Утративший силу
Перечень
основных мероприятий подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы
Мероприятия | Срок исполнения | Ответственные исполнители | |
1. | Внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", в том числе в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" | 1 февраля 2011 г. | Минрегион России |
2. | Подготовка и утверждение новой редакции методики определения средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации и норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации для расчета размера субсидий, выделяемых гражданам - участникам подпрограммы | I квартал 2011 г. | Минрегион России |
3. | Внесение в ведомственные нормативные акты и нормативные акты субъектов Российской Федерации изменений, обеспечивающих реализацию мероприятий подпрограммы | первое полугодие 2011 г. | органы исполнительной власти, участвующие в реализации подпрограммы |
4. | Подготовка и утверждение Правительством Российской Федерации методики определения общего объема субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц | I квартал 2011 г. | Минрегион РоссииМинэкономразвития РоссииМинфин России |
5. | Подготовка и утверждение требований к содержанию и формам отчетности об осуществлении органами исполнительной власти переданных полномочий по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, а также порядка ее представления | I квартал 2011 г. | Минрегион России |
6. | Подготовка и утверждение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации законодательных актов, устанавливающих порядок предоставления гражданам, уволенным с военной службы (службы), и приравненным к ним лицам жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма либо предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения | I квартал 2011 г. | органы государственной власти субъектов Российской Федерации |
7. | Исследования рынка недвижимости с целью предоставления гражданам - участникам подпрограммы информации о наличии жилья | 2011 - 2015 годы | Минрегион России,Госстрой |
8. | Совершенствование и внедрение системы методического и программного обеспечения, предназначенной для учета граждан - участников подпрограммы, подготовки информационно-аналитических материалов, и организация контроля за выполнением подпрограммы | 2011 - 2013 годы | Минрегион России,Госстрой |
9. | Проведение разъяснительной работы по вопросам реализации подпрограммы | 2011 - 2015 годы | Минрегион России,Госстрой |
10. | Отбор уполномоченных организаций для оказания услуг по приобретению жилого помещения (жилых помещений) экономкласса на первичном рынке жилья | 2011 - 2015 годы | Минрегион России,Госстрой |
Объемы финансирования подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы
(млн. рублей, с учетом прогноза цен на соответствующие годы) | |||||||
Категория граждан | 2011 - 2015 годы - всего | В том числе | |||||
2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год | |||
1. | Граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица | 19447,52 | 17572,15 | 1875,37 | - | - | - |
2. | Военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица | 67868,56 | 2197,81 | 6497,08 | 14214,26 | 20449,83 | 24509,58 |
3. | Вынужденные переселенцы | 11751,6 | 1192,9 | 6618,21 | 863 | 1478,85 | 1598,64 |
4. | Граждане, подлежащие отселению с комплекса "Байконур" | 1997 | 25 | 26,4 | 1945,6 | - | - |
5. | Граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица | 33709,4 | 737,2 | 9546,18 | 5584,52 | 8591 | 9250,5 |
6. | Граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей | 33059,3 | 6858,88 | 5656,6 | 2849 | 8503,04 | 9191,78 |
Итого | 167833,38 | 28583,94 | 30219,84 | 25456,38 | 39022,72 | 44550,5 |
Количество семей граждан, которые улучшат жилищные условия в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы
(семей) | |||||||
Категория граждан | 2011 - 2015 годы - всего | В том числе | |||||
2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год | |||
1. | Граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица | 11084 | 10067 | 1017 | - | - | - |
2. | Военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица | 31353 | 1125 | 3128 | 7172 | 9450 | 10478 |
3. | Вынужденные переселенцы | 7313 | 795 | 4359 | 519 | 820 | 820 |
4. | Граждане, подлежащие отселению с комплекса "Байконур" | 1006 | 15 | 15 | 976 | - | - |
5. | Граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица | 17606 | 538 | 6343 | 2800 | 3970 | 3955 |
6. | Граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей | 15718 | 3104 | 3328 | 1428 | 3929 | 3929 |
Итого | 84080 | 15644 | 18190 | 12895 | 18169 | 19182 |
Подпрограмма
"Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы
Паспорт
подпрограммы "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы
Наименование подпрограммы | - | подпрограмма "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы |
Дата принятия решения о разработке подпрограммы | - | распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 1996-р |
Государственный заказчик подпрограммы | - | Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству |
Основной разработчик подпрограммы | - | Министерство регионального развития Российской Федерации |
Цель и задачи подпрограммы | - | цель подпрограммы - развитие массового строительства жилья экономкласса на территории Российской Федерации, отвечающего стандартам ценовой доступности, энергоэффективности и экологичности. |
Задачи подпрограммы:оказание содействия субъектам Российской Федерации в разработке и реализации программ развития жилищного строительства; | ||
координация поддержки жилищного строительства, оказываемой со стороны институтов развития (Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства, открытое акционерное общество "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию", государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)"); | ||
стимулирование органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления к проведению эффективной градостроительной политики, созданию условий для строительства жилья экономкласса, демонополизации и развитию конкуренции на рынке жилищного строительства; | ||
создание эффективных и устойчивых организационных и финансовых механизмов государственно-частного партнерства при строительстве жилья экономкласса | ||
Важнейшие целевые индикаторы и показатели подпрограммы | - | к 2015 году:годовой объем ввода жилья составит 90 млн. кв. метров;доля ввода жилья, соответствующего стандартам экономкласса, - 60 процентов;доля ввода малоэтажного жилья - 60 процентов |
Срок реализации подпрограммы | - | 2011 - 2015 годы |
Объем и источники финансирования подпрограммы | - | общий объем финансирования подпрограммы составит 43,97 млрд. рублей, в том числе:средства федерального бюджета - 22,9 млрд. рублей;средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - 21,07 млрд. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы, показатели социально-экономической эффективности подпрограммы | - | предусмотренные меры поддержки региональных программ позволят обеспечить ввод 369 млн. кв. метров общей площади жилья в целом по Российской Федерации,в том числе:в 2011 году - 63 млн. кв. метров;в 2012 году - 67 млн. кв. метров;в 2013 году - 70 млн. кв. метров;в 2014 году - 79 млн. кв. метров;в 2015 году - 90 млн. кв. метров |
В 2006 - 2010 годах в рамках подпрограммы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы реализовывались мероприятия, направленные на решение одной из основных проблем, сдерживающих увеличение объемов жилищного строительства, - отсутствие земельных участков, обустроенных инженерной инфраструктурой.
в 2007 году - 180 проектов жилищного строительства в 58 субъектах Российской Федерации и 22 экспериментальных проектов по комплексному освоению территорий в целях жилищного строительства в 17 субъектах Российской Федерации;
Итоги реализации подпрограммы позволяют сделать вывод, что основными проблемами в сфере жилищного строительства наряду со все еще слабо развитой конкуренцией среди застройщиков и чрезмерными административными барьерами в отношении доступа застройщиков на рынок жилищного строительства, получения земельного участка и разрешения на строительство остаются проблемы отсутствия земельных участков, обустроенных инженерной инфраструктурой, механизмов привлечения частных инвестиционных и кредитных ресурсов в строительство и реконструкцию инженерной инфраструктуры, а также непрозрачные и обременительные для застройщика условия присоединения к системам инженерной инфраструктуры. Отрабатываемые механизмы, основанные на опережающем развитии инженерной инфраструктуры, позволяют обеспечить существенное увеличение темпов жилищного строительства и удовлетворения платежеспособного спроса населения на жилье, при этом реализация подпрограммы продемонстрировала недостаточность предусмотренных инструментов и механизмов для увеличения объемов жилищного строительства.
С целью повышения доступности жилья развитие деятельности коммерческих застройщиков необходимо сочетать с поддержкой строительства жилья индивидуальными застройщиками и жилищными некоммерческими объединениями граждан. Формирование различных моделей государственно-частного партнерства в жилищном строительстве должно предусматривать не только использование механизмов по возмещению затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой (совокупность объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, обеспечивающих тепло-, газо-, электро- и водоснабжение, а также водоотведение и очистку сточных вод в границах территории муниципального образования) в целях жилищного строительства, но и использование механизмов поддержки развития социальной инфраструктуры микрорайонов массовой жилой застройки в целях комплексного решения проблемы.
В 2004 - 2008 годах была продолжена работа по совершенствованию и принятию законодательных актов, в частности Градостроительного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и Федерального закона "О концессионных соглашениях". Указанные акты позволили сформировать законодательную базу для решения задач комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства, развития застроенных территорий и обеспечения жилищного строительства инженерной инфраструктурой, распределить ответственность между органами местного самоуправления, организациями коммунального комплекса и застройщиками в вопросах обеспечения жилищного строительства инженерной и социальной инфраструктурой, а также создать законодательные предпосылки для формирования специализированного вида бизнеса, связанного с подготовкой земельных участков для строительства, включая жилищное строительство. Однако на практике реализация принципов, заложенных в этих актах, пока еще не получила достаточного распространения и требует использования дополнительных стимулов в виде государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Органы местного самоуправления, как правило, все еще не имеют генеральных планов и правил землепользования и застройки, программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры, основанных на зафиксированных в документах территориального планирования (генеральных планах) прогнозах роста потребления соответствующих ресурсов и услуг с учетом прогнозируемых объемов жилищного, промышленного и иных видов строительства.
Существующая практика решения проблемы развития инженерной инфраструктуры в целях жилищного строительства и инженерно-технического обеспечения построенных объектов главным образом основана на установлении платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения и технологическое присоединение, а также на выполнении застройщиками технических условий для присоединения к этим системам, что влечет увеличение стоимости 1 кв. метра жилья.
В подавляющем большинстве городов отсутствуют надежные механизмы финансирования и реализации проектов по обеспечению земельных участков инженерной инфраструктурой, средства на строительство объектов социальной инфраструктуры, необходимые для обеспечения комплексного освоения и развития территорий. Банковский сектор не имеет необходимых инструментов, позволяющих с приемлемым уровнем риска кредитовать проекты развития инженерной и социальной инфраструктуры, что приводит к увеличению сроков и удорожанию стоимости строительства жилья.
Кризис на кредитно-финансовом и строительном рынках, сокращение платежеспособного спроса населения на жилье в 2009 году поставили на повестку дня не только реализацию антикризисных мер, в том числе и в сфере жилищного строительства, но и необходимость создания условий для дальнейшего повышения доступности жилья для населения путем массового строительства жилья экономкласса (строительство малоэтажных жилых домов и многоквартирных домов, отвечающих стандартам и требованиям жилья экономкласса), обеспечивающего ценовую доступность и отвечающего современным стандартам энергоэффективности и экологичности.
Кроме того, наряду с постоянным увеличением доли индивидуального жилищного строительства преобладающей формой строительства жилья застройщиками остается многоквартирное жилищное строительство. Слабо развиты современные экономичные и энергоэффективные технологии индустриального малоэтажного жилищного строительства.
В рамках подпрограммы "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы (далее - подпрограмма) будут реализованы мероприятия, направленные на поддержку региональных программ развития жилищного строительства, в том числе:
на развитие строительства жилья экономкласса, в первую очередь малоэтажного, которое отвечает современным стандартам энергоэффективности и экологичности и доступно гражданам со средним уровнем доходов;
на выделение в отдельный бизнес механизмов развития инженерной инфраструктуры на застраиваемых участках;
на упрощение порядка предоставления кредитов застройщикам, жилищным некоммерческим объединениям граждан, в том числе жилищно-строительным кооперативам, для обеспечения строительства жилья экономкласса, в том числе малоэтажного.
В рамках подпрограммы будут отработаны новые механизмы государственно-частного партнерства при развитии застроенных или подлежащих застройке территорий в целях жилищного строительства.
Подпрограмма должна обеспечить комплексный подход к формированию нового сегмента жилья экономкласса, решению проблем ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда и системной застройке городских территорий, а также способствовать более эффективному использованию бюджетных средств, выделяемых на эти цели.
Задача устойчивого функционирования системы формирования рынка доступного жилья экономкласса определяет целесообразность использования программно-целевого метода, поскольку такая задача: