Действующий
Проектируется дорога III категории с шириной земляного полотна поверху В = 12,0 м. Трасса проложена в тундровом районе с объемом снегопереноса более 600 по наветренному пологому склону косогора (крутизна 1:50). По данным ближайшей метеостанции, расположенной на местности с равнинным рельефом, высота снежного покрова в год изысканий была 45 см, а с вероятностью превышения 5% - 67 см.
По исходным данным видно, что район строительства характеризуется сильной метелево-ветровой деятельностью. Требуется определить высоту насыпи по условиям снегонезаносимости.
Исходные параметры определяют следующим образом: = 0,6 м - для дороги III категории; = 0,67 м - с вероятностью превышения 5%. Значение может быть определено по табл. 2 настоящего приложения (ввиду отсутствия данных снегомерной съемки на трассе): = 0,8.
При отсутствии снегопереноса (из условия размещения снега на придорожной полосе) определяют по рис. 1 настоящего приложения для дороги III категории: = 0,4 м.
В районе строительства автомобильной дороги устанавливают по данным наблюдений ближайшей метеостанции в течение 10 лет максимальную высоту снежного покрова . Например, значения колебались от 36 до 65 см. Во время изысканий дороги высота снежного покрова на станции равнялась 50 см.
Полученные значения располагают в убывающем порядке и вычисляют период эмпирической повторяемости (табл. 3 настоящего приложения).
┌──────────────┬─────────────┬──────────────┬──────────────┬────────────┐
│ max │ m │ n + 0,4 │ m - 0,3 │ Т │
│ h , см │ │ │ │ э │
│ сн │ │ │ │ │
├──────────────┼─────────────┼──────────────┼──────────────┼────────────┤
│ 65 │ 1 │ - │ 0,7 │ 14,9 │
│ │ │ │ │ │
│ 61 │ 2 │ - │ 1,7 │ 6,1 │
│ │ │ │ │ │
│ 55 │ 3 │ - │ 2,7 │ 3,9 │
│ │ │ │ │ │
│ 50 │ 4 │ - │ 3,7 │ 2,8 │
│ │ │ │ │ │
│ 48 │ 5 │ - │ 4,7 │ 2,2 │
│ │ │ │ │ │
│ 45 │ 6 │ 10,4 │ 5,7 │ 1,8 │
│ │ │ │ │ │
│ 43 │ 7 │ - │ 6,7 │ 1,6 │
│ │ │ │ │ │
│ 40 │ 8 │ - │ 7,7 │ 1,4 │
│ │ │ │ │ │
│ 39 │ 9 │ - │ 8,7 │ 1,2 │
│ │ │ │ │ │
│ 36 │ 10 │ - │ 9,7 │ 1,1 │
└──────────────┴─────────────┴──────────────┴──────────────┴────────────┘
На основании полученных данных и строят в логарифмических координатах эмпирическую кривую распределения максимальных высот снежного покрова (рис. 2 настоящего приложения).
Принимая = 20 лет (5% обеспеченности), , по полученному графику путем экстраполяции устанавливают, что , тогда по таблицам десятичных логарифмов см.
рис. 20) обеспечиваются при соблюдении следующих условий:
1. Прочность и устойчивость насыпи на промороженном основании (см. - осадка талого слоя торфяной залежи под действием веса дорожной конструкции и подвижной нагрузки, м;
- толщина промороженного слоя торфяной залежи из условия обеспечения безопасности работ, м (табл. 1 настоящего приложения);
- минимальная толщина мерзлого основания из условия обеспечения деформационной устойчивости в период строительства и стабилизации осадки, м (см. табл. 1 настоящего приложения);