальных гарантий в число граждан, имеющих право на получение сертификатов, были включены граждане, уволенные со службы из Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета, члены семей военнослужащих, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы. Право на получение сертификатов также было предоставлено гражданам, подлежащим переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.
Во исполнение определения Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 22 августа 2002 г. N КАС 02-380 в число участников подпрограммы были включены не только граждане, не имеющие жилых помещений для постоянного проживания, но и граждане, имеющие жилые помещения, площадь которых в расчете на одного члена семьи ниже учетной нормы площади жилого помещения.
Основные принципы реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы предлагается распространить на программные мероприятия по оказанию финансовой поддержки всем категориям граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственные обязательства перед гражданами Российской Федерации, подлежащими отселению с комплекса "Байконур", определены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1999 г. N 1290 "Об обеспечении жильем в Российской Федерации военнослужащих, увольняемых с военной службы, граждан, уволенных с военной службы и проходивших ее в Вооруженных Силах Российской Федерации на территории космодрома Байконур, а также граждан Российской Федерации, постоянно работающих на комплексе "Байконур". Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2002 г. N 325 была утверждена подпрограмма "Обеспечение жильем граждан Российской Федерации, подлежащих отселению с комплекса "Байконур", входящая в федеральную целевую программу "Жилище" на 2002 -2010 годы. Указанная подпрограмма выполнялась на I этапе реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
На территории комплекса "Байконур" в отношении военнослужащих и гражданского персонала - граждан Российской Федерации, а также членов их семей применяется законодательство Российской Федерации. Жители г. Байконура - граждане Российской Федерации проживают в арендованных Российской Федерацией жилых помещениях, являющихся собственностью Республики Казахстан, и не имеют жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации.
В 2002 - 2005 годах были обеспечены жильем за счет средств федерального бюджета более 2,8 тыс. семей граждан указанной категории.
Для этих целей строительство (долевое участие в строительстве) и приобретение жилья осуществлялось в основном в городах, имеющих базовые предприятия Федерального космического агентства, в целях создания условий для продолжения трудовой деятельности инженеров-испытателей и сохранения коллективов высококвалифицированных специалистов для космической отрасли.
Однако указанная форма обеспечения жильем граждан данной категории имеет ряд недостатков (замораживание средств федерального бюджета в объектах незавершенного строительства, невозможность обеспечения жильем граждан в течение одного финансового года, отсутствие у граждан права выбора местоположения и качественных характеристик жилья).
Для эффективного решения проблемы обеспечения жильем граждан Российской Федерации, отселяемых с комплекса "Байконур", предлагается предоставлять им за счет средств федерального бюджета социальные выплаты на приобретение жилья путем выдачи сертификатов.
Авария на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г. привела к загрязнению более 56 тыс. кв. км территории Российской Федерации. В ликвидации последствий чернобыльской аварии приняли участие более 200 тыс. граждан России.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-I "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС на граждан из подразделений особого риска" льготы по предоставлению жилья были распространены на граждан из подразделений особого риска.
В результате деятельности производственного объединения "Маяк" и произошедшей в 1957 году на этом объединении аварии радиоактивному загрязнению подверглось около 23,5 тыс. кв. км территории Уральского региона. В ликвидации последствий аварии на производственном объединении "Маяк" приняли участие более 10 тыс. человек.
Федеральным законом "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" предусмотрено бесплатное обеспечение жильем участников ликвидации последствий аварии, а также граждан, эвакуированных (переселенных) и добровольно выехавших из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению.
В соответствии с подпрограммой "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф", входившей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы на I этапе ее реализации (государственный заказчик подпрограммы - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий), в 2002 - 2005 годах жильем было обеспечено более 3,2 тыс. семей граждан указанных категорий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 866 "О порядке обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненных к ним лиц" определен порядок обеспечения жильем граждан указанной категории путем предоставления им субсидий, удостоверяемых сертификатами.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" государство в установленном порядке оказывает содействие гражданам, имеющим статус вынужденного переселенца, в постоянном жилищном обустройстве.
В 2002 - 2005 годах удалось решить проблему жилищного обустройства более чем 7,4 тыс. семей вынужденных переселенцев.
Учитывая ограниченный объем средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели, требуется эффективный механизм государственной поддержки граждан данной категории. Предоставление вынужденным переселенцам субсидий на приобретение жилья будет способствовать ускорению решения их жилищной проблемы, так как обеспечит реализацию ими права свободного выбора местоположения и качественных характеристик жилья и приобретение его на рынке с оформлением права собственности.
Обеспечение жильем граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Предоставление жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, начиная с 2005 года осуществляется путем выдачи сертификатов.
Всего в рамках реализации в 2002 - 2005 годах I этапа федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы жильем было обеспечено более 96,8 тыс. семей граждан, имеющих право на получение жилья за счет средств федерального бюджета. Общий объем финансирования за счет средств федерального бюджета составил 34,7 млрд. рублей.
Основные принципы и подходы к организации системы обеспечения жильем граждан, успешно реализованные в рамках подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, на II этапе (2006 - 2010 годы) реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы планируется применить ко всем категориям граждан, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жильем, в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" (далее - подпрограмма).
Необходимость устойчивого функционирования системы предоставления социальных выплат отдельным категориям граждан определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения их жилищной проблемы, поскольку она: