Утративший силу
Прочность дорожных конструкций - один из важнейших показателей, позволяющих оценить эксплуатационное состояние дорог и выявить, насколько они отвечают требованиям автомобильного движения.
1.2. Дорожная конструкция считается прочной, если на рассматриваемый момент времени обеспечивается необходимая ее сплошность и ровность дорожного покрытия. Это условие соблюдается в случае, когда: общая толщина дорожной одежды достаточна для обеспечения нужной морозоустойчивости конструкции; модули упругости дорожной конструкции не ниже модулей, требуемых по условиям движения; в связных слоях одежды не возникают растягивающие напряжения при изгибе, превышающие допустимые значения; в несвязных и слабосвязных слоях дорожной одежды и грунте земляного полотна возникающие напряжения не превышают значений, при которых обеспечивается условие местного предельного равновесия по сдвигу.
В процессе эксплуатации дорожной конструкции под воздействием автомобильного движения, погодно-климатических и гидрологических факторов происходит постепенное уменьшение ее прочности, связанное с внутренними необратимыми изменениями в отдельных конструктивных элементах. Эти необратимые изменения накапливаются главным образом в расчетный период. В северных и центральных районах нашей страны расчетный период наблюдается обычно во время весеннего оттаивания дороги, в южных - его начало часто совпадает с периодом выпадения зимне-весенних осадков.
1.3. Чтобы предотвратить преждевременное повреждение дорожных покрытий, оценивают прочность конструкций и назначают мероприятия, обеспечивающие необходимую их надежность и срок службы.
для накопления банка данных о состоянии сети дорог с целью рационального планирования средств на ремонтные работы;
при решении вопроса об усилении существующих покрытий или временном ограничении движения автомобилей по осевым нагрузкам в неблагоприятные по условия # увлажнения периоды года;
при разработке рекомендаций о пропуске по существующим дорогам большегрузных, сверхнормативных нагрузок;
несущей способности (прочности) используют величину обратимого прогиба (модуля упругости) конструкции. Требуемые показатели прочности назначают с учетом принятой расчетной нагрузки, типа покрытия, общей толщины дорожной одежды, дорожно-климатической зоны и грунтово-гидрологических условий на обследуемом участке дороги.
1.5. В качестве обобщающего критерия линейные и контрольные) дорожных одежд как в расчетные, так и в нерасчетные периоды года. Получаемые результаты приводят к расчетному году.
1.6. Для оценки прочности выполняют полевые испытания (Для накопления банка данных испытания следует проводить не реже одного раза в 3 - 5 лет в зависимости от условий движения на автомобильных дорогах.
На стадии приемки дорог в эксплуатацию полевые испытания (контрольные и линейные) следует проводить после завершения строительства характерного участка дороги длиной не менее 500 м.
При решении вопроса об усилении покрытий дорожные одежды подвергают полевым испытаниям в случаях, когда их состояние по ровности или степени повреждения покрытий дефектами в виде сетки трещин, просадок и волн не удовлетворяет требованиям, предъявляемым ВСН 41-88 Минавтодора РСФСР по условиям движения (табл.1.1). При этом испытания начинают только после приведения намеченных к обследованию участков дорог в соответствии с требованиями по условию водоотвода и в части возвышения поверхности земли (см. СНиП 2.05.02-85 пп.6.10 - 6.13).
┌────────┬──────┬─────┬───────┬─────┬──────┬───────┬─────┬──────┬───────┐
│ К_н │ 0,55 │0,60 │ 0,65 │0,70 │ 0,75 │ 0,80 │0,85 │ 0,90 │ 0,95 │
├────────┼──────┼─────┼───────┼─────┼──────┼───────┼─────┼──────┼───────┤
│дельта*,│ 530 │ 510 │ 475 │ 440 │ 390 │ 340 │ 265 │ 170 │ 80 │
│см/км │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
└────────┴──────┴─────┴───────┴─────┴──────┴───────┴─────┴──────┴───────┘
Примечания. 1. Показатель ровности покрытия * соответствует показаниям толчкомера ТХК-2, установленного на автомобиле УАЗ-452. При использовании других марок автомобилей требуется предварительная тарировка прибора.
расчетного периода может весьма существенно колебаться не только изо дня в день, но и в течение суток. В этих условиях результаты линейных испытаний дорожных конструкций должны быть приведены к сопоставимому виду.
1.7. Прочность дорожной одежды в течение Необходимые поправки вносят по результатам ежедневных контрольных испытаний на специально выбранных контрольных точках.
1.8. По результатам полевых испытаний, обработанных методами математической статистики, определяют фактические показатели прочности дорожных одежд, сопоставляют их с величинами, требуемыми по условиям движения, и принимают решение по несущей способности обследованных дорог.
1.9. Требуемые показатели прочности назначают с учетом фактической интенсивности транспортного потока на дороге, приведенной к расчетным нагрузкам. Для приведения автомобилей к расчетным нагрузкам используют коэффициенты приведения, назначенные с учетом типа дорожной одежды или
дорожную конструкцию. В каждом конкретном случае вопрос о проведении того или иного мероприятия должен решаться на основании технико-экономических расчетов.
1.10. Прочными считаются те участки дорог, на которых фактические показатели прочности оказываются не ниже требуемых. Для непрочных участков рассчитывают слои усиления или назначают мероприятия по ограничению движения автомобилей по осевым нагрузкам в неблагоприятные по условиям увлажнения периоды года. Возможен и комбинированный подход, когда в течение некоторого периода ограничивают движение по дороге, а затем усиливают дорожных одежд - важнейшее звено в общем порядке обследования дорожных конструкций (рис.2.1), определяемом Техническими правилами ремонта и содержания автомобильных дорог (ВСН 24-88 Минавтодора РСФСР). Все работы проводят в три основных этапа обследования: предварительное, подготовка к детальному и собственно детальное.
2.1.1. Оценка прочности п.1.6) и назначения границ характерных участков. Фактическую степень деформирования покрытия определяют по полосам наката и оценивают длиной участка с прочностными дефектами в долях от общей протяженности характерного участка.
2.1.2. При проведении предварительного обследования вид и количество дефектов проезжей части определяют для уточнения фактической степени деформирования покрытия (см. ┌───────────────────────┼───────────────────────────┐
│ ▼ │
│ ┌────────────────────┐ │
│ │ Оценка ровности │ │
│ │ покрытия │ │
│ └─────────┬──────────┘ │
┌────────────────┐ ┌─────────────────────────┐ ┌─────────────────┐
│Определение вида│ │Выявление участков с не- │ │Оценка сцепных │
│ и количества ├─►│удовлетворительной ров- │ │качеств покрытия │
│ дефектов │ │ностью и с недопустимым │ └─────────┬───────┘
▼ ▼ ┌────────────────┐
┌───────────────┐ ┌─────────────────────────┐ │Мероприятия по │
│ Содержание │ │II. Подготовка к деталь- │ │улучшению сос- │
└───────────────┘ │ ному обследованию │ │тояния покрытия │
┌──────────────────────────┐
│Анализ технической доку- │
│ментации и назначение │
│характерных участков │
└────────────┬─────────────┘
┌────────────────┐ ┌─────────────────────────┐ ┌────────────────┐
│Требования СНиП │ │Проверка соответствия зе-│ │Требования СНиП │
│2.05.02-85 удов-│ │мляного полотна требова- │ │2.05.02-85 не │
│летворены │◄┤ниям СНиП 2.05.02-85 по ├────►│удовлетворены │
└───────┬────────┘ │условиям водоотвода и │ └────────┬───────┘