(Действующий) Ведомственные строительные нормы ВСН 013-88"Строительство...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
3.13. При строительстве и эксплуатации ледовых переправ через реки, ручьи, озера несущая способность льда определяется в соответствии с "Инструкцией по проектированию, строительству и содержанию зимних автомобильных дорог на снежном и ледяном покрове в условиях Сибири и северо-востока СССР" ВСН 137-77/Минтрансстрой.
При толщине льда меньше минимально допустимой усиление переправы проводится армированием или намораживанием. Толщина намороженного слоя льда не должна превышать 40% от толщины естественного слоя.

4. Монтажные работы

4.1. Для обеспечения одновременного производства буровзрывных и сварочно-монтажных работ, подвоза грунта для устройства мягкого основания дна траншеи и выполнения работ по очистке траншеи от снега монтаж нитки трубопровода допускается на расстоянии 10-12 м от бровки траншеи, но в пределах полосы отвода.
4.2. Монтаж нитки трубопровода на снежных или грунтовых опорах должен осуществляться с обязательным применением страховочных опор, устанавливаемых под монтируемым стыком.
4.3. Монтаж ригелей и опорных элементов надземного трубопровода должен выполняться после оформления акта приемки свайных опор, которым подтверждается их соответствие проекту.
4.4. Монтаж надземных трубопроводов диаметром 530 мм и более разрешается производить из трехтрубных секций, свариваемых в базовых условиях. Надземные трубопроводы диаметром менее 530 мм из-за их повышенной гибкости следует монтировать из отдельных труб или двухтрубных секций.
4.5. В местах монтажа компенсаторов надземных трубопроводов необходимо оставлять технологические разрывы. Сварочные работы при монтаже компенсаторов должны выполняться с применением наружных центраторов.
4.6. Сварку замыкающих стыков следует производить при температуре окружающего воздуха, регламентированной в проектной документации.
Замыкающий шов запрещено выполнять на трубах с различной толщиной стенки, а также в составе компенсатора.
4.7. После завершения монтажа трубопровода на опорах выполняется подводка ригелей под трубопровод с заданным усилием, величина которого указывается в рабочих чертежах.
4.8. Монтаж трубопроводов диаметром до 89 мм (метанолопроводы, ингибиторопроводы и т.д.) осуществляют с одновременным протягиванием нитки трубопровода вдоль опор, после чего осуществляется укладка ее на опоры.

5. Очистка и защита полости труб от снега и наледи

5.1. Очистка полости труб от снега и наледи, как правило, должна производиться на трубосварочной базе до сварки одиночных труб в секции. Очистка может осуществляться либо механическим способом, либо с применением импульсного или теплового воздействия.
5.2. Полость секций труб после их сварки на трубосварочной базе защищается установкой инвентарных внутритрубных заглушек. Инвентарными внутритрубными заглушками защищаются также полости укрупненных трубных блоков и крановых узлов.
5.3. Секции труб вывозят на трассу с установленными внутритрубными заглушками. Снимают заглушки непосредственно перед установкой секций труб на штангу центратора или сварочной машины. Допускается вынимать заглушки перед вывозкой секций труб. В этом случае раскладку секций труб осуществляют встык с установкой между ними прокладки, обеспечивающих сохранность торцов, а также выполняют мероприятия, обеспечивающие защиту полости от снегозаноса.
5.4. После окончания сварочно-монтажных работ в свободный конец монтируемого трубопровода устанавливают инвентарную внутритрубную заглушку для предохранения от попадания снега в период между рабочими сменами.
5.5. Снятые на трассе при монтаже трубопровода заглушки собирают и вывозят на трубосварочную базу.

6. Земляные работы

6.1. Земляные работы при строительстве магистральных и промысловых трубопроводов следует выполнять в соответствии с разд. 3 СНиП III-42-80 и настоящим разделом.
6.2. Предварительное рыхление грунта необходимо осуществлять одноковшовыми экскаваторами при разработке грунта под траншею в зимний период.
6.3. Предварительное рыхление грунта, как правило, должно осуществляться буровзрывным или щелевзрывным способом. При глубине разработки грунта менее 1,3 м и его прочности до 300 ударов по плотномеру ДорНИИ допускается механическое рыхление грунта бульдозерами-рыхлителями.
6.4. Определение наиболее целесообразных параметров взрыва для каждых конкретных условий рыхления вечномерзлого грунта осуществляется пробным взрыванием. Основные расчетные параметры взрыва для рыхления вечномерзлых грунтов, подлежащие уточнению опытным взрыванием, приведены в табл. 1.
6.5. Разработка траншей в зимний период землеройной техникой непрерывного действия осуществляется без предварительного рыхления грунта. Если разработка траншеи требуемого профиля за один проход невозможна, рекомендуется применять дифференцированный способ рытья роторными экскаваторами с различной шириной рабочих органов.
Таблица 1
Группа грунтов
Мощность мерзлого слоя,м
Глубина шпура (скважина), м
Расчетная линия сопротивления, м
Расстояние между шпурами (скважинами) в ряду, м
Расстояние между рядами шпуров (скважина), м
Удельный расход, ВВ,
Масса заряда ВВ, кг
Растительные и песчаные
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,22
0,75
0,7
0,7
0,75
0,75
0,34
1,0
0,95
0,95
1,0
1,0
0,5
0,5
1,5
1,3
1,3
1,5
1,5
1,7
2,2
1,9
1,9
2,0
2,0
5,3
Суглинки
0,5
0,5
0,5
0,5
0,4
0,26
0,75
0,7
0,7
0,75
0,6
0,4
1,0
0,95
0,95
1,0
0,9
0,6
0,6
1,5
1,3
1,3
1,3
1,2
2,1
2,0
1,8
1,5
1,5
1,5
4,8
2,5
2,0
2,0
1,5
1,5
6,4
Глины
0,5
0,5
0,5
0,5
0,4
0,38
0,75
0,7
0,7
0,75
0,6
0,5
1,0
0,95
0,95
1,0
0,8
0,8-1,0
0,8
1,5
1,35
1,35
1,3
1,3
2,8
2,0
1,8
1,8
1,5
1,3
6,4
2,5
2,0
2,0
1,5
1,3
8,5
6.6. Присыпку уложенного трубопровода осуществляют в зависимости от конкретных условий либо привозным грунтом одноковшовым экскаватором в соответствии со СНиП III-42-80, либо грунтом отвала роторным экскаватором. При применении роторного экскаватора необходимо предварительно осуществить планировку отвала, а поток грунта с транспортера направлять на противоположную стенку траншеи, избегая прямого попадания грунта на уложенный трубопровод. Если защита изоляции трубопровода грунтом невозможна, то допускается при соответствующем обосновании применение других способов защиты (футеровка, нетканые синтетические и пенополимерные материалы) в соответствии с проектом.
6.7. Для учета осадки грунта в период эксплуатации трубопровода засыпку траншеи в зимний период должны осуществлять с превышением над поверхностью строительной полосы не менее чем на 30% от глубины траншеи.

Устройство насыпей при наземной и призм при надземной прокладке трубопровода на вечномерзлых грунтах

6.8. Размеры насыпи, а также крутизну ее откосов, определяют проектом.
Насыпи на вечномерзлых грунтах, как правило, должны устраиваться из привозного грунта, добываемого в карьерах. Запрещается брать грунт для насыпи на полосе строительства трубопровода. Карьер, из которого забирается грунт для устройства насыпи, следует устраивать по возможности в сыпучемерзлых грунтах, что обеспечивает круглогодичную эксплуатацию карьера.
6.9. Насыпи необходимо отсыпать горизонтальными слоями толщиной 0,1-0,2 м с последующим их уплотнением. Слои должны иметь выпуклую форму. Насыпку каждого слоя должны осуществлять на всю ширину сооружения. Во избежание образования внутри насыпи водяных линз и плоскостей скольжения вышележащих слоев грунта по нижележащим не рекомендуется отсыпать насыпь различными по свойствам грунтами. Не допускается возводить и уплотнять насыпь из несвязных грунтов при интенсивном выпадении осадков.
6.10. Насыпь возводится в два этапа. Вначале грунт отсыпают до уровня нижней образующей трубы, затем после выполнения сварочных и изоляционных работ засыпают трубопровод и возводят насыпь до требуемых размеров.
Толщина слоя грунта над трубопроводом после его засыпки и уплотнения должна соответствовать требованиям проекта.
6.11. Работы по устройству призм и технические требования к их выполнению для надземной укладки трубопровода аналогичны возведению насыпей при его наземной укладке.

7. Бурение скважин и установка свай

7.1. Буровые и свайные работы при строительстве трубопроводов в районах вечномерзлых грунтов выполняют в соответствии с проектом.
7.2. Технологические схемы бурения скважин и установки свай, необходимый состав машин определяют проектом производства работ в зависимости от гранулометрического состава вечномерзлых грунтов, температурного режима, наличия в них крупнообломочных включений, времени установки свай, а также конструкцией свайных опор.
Диаметр скважин и их глубину определяют на основе данных геологических изысканий и несущей способности грунтов.
7.3. Проходку скважин диаметром от 150 до 600 мм и глубиной до 12 м под установку свайных опор в вечномерзлых грунтах любой прочности и состава производят машинами термомеханического бурения, в однородных пластичных вечномерзлых грунтах невысокой плотности (I и II категории) - машинами вращательного бурения, а также установками лидерного бурения.
7.4. Лидерное бурение применяют для образования скважин в пластично-мерзлых однородных грунтах, содержащих не более 30% крупнообломочных включений. Лидеры и сваи забивают в грунт с помощью серийно выпускаемых вибропогружателей, вибромолотов, дизель-молотов и др.
7.5. При установке свай в предварительно пробуренные скважины диаметр последних должен быть на 50 мм больше, чем диаметр сваи.
При установке свай методом забивки в лидерные скважины диаметр последних должен быть на 50 мм меньше, чем диаметр сваи.
7.6. Установку свай в скважины погружным способом производят трубоукладчиками, автокранами или буровыми машинами, оборудованным грузозахватными механизмами.
7.7. Продолжительность между бурением скважин и погружением в них свай в зимний период не должна превышать 3 ч.

8. Изоляционно-укладочные работы

8.1. Требования к изоляции и укладке трубопровода в проектное положение определяется разд. 6 и 7 СНиП III-42-80, СНиП 2.05.06-85, ГОСТ 25812-83.