(Действующий) Ведомственные строительные нормы ВСН 013-88"Строительство...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
9.12. Буроопускной метод применяется только для дисковых анкеров со скользящими верхними дисками. Установку анкеров осуществляют до укладки трубопровода в траншею.
9.13. Установку скользящих дисков осуществляют до полного заполнения скважины грунтом (песком).
9.14. При буроопускном способе обязателен пооперационный контроль качества производства работ по заполнению скважины грунтовым раствором.
9.15. Заполнение скважин грунтовым раствором осуществляют в 2 этапа: на 1-м этапе в скважину заливают воду в соответствии с табл. 2; на 2-м - в скважину засыпают песок. Правильность объема воды, залитой в скважину, проверяется наличием влажного песка на уровне устья скважины при ее полном заполнении.
Таблица 2
Диаметр скважины, м
Глубина скважины, м
Количество воды,
0,15
2,0
0,015
3,0
0,023
4,0
0,031
5,0
0,039
0,20
2,0
0,028
3,0
0,042
4,0
0,056
5,0
0,070
9.16. Для заполнения скважин используют сухой или сыпуче-мерзлый песок, в котором допускается наличие твердых включений размером не более 5 мм.
9.17. После установки и вмерзания в грунт анкеров производят монтаж силовых поясов и изоляцию мест крепления.
Изоляцию силового пояса осуществляют изоляционной лентой, наматываемой в два слоя с нахлестом, составляющим 10% ширины ленты. Места соединения силового пояса с анкерами должны быть изолированы антикоррозионной пластичной композицией.
9.18. Конструктивные решения применения нетканых синтетических материалов (НСМ) для балластировки трубопроводов должны определяться проектом.
Размеры полотнищ НСМ для балластировки трубопровода определяются проектным поперечным профилем траншей и принятым конструктивным решением.
9.19. На участках закрепления НСМ, где скорость течения талых вод вдоль оси траншеи менее 0,2 м/с, закрепление трубопровода допускается без устройства вертикальных перегородок (перемычек). На остальных участках необходимость сооружения вертикальных перегородок (перемычек) определяют проектом с учетом конкретных инженерно-геологических условий.
9.20. Закрепление трубопроводов осуществляют в два этапа:
а) сварка, упаковка полотнищ НСМ в базовых условиях;
б) расстилка полотнищ НСМ на трассе и балластировка трубопровода грунтом.
9.21. Полотнища НСМ сваривают из обрезанных по требуемому размеру рулонированных НСМ. Сварку полотнищ НСМ осуществляют с помощью теплового воздействия на края свариваемых полос и их взаимного прижатия.
9.22. Упаковка подготовленных полотнищ НСМ должна предусматривать удобство их раскладки в трассовых условиях.
9.23. Балластировку трубопровода осуществляют, как правило, привозным грунтом, не содержащим твердых и мерзлых включений размером более 50 мм. Допускается балластировка трубопровода грунтом отвала.
9.24. Балластировка трубопровода грунтом с применением НСМ включает вывозку, разгрузку и раскладку упакованных полотнищ НСМ вдоль бровки траншеи; размотку и укладку в траншею полотнищ НСМ; формирование требуемого профиля полотнища НСМ в траншее; закрепление полотнищ НСМ по краям траншеи; отсыпку балластного грунта; перекрытие балластного грунта и замыкание полотнищ НСМ; формирование земляного валика.
9.25. Разгрузку и раскладку упакованных полотнищ НСМ осуществляют со стороны технологической дороги.
9.26. Размотку и укладку полотнищ НСМ в траншею осуществляют либо с отсыпаемых в траншее грунтовых перемычек, либо с устанавливаемых над траншеей переходных трапов. При механизированной размотке и укладке полотнищ НСМ устройство грунтовых перемычек или установка переходных трапов не требуется.
Соседние полотнища НСМ укладываются в траншею с взаимным перекрытием. При сварке полотнищ между собой их перекрытие должно быть не менее 20 см. При отсутствии сварки полотнищ их перекрытие должно быть не менее 50 см; в этом случае укладку полотнищ НСМ осуществляют навстречу направлению тока талых вод.
9.27. Формирование профиля полотнища НСМ для придания ему проектного положения целесообразно осуществлять с бермы траншеи краном-трубоукладчиком, оснащенным специальным приспособлением.
9.28. С целью предотвращения срыва НСМ в траншею при отсыпке балластного грунта края полотнищ закрепляют штырями, заглубляемыми в грунт.
9.29. Отсыпку балластного грунта в полость траншеи, ограниченную полотнищами НСМ, осуществляют одноковшовым экскаватором, перемещающим привозной грунт со стороны технологической дороги.
Грунт отвала, используемый в качестве балласта, перед отсыпкой подвергается механическому рыхлению.
9.30. Перекрытие балластного грунта концами полотнищ НСМ осуществляют в соответствии с принятым конструктивным решением. Замыкание полотнищ НСМ по верху балластного грунта, как правило, осуществляют сваркой внахлест их свободных концов.

10. Сооружение трубопроводов с попутным электроподогревом

10.1. Монтаж трубопровода с попутным электроподогревом должен осуществляться с использованием трубных модулей, представляющих собой двух- и трехтрубные секции с присоединенными к ним с помощью хомутов или сваркой секций трубы-спутника. Трубные модули должны иметь антикоррозионную и тепловую изоляцию. Трубные модули следует изготавливать на трубозаготовительной базе и доставлять в готовом виде к месту монтажа трубопровода.
10.2. Крепление секции трубы-спутника и секции транспортной трубы в зависимости от давления перекачиваемого продукта осуществляют сплошной приваркой односторонним швом, приваркой прерывистым двусторонним швом или хомутами на чистую поверхность трубы. Соединение обогревающей трубы с транспортной осуществляется сваркой при прокладке транспортного трубопровода с давлением перекачиваемого продукта до 1,0 МПа, если же давление выше указанного значения, то соединение этих труб должно осуществляться с помощью хомутов.
Для достижения максимальной соосности трубных модулей при монтаже их в трассовых условиях присоединение секции обогревающего трубопровода к секции транспортного трубопровода при любом способе соединения должно производиться на кондукторе, обеспечивающем параллельное и соосное расположение труб-спутников.
10.3. Монтаж системы электроподогрева необходимо выполнять протяжкой греющего кабеля внутри трубы-спутника и подключением его к источнику питания.
10.4. Перед протяжкой греющего кабеля через обогревающую трубу следует проверить ее внутреннюю поверхность путем протяжки калибра диаметром 1,25 диаметра кабеля. Протяжку калибра должны производить в направлении протяжки кабеля. При наличии в обогревающей трубе задиров, наплывов и других помех протяжку калибра следует производить после их устранения.
10.5. Протяжку кабеля должны производить раздельно на каждой секции с сохранением петли между трубами. После протяжки кабеля на длину 100-150 м эти петли вытягивают, а кабель соединяют с последующим его отрезком.
После окончания протяжки кабеля через весь участок обогревающего трубопровода длиной 100-150 м стыки этой трубы должны быть закрыты специальными заглушками с покрытием их антикоррозионной и тепловой изоляцией.
10.6. Протяжку кабеля через П-образный и трапецеидальный компенсатор трубы-спутника следует осуществлять вручную, для чего труба-спутник на углах компенсатора должна иметь разрывы. При протяжке на углах компенсаторов оставляются петли кабеля. После полной протяжки через компенсатор угловые петли кабеля убираются путем их вытягивания. По окончании процесса протяжки кабеля угловые разрывы компенсаторов должны быть закрыты специальными муфтами, прикрепляемыми с помощью хомутов к транспортному трубопроводу, и покрыты антикоррозионной и тепловой изоляцией.
10.7. Испытание системы электроподогрева следует проводить после ее монтажа в два этапа. На первом этапе необходимо испытать работоспособность и электробезопасность самого нагревателя, а на втором - эффективность работы всей нагревательной системы. Нагреватель подлежит испытанию на нескольких режимах изменения тока от минимального значения до максимального. Время работы на каждом режиме определяют полной стабилизацией температуры трубопровода.
10.8. Испытание системы электроподогрева должно осуществляться в соответствии с проектом.

11. Теплоизоляционные работы

11.1. Теплоизоляцию трубопровода осуществляют с применением теплогидроизолированных в заводских (базовых) условиях труб, трубных секций, узлов и деталей, предусмотренных проектом.
11.2. Заводское (базовое) теплогидроизолировочное покрытие труб, трубных секций, узлов и деталей должно отвечать требованиям проекта и обеспечивать выполнение сварочно-монтажных работ в трассовых условиях.
11.3. Допускается производство работ по тепловой изоляции трубопровода надземной прокладки с использованием индустриальных полносборных и комплектных теплоизоляционных конструкций на основе минераловолокнистых теплоизоляционных материалов и изделий из пенопластов (скорлуп, цилиндров, полуцилиндров), выполненных в соответствии с проектом.
11.4. В трассовых условиях при отрицательных температурах окружающей среды теплоизоляция на основе пенополиуретана для трубопроводов подземной и надземной прокладки допускается только из элементов заводского или базового изготовления.
11.5. Теплоизоляция газопроводов диаметром более 720 мм может осуществляться в теплоизолируемых коридорах (траншеях), теплоизоляцию основания и стенок которых осуществляют непосредственно перед опуском трубопровода.
11.6. При теплоизоляции надземных промысловых трубопроводов с использованием теплогидроизолированных труб на основе пенополиуретана или пенополистирольных скорлуп с гидроизоляционно-защитным покрытием из алюминиевой фольги или полиэтиленовых лент необходимо выполнять через каждые 24 м разделительные пояса шириной 0,5 м из несгораемых или трудносгораемых материалов (минерало-волокнистые материалы и изделия) с окожушиванием металлическими листами (оцинкованная сталь, алюминиевый лист).
11.7. Заделка стыков теплоизолированных труб, трубных секций, узлов и деталей производится после сварки стыков и включает: нанесение антикоррозионной защиты, теплоизоляцию их сборными, индустриальными конструкциями (с использованием полуцилиндров или скорлуп из полиуретанового пенопласта или минераловатных изделий), последующее нанесение защитного покрытия и герметизацию швов.
11.8. Поверхность стыков после их сварки и положительного заключения о качестве сварных соединений перед нанесением противокоррозионного слоя должна быть очищена от шлака, грязи, пыли, продуктов коррозии до металлического блеска и высушена.
11.9. Нанесение изоляционного покрытия из слоя грунтовки в трассовых условиях на поверхность в зоне стыка разрешается производить при температуре окружающего воздуха не ниже -40°С. При температуре воздуха ниже +3°С изолируемую поверхность необходимо подогреть до температуры не ниже +15°С, избегая загрязнения ее следами копоти, топлива и т.п.
Перед нанесением грунтовку необходимо тщательно перемешать до полного исчезновения возможного осадка. Для нанесения грунтовки рекомендуется применять окрасочные волосяные кисти или поролоновые валики; можно использовать способ распыления.
11.10. Для теплоизоляции зоны сварных стыков скорлупы или маты раскраивают по длине зоны таким образом, чтобы они плотно входили в пространство между имеющимся на трубах теплоизоляционным покрытием. Нанесенное в зоне стыка покрытие скрепляют бандажами из полимерной липкой ленты, после чего наносят гидроизоляционный слой.