Действующий
4.33. Разработка грунта в резервах послойно по мере оттаивания слоев возможна на ограниченном фронте, длина которого зависит от производительности и количества бульдозеров, а также от скорости оттаивания грунта на глубину 15-20 см. Длину фронта работ (м) на одну машину (бульдозер) при двухсторонних резервах определяют по формуле
- скорость оттаивания грунта в слое 15-20 см, м/сут; устанавливают по данным непосредственных полевых наблюдений или принимают ориентировочно по табл. 22.
Дорожно-климатическая подзона | Грунт | Скорость оттаивания, м/сут | |
в мае | в июне | ||
l_2 | Супесь | 0,040-0,050 | 0,070-0,08 |
Суглинок | 0,030-0,040 | 0,050-0,06 | |
Глина | 0,025-0,035 | 0,040-0,05 | |
l_3 | Супесь | 0,045-0,055 | 0,080-0,09 |
Суглинок | 0,035-0,045 | 0,055-0,07 | |
Глина | 0,030-0,040 | 0,050-0,06 |
4.34. При дальности перемещения грунта до 20 м и отсутствии мохорастительного покрова в основании применяют схему укладки грунта слоями на всю ширину насыпи из каждого резерва, а более 20 м - от оси дороги к бровке.
рис. 13), возводимой из грунтов из боковых резервов, применяют схему последовательной отсыпки первого слоя грунта от бровки к оси (рис. 28).
4.35. Для сохранения мохорастительного покрова в основании насыпи (см. 4.36. При возведении насыпи из глинистых грунтов из боковых резервов соблюдают следующие требования:
разравнивают грунт ежедневно после перемещения его в насыпь с приданием поверхности уклона 3-5 от оси к бровкам;
планируют дно и откосы резервов, а также разавнивают валы мохорастительного покрова сразу же после окончания земляных работ;
послойно уплотняют грунт специальными средствами с соблюдением требуемых норм плотности (см. табл. 8).
а) рыхлением мерзлого грунта взрывами с последующей разработкой экскаваторами в отвал или с погрузкой в транспортные средства;
в) послойной разработкой грунта по мере его естественного оттаивания на глубину 15-20 см и перемещением его бульдозерами в отвал или кавальеры для последующей погрузки экскаваторами в транспортные сродства.
4.38. При послойной разработке грунта требуемое количество бульдозеров определяют исходя из производительности машин и скорости оттаивания грунта. Выемки глубиной до 2 м разрабатывают по поперечной схеме, а более 2 м - по продольно-участковой схеме. Целесообразно применять комбинированную разработку с использованием обеих схем. Аналогичным способом разрабатывают полувыемки на неустойчивых склонах (см. рис. 17).
4.39. Выемки в льдонасыщенных грунтах устраивают в соответствии с п. 4.37 (а, б) с укладкой теплоизоляционного материала на откосы сразу же после завершения земляных работ. Грунт, подлежащий замене, разрабатывают согласно п. 4.37 (а, в).
4.40. На участках с благоприятными грунтово-гидрогеологическими условиями (сухие места) земляное полотно возводят по правилам, изложенным в "Руководстве по сооружению земляного полотна автомобильных дорог" (М., 1982).
4.41. Грунт земляного полотна уплотняют, как правило, катками па пневматических шинах, применяя легкие катки (массой до 10 т) для подкатки и тяжелые (25-50 т) - для окончательного уплотнения, соблюдая требования упомянутого в п. 4.40 Руководства. Необходимое количество проходов катка зависит от принятой нормы плотностей, влажности грунта и определяется пробным уплотнением. После возведения земляного полотна откосы крутизной менее 1:3 необходимо доуплотнять легкими катками (массой до 10 т) с перемещением их по круговой схеме перпендикулярно оси насыпи, а более крутые откосы - планировщиками-уплотнителями.
рис. 4, тип 3) необходимо:
4.42. Для возведения насыпи с теплоизолирующим слоем из торфа в нижней части (см. заготовленный заблаговременно и просушенный в карьере торф доставить транспортными средствами к месту работ, уложить слоем толщиной 0,4-0,5 м ( в рыхлом состоянии) и разровнять бульдозером повышенной проходимости, одновременно уплотняя;
отсыпать насыпь из минерального грунта: первый слой - способом "от себя", последующие - продольным с учетом требований п. 4.26.
рис. 4, тип 4) возводят в следующем порядке:
4.43. Земляное полотно с искусственным теплоизолирующим слоем (см. отсыпают из песка выравнивающий слой толщиной до 0,3 м (в зависимости от неровностей на поверхности), планируя его бульдозером или автогрейдером;
укладывают теплоизолирующие плиты на проектную ширину стыками вразбежку, под откосной частью - в два слоя;
отсыпают первый слой насыпи толщиной 0,5-0,6 м из песка способом "от себя", надвигая грунт бульдозером сначала на крайние плиты, затем на средние, не допуская попадания на них крупных комьев мерзлого грунта;
4.44. Насыпь на участках с мелкими буграми пучения (см. рис. 6) следует возводить, увязывая все виды работ по времени и стадийности. На первой стадии устраивают выравнивающий слой на высоту бугра пучения, укладывают теплоизоляционный материал и засыпают его слоем грунта 0,5-0,6 м. На второй стадии доводят насыпь до проектной отметки при подходе линейного отряда с соблюдением требований п. 4.26.
п. 4.28).
4.45. На участках с несколькими буграми пучения в пределах дорожной полосы необходимо отсыпать сплошной выравнивающий слой, с тем чтобы использовать его в дальнейшем для проезда автомобильного транспорта и дорожных машин. В местах расположения бугров по ходу работ следует закрепить на них выноски и отметить их в попикетной ведомости. До начала оттепели над буграми необходимо уложить теплоизолирующий слой и отсыпать насыпь. При использовании глинистых грунтов (см. рис. 6, тип 6) работы производят аналогично, соблюдая требования по выполнению земляных работ в зимний период (см. после промерзания торфа в мочажинах на глубину не менее 30 см (что позволяет обеспечить проезд машин) удаляют снег с дорожной полосы бульдозером;
доставляют торф автомобилями-самосвалами и отсыпают в пределах ширины насыпи по низу, после чего бульдозером перемещают в мочажины способом "от себя'';
отсыпают минеральный грунт насыпи после полного промерзания ранее уложенного слоя торфа в мочажинах, для ускорения которого систематически удаляют выпадающий снег.
Толщина слоя торфа, см | Количество градусо-часов для промораживания торфа при его влажности, % | ||||
500 | 600 | 700 | 800 | ||
15 | 1000 | 1100 | 1200 | 1200 | |
30 | 4200 | 4400 | 4500 | 4600 | |
40 | 7500 | 7800 | 8000 | 8100 | |
50 | 11700 | 12200 | 12500 | 12600 | |
60 | 16900 | 17700 | 18000 | 18200 |
рис. 8) насыпь возводят в следующем порядке:
4.47. На участке с единичными крупными буграми пучения (см. расчищают дорожную полосу от снега бульдозером, обеспечивая тем самым быстрое промораживание торфа в мочажинах на глубину 0,3-0,4 м;
рыхлят и удаляют мерзлый грунт бугра пучения бульдозером-рыхлителем на глубину залегания торфа в примыкающих мочажинах;