(Действующий) Ведомственные строительные нормы ВСН 210-91"Проектирование,...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Настоящий документ распространяется на проектирование, строительство и эксплуатацию противоналедных сооружений и устройств на железных дорогах.

1. Общие положения

1.1. Противоналедные сооружения и устройства следует предусматривать на каждом наледном участке трассы с опасными и особо опасными наледями (справочное приложение 1) и для каждого участка разрабатывать индивидуальный проект.
1.2. Противоналедные сооружения и устройства следует проектировать в комплексе с земляным полотном, водоотводными устройствами и водопропускными сооружениями, в зависимости от степени и характера воздействия наледи на инженерные сооружения (см. справочное приложение 1), на основе данных инженерно-геологического, геоморфологического, гидрогеологического и гидрологического обследований наледных участков, в том числе изучения в их пределах водно-теплового режимов наледного процесса (рекомендуемое приложение 2).
1.3. Земляное полотно, водопропускные и другие сооружения на наледных участках следует проектировать согласно соответствующим действующим нормативным документам, в том числе: СНиП 1.02.07-87, СНиП 2.01.07-85, СНиП 2.01.14-83, СНиП 2.02.04-89, СНиП 2.06.14-85, СНиП 2.06.15-85, СНиП II-39-76, ВСН 61-89.

Методы и средства противоналедной защиты

1.4. В качестве основных методов защиты транспортных и других инженерных сооружений от вредного воздействия наледей следует рассматривать:
обход или рациональное пересечение в плане и профиле трассой дороги наледных участков, обеспечивающие минимальное нарушение водно-теплового режима существующих наледей и исключающие возникновение искусственных наледей;
снижение активности природного наледного процесса или исключение возможности образования наледи в непосредственной близости от защищаемого объекта (насыпи, выемки и др.) посредством регулирования водно-теплового режима существующей наледи или наледного участка в месте возможного возникновения искусственной наледи;
предохранение транспортных и других сооружений от вредного воздействия наледей посредством применения соответствующих противоналедных сооружений и устройств ограждающего типа.
1.5. При проектировании противоналедной защиты необходимо предусматривать достаточное и обоснованное использование всех средств соответствующих мероприятий, сооружений, устройств, машин и механизмов.
1.6. В число мероприятий необходимо включать выполнение специальных работ:
в период изысканий - по выявлению и обследованию наледных участков, рациональной укладке трассы дороги и размещению сооружений с учетом наледной опасности, сбору исходных данных, необходимых для выбора методов проектирования противоналедной защиты (обязат. прил. 3);
на стадии проектирования - по прогнозу изменения водно-теплового режима в пределах наледных участков в результате строительства транспортных и других сооружений; по обоснованию принимаемых решений по противоналедной защите;
в строительный период - по осуществлению проектных решений по противоналедной защите; детальному изучению водно-теплового режима в пределах наледных участков со сложными инженерно-геологическими и гидрогеологическими условиями, а также в местах возникновения искусственных наледей (см. справочное приложение 1);
в условиях эксплуатации транспортных и других сооружений - по систематическому надзору, текущему содержанию, ремонту и, при необходимости, реконструкции не эффективно действующих противоналедных сооружений и устройств; по обеспечению защиты транспортных и других сооружений от непосредственного воздействия наледей в местах, где противоналедные сооружения отсутствуют.
1.7. Противоналедные сооружения и устройства (см. справочное приложение 1) целесообразно применять в комплексе с соответствующими мероприятиями в зависимости от особенностей водно-теплового режима, гидрогеологических, геоморфологических и других природных условий.

Прогноз наледей

1.8. Основными задачами прогноза наледей следует считать установление качественных и количественных характеристик:
изменений во времени наледного процесса в местах отложений природных наледей;
изменений режима и размеров природных наледей в результате строительства транспортных и других сооружений;
вероятность возникновения искусственных наледей при строительстве дороги;
степени воздействия наледей на проектируемые объекты.
1.9. Прогноз наледей необходимо осуществлять на основе закономерностей наледного процесса, обусловленного взаимодействием природных факторов - климатических, гидрогеологических, геологических и гидрологических.
При этом требуется учитывать, что изменения природных факторов, вызываемые строительством транспортных и других сооружений и устройств, приводят к соответствующему изменению наледного процесса.
В районах с отрицательной среднегодовой температурой воздуха возникновение искусственных наледей следует ожидать:
в выемках, карьерах, а также в местах закладки канав и резервов, вскрывающих водоносные слои или способствующих частичному или полному промерзанию последних;
на участках размещения открытых канав и лотков, используемых для пропуска водотоков;
в местах стеснения водоносных слоев фундаментами сооружений, а также высокими насыпями, возводимыми из глинистых грунтов;
на переходах малых и средних водотоков, имеющих в осенне-зимний период года температуру воды 0,2°С и ниже, в случаях пропуска водотока через мосты и трубы типовой конструкции;
на участках водотоков с перекатами, порогами, конусами выносов, островами; на устьевых участках рек и их притоков;
на склонах логов и речных долин северной экспозиции;
на участках размещения построечных притрассовых автомобильных дорог в пределах косогоров, на которых выявлены выходы или неглубокое залегание уровня грунтовых вод;
в местах расположения отапливаемых зданий на водоносных грунтах основания.
1.10. Прогноз наледей необходимо составлять по материалам инженерно-геологического обследования наледных участков (см. обязательное приложение 3) с учетом гидрологических характеристик наледных водотоков (рекомендуемое приложение 4) и грунтовых потоков (рекомендуемое приложение 5). Количественные характеристики наледи следует устанавливать по результатам расчетов (см. рекомендуемые приложения 4 и 5).
1.11. Степень опасности наледи следует устанавливать в зависимости от типа наледи, ее размера, длительности действия, места и близости расположения наледи от проектируемого объекта, с учетом особенностей возможного воздействия наледи на условия движения транспортных средств и устойчивость транспортных и других сооружений.

2. Проектирование

Общие требования

2.1. Противоналедные сооружения и устройства следует проектировать с учетом зимнего стока заданной обеспеченности:
1:100 (1%) для железнодорожных линий I и II категорий;
1:50 (2%) для железнодорожных линий III и IV категорий;
1:20 (5%) для железнодорожных подъезных # путей и внутренних путей промышленных предприятий (см. рекомендуемое приложение 4).
2.2. При проектировании комплекса дорожных, транспортных и других сооружений на наледных участках следует учитывать необходимость исключения или существенного сокращения вредного воздействия наледного процесса на эксплуатационную надежность железнодорожного пути.
2.3. Противоналедные мероприятия, сооружения и устройства выбираются на стадиях ТЭО или ТЭР и уточняются на стадиях рабочего проекта или рабочей документации.
2.4. Окончательные проектные решения по противоналедной защите транспортных и других сооружений могут обосновываться в процессе строительства и временной эксплуатации на основании данных систематических наблюдений за изменением наледного процесса в период постройки и эксплуатации дороги, организованных по специальной программе (см. обязательное приложение 3).
Перечень особых требований, которые следует соблюдать при строительстве противоналедных сооружений и устройств, а также при их эксплуатации должен обязательно отражаться в проектных решениях.

Типы и конструкции противоналедных сооружений и устройств. Сфера их рационального применения

2.5. Специальные противоналедные сооружения по принципу работы разделяются на четыре группы: безналедного пропуска, удерживающие, дренажно-каптажные сооружения, искусственные сооружения со свободным пропуском наледей.
2.6. К группе сооружений безналедного пропуска относятся открытые или закрытые утепленные лотки, водоотводные канавы, траншеи, трубчатые подземные или утепленные надземные водоводы, теплоаккумулирующие пруды, емкости, незамерзающие водовыпуски.
Безналедный пропуск указанными сооружениями обеспечивается снижением удельных потерь тепла водным потоком или компенсацией этих потерь за счет дополнительных энергетических источников.