(Действующий) Ведомственные строительные нормы ВСН 204-88"Специальные нормы и...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
рациональное распределение объемов земляных работ в соответствии с объемами и видами строительства в зимний и летний периоды с учетом принципов использования грунтов земляного полотна и основания в мерзлом или талом состоянии, учет дополнительных объемов на осадку на каждой стадии строительства дорожной одежды;
заготовку грунта в максимальном объеме в летний период путем заблаговременной подготовки карьеров, резервов и других источников получения грунта;
назначение средств механизации для обеспечения заготовки грунта, его разработки в талом и мерзлом состояниях для сооружения земляного полотна и устройства дорожных одежд в летний и зимний периоды;
обеспечение геотекстильными и теплоизолирующими материалами в требуемых объемах.
5.2. Строительство дорожной одежды в одну стадию допускается осуществлять при сооружении земляного полотна из талых или сухомерзлых грунтов. При этом должна быть обеспечена устойчивость насыпей или допустимая осадка основания.
5.3. В случае использования грунтов основания в мерзлом состоянии (первый принцип проектирования) основной объем земляных работ надлежит выполнять в зимнее время, с тем чтобы максимально использовать естественный холод для промораживания грунтов в основании и теле земляного полотна. Отсыпку при этом следует осуществлять, как правило, из заготовленных в летний период и осушенных талых или сыпучемерзлых грунтов.
5.4. Твердомерзлые и пластично-мерзлые грунты вывозят зимой автомобильным транспортом и отсыпают в нижние слои насыпи непосредственно на грунтовое основание или на предварительно уложенный по основанию геотекстильный материал. Отсыпанную комковатую массу грунта необходимо распределить бульдозером по всей ширине земляного полотна слоями не более 0,5 м. Допускается при этом прикатку слоев первоначально осуществлять бульдозерами на базе тракторов класса 250-350 кН, а затем пропускать по отсыпанному и прикатанному слою комковатого грунта груженый построечный транспорт. Перед отсыпкой последующих слоев твердомерзлых и пластично-мерзлых грунтов целесообразно уплотнить земляное полотно с помощью решетчатых и тяжелых катков массой 22-25 т.
5.5. При использовании грунтов основания в талом состоянии (второй принцип проектирования) грунт заготавливают и отсыпают в земляное полотно в летний период. Транспортируют грунт по заранее отсыпанным построечным дорогам.
Заготовку грунта в летний период необходимо вести следующими способами:
механическим рыхлением грунта с помощью рыхлителей, послойной (по мере радиационного оттаивания) его разработкой бульдозерами, укладкой в бурты и погрузкой в автомобильный транспорт экскаваторами и фронтальными погрузчиками;
рыхлением грунта взрывным способом с укладкой в бурты бульдозерами;
намывом грунта методом гидромеханизации в штабели, его разработкой и транспортировкой для сооружения насыпей земляного полотна.
При строительстве в зимний период допускается использовать твердомерзлые и пластично-мерзлые грунты с применением геотекстиля или последующим оттаиванием и доуплотнением.
Разработку грунта в зимний период надлежит осуществлять взрывным методом или механическим рыхлением.
5.6. Для сооружения земляного полотна при строительстве дорог на полуострове Ямал необходимы следующие дорожные машины в северном исполнении (ХЛ): бульдозеры-рыхлители на базе тракторов класса 250-350 кН, буровые машины типа БТС, автогрейдеры тяжелого типа мощностью 180-220 кВт, катки комбинированного действия марки ДУ-57 массой 22 т, катки прицепные вибрационные марок А-8, А-12, катки пневмоколесные марки ДУ-16Г, экскаваторы с ковшом вместимостью 1-1,6 , погрузчики на гусеничном ходу типа ТО-10.
5.7. Геотекстильные прослойки устраивают в зимний или летний период (в зависимости от типа конструкции насыпи и принятого принципа проектирования). Технология включает следующие операции: доставку геотекстильного материала в рулонах на объекты строительства, подготовку их к раскладке, выравнивание основания или грунта земляного полотна с приданием поверхности проектной конфигурации, раскладку рулонов, их стыковку (внахлест, путем сшивания или склеивания полотен), засыпку, распределение и уплотнение грунта на слое геотекстиля.
5.8. Раскладку материала допускается осуществлять продольными и поперечными полосами, учитывая, что для продольной раскладки полос ширина материала должна быть не менее 5 м.
При устройстве геотекстильных прослоек в зимнее время поверхность основания и земляного полотна должна быть очищена от снега. Не допускается наличие снега на поверхности геотекстильной прослойки перед засыпкой ее грунтом.
5.9. Конструктивные слои дорожных одежд из грунтов, укрепленных цементом, следует устраивать:
при одностадийном строительстве дорожной одежды при положительных температурах;
при двухстадийном строительстве только на второй стадии при положительных температурах после выравнивания, планировки и дополнительного уплотнения грунтов верхней части земляного полотна.
Основания из сухих пескоцементных смесей допускается устраивать в зимний период согласно ВСН 198-88 Минтрансстроя "Устройство укрепленных оснований в зимнее время под сборные железобетонные покрытия на автомобильных дорогах нефтяных промыслов Западной Сибири".
5.10. При устройстве сборных покрытий на автомобильных дорогах IV категории допускается заполнять швы, кроме температурных, на полную глубину песко-цементным раствором с добавкой сырой нефти в количестве 2,5-3,5% массы раствора.

6. Охрана окружающей среды

6.1. В целях уменьшения ущерба окружающей среде территории полуострова Ямал необходимо предусматривать специальные предупредительные и профилактические мероприятия на всех стадиях проектно-изыскательских и строительных работ.
6.2. В проектах автомобильных дорог должны быть предусмотрены мероприятия по охране окружающей среды на стадиях:
инженерных изысканий;
проектирования плана и продольного профиля;
обоснования конструкций и технологии возведения земляного полотна, искусственных сооружений (труб, мостов);
инженерной и биологической рекультивации нарушенных техногенным воздействием территорий.
6.3. Мероприятия, как правило, должны обеспечивать беспрепятственное прохождение стад северного оленя по сложившимся путям весенне-летней и осенне-зимней миграции. Не допускается размещение инженерных объектов на берегах рек, озер и других мест обитания и нерестилища ценных пород рыб, гнездования водоплавающей птицы. Запрещается создание карьеров и резервов для разработки грунта на местности с развитым ягельным покровом. В случае необходимости размещения строительных подразделений на территориях пастбищ северного оленя следует согласовывать подобные решения с местными или поселковыми советами.
6.4. При производстве изыскательских, геолого-разведочных и строительных работ в летнее время запрещается, с целью сохранить почвенно-растительный покров, использовать колесный и гусеничный транспорт для перемещения в тундре и лесотундре за пределами дорог и иных коммуникаций, специально отведенных в установленном порядке.
6.5. Трассу следует прокладывать таким образом, чтобы в максимальной степени исключить изменение сложившегося в природных условиях поверхностного стока по склонам или вдоль земляного полотна, предотвратить концентрацию снегоотложений возле насыпей, не допустить образования водоемов.
6.6. Объемы подготовительных работ по очистке поверхности карьера от снега, растительности и мохово-торфяного слоя, устройству водоотводных и дренажно-осушительных канав, сооружению технологических дорог должны быть минимальными; при этом должна учитываться послойная разработка грунта на максимальную глубину в процессе радиационного оттаивания.
Подготовительные работы по расчистке поверхности карьеров и устройству технологических автомобильных дорог следует выполнять в зимнее время.
6.7. Закладка карьеров и резервов для разработки грунта должна производиться с учетом типа местности (предпочтительно на повышенных местах), вида растительности (предпочтительны места без ягельного покрова), геологического строения в месте карьера (предпочтительны пески).
6.8. При производстве земляных работ категорически запрещается нарушать растительный покров на любых элементах рельефа в связи с быстрым развитием в условиях полуострова Ямал криогенных процессов, особенно на склонах, в ложбинах, где наиболее вероятно возникновение и последующая активизация термоэрозионных и солифлюкционных процессов, приводящих к интенсивному развитию оврагов.
При образовании термокарстовых воронок или понижений в пределах полосы отвода следует их засыпать грунтом и торфом.
6.9. На участках, подвергшихся техногенному воздействию в процессе подготовительных и основных работ, необходимо провести рекультивацию, обеспечив восстановление мерзлотных условий, близких к естественным. На таких участках следует устраивать слой теплоизоляции из торфа, пенопласта, полимерных пен и других материалов, коэффициент теплопроводности которых в 5-10 раз меньше, чем грунтов. Откосы карьеров должны быть уположены и засыпаны с выравниванием грунтом вскрышных пород и последующей биологической рекультивацией (посев и подсев трав, посадка кустарника).
6.10. При выборе места для торфяного карьера следует избегать пониженных элементов рельефа. При разработке карьера следует оставлять слой торфа толщиной не менее глубины его сезонного оттаивания для восстановлении растительности и предотвращения оттаивания нижележащих слоев грунта.
6.11. В прибрежных речных и морских районах, а также вблизи рек запрещается сброс не очищенных до установленных норм сточных вод.
6.12. Размещение и развитие населенных пунктов должно производиться при условии экологического заключения органов, осуществляющих государственный контроль за охраной окружающей среды.
______________________________
* Под нестабильными слоями земляного полотна и основания подразумевают мерзлые и вечномерзлые грунты, которые при оттаивании дают неравномерную осадку.