(Действующий) Ведомственные строительные нормы ВСН 210-91"Проектирование,...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Ведомственные строительные нормы ВСН 210-91"Проектирование, строительство и эксплуатация противоналедных сооружений и устройств"(утв. приказом Министерства транспортного строительства СССР 15 апреля 1991 г. N МО49)

Введены в действие 1 января 1992 г.

Введение

ВСН 210-91 содержат технические решения и указания, отражающие особенности проектирования, строительства и эксплуатации противоналедных сооружений и устройств, разработаны в развитие и дополнение действующих нормативных документов. В них введены достаточно детальные положения, относящиеся к выполнению инженерно-геологических, гидрогеологических и мерзлотно-грунтовых изысканий, обеспечивающих получение исходных данных для обоснованного выбора способов и средств противоналедной защиты. При этом учтены результаты научно-исследовательских работ ЦНИИС, СибЦНИИС, НИИЖТа, ХабИИЖТа и других институтов и организаций, а также опыт проектирования, строительства и эксплуатации противоналедных сооружений и устройств, накопленный за период 1960-1990 гг. в нашей стране и за рубежом. Нормы включают ряд положений, относящихся к новым перспективным разработкам, защищенным авторскими свидетельствами.
Настоящий документ распространяется на проектирование, строительство и эксплуатацию противоналедных сооружений и устройств на железных дорогах.

1. Общие положения

1.1. Противоналедные сооружения и устройства следует предусматривать на каждом наледном участке трассы с опасными и особо опасными наледями (справочное приложение 1) и для каждого участка разрабатывать индивидуальный проект.
1.2. Противоналедные сооружения и устройства следует проектировать в комплексе с земляным полотном, водоотводными устройствами и водопропускными сооружениями, в зависимости от степени и характера воздействия наледи на инженерные сооружения (см. справочное приложение 1), на основе данных инженерно-геологического, геоморфологического, гидрогеологического и гидрологического обследований наледных участков, в том числе изучения в их пределах водно-теплового режимов наледного процесса (рекомендуемое приложение 2).
1.3. Земляное полотно, водопропускные и другие сооружения на наледных участках следует проектировать согласно соответствующим действующим нормативным документам, в том числе: СНиП 1.02.07-87, СНиП 2.01.07-85, СНиП 2.01.14-83, СНиП 2.02.04-89, СНиП 2.06.14-85, СНиП 2.06.15-85, СНиП II-39-76, ВСН 61-89.

Методы и средства противоналедной защиты

1.4. В качестве основных методов защиты транспортных и других инженерных сооружений от вредного воздействия наледей следует рассматривать:
обход или рациональное пересечение в плане и профиле трассой дороги наледных участков, обеспечивающие минимальное нарушение водно-теплового режима существующих наледей и исключающие возникновение искусственных наледей;
снижение активности природного наледного процесса или исключение возможности образования наледи в непосредственной близости от защищаемого объекта (насыпи, выемки и др.) посредством регулирования водно-теплового режима существующей наледи или наледного участка в месте возможного возникновения искусственной наледи;
предохранение транспортных и других сооружений от вредного воздействия наледей посредством применения соответствующих противоналедных сооружений и устройств ограждающего типа.
1.5. При проектировании противоналедной защиты необходимо предусматривать достаточное и обоснованное использование всех средств соответствующих мероприятий, сооружений, устройств, машин и механизмов.
1.6. В число мероприятий необходимо включать выполнение специальных работ:
в период изысканий - по выявлению и обследованию наледных участков, рациональной укладке трассы дороги и размещению сооружений с учетом наледной опасности, сбору исходных данных, необходимых для выбора методов проектирования противоналедной защиты (обязат. прил. 3);
на стадии проектирования - по прогнозу изменения водно-теплового режима в пределах наледных участков в результате строительства транспортных и других сооружений; по обоснованию принимаемых решений по противоналедной защите;
в строительный период - по осуществлению проектных решений по противоналедной защите; детальному изучению водно-теплового режима в пределах наледных участков со сложными инженерно-геологическими и гидрогеологическими условиями, а также в местах возникновения искусственных наледей (см. справочное приложение 1);
в условиях эксплуатации транспортных и других сооружений - по систематическому надзору, текущему содержанию, ремонту и, при необходимости, реконструкции не эффективно действующих противоналедных сооружений и устройств; по обеспечению защиты транспортных и других сооружений от непосредственного воздействия наледей в местах, где противоналедные сооружения отсутствуют.
1.7. Противоналедные сооружения и устройства (см. справочное приложение 1) целесообразно применять в комплексе с соответствующими мероприятиями в зависимости от особенностей водно-теплового режима, гидрогеологических, геоморфологических и других природных условий.

Прогноз наледей

1.8. Основными задачами прогноза наледей следует считать установление качественных и количественных характеристик:
изменений во времени наледного процесса в местах отложений природных наледей;
изменений режима и размеров природных наледей в результате строительства транспортных и других сооружений;
вероятность возникновения искусственных наледей при строительстве дороги;
степени воздействия наледей на проектируемые объекты.
1.9. Прогноз наледей необходимо осуществлять на основе закономерностей наледного процесса, обусловленного взаимодействием природных факторов - климатических, гидрогеологических, геологических и гидрологических.
При этом требуется учитывать, что изменения природных факторов, вызываемые строительством транспортных и других сооружений и устройств, приводят к соответствующему изменению наледного процесса.
В районах с отрицательной среднегодовой температурой воздуха возникновение искусственных наледей следует ожидать:
в выемках, карьерах, а также в местах закладки канав и резервов, вскрывающих водоносные слои или способствующих частичному или полному промерзанию последних;
на участках размещения открытых канав и лотков, используемых для пропуска водотоков;
в местах стеснения водоносных слоев фундаментами сооружений, а также высокими насыпями, возводимыми из глинистых грунтов;
на переходах малых и средних водотоков, имеющих в осенне-зимний период года температуру воды 0,2°С и ниже, в случаях пропуска водотока через мосты и трубы типовой конструкции;
на участках водотоков с перекатами, порогами, конусами выносов, островами; на устьевых участках рек и их притоков;
на склонах логов и речных долин северной экспозиции;
на участках размещения построечных притрассовых автомобильных дорог в пределах косогоров, на которых выявлены выходы или неглубокое залегание уровня грунтовых вод;
в местах расположения отапливаемых зданий на водоносных грунтах основания.
1.10. Прогноз наледей необходимо составлять по материалам инженерно-геологического обследования наледных участков (см. обязательное приложение 3) с учетом гидрологических характеристик наледных водотоков (рекомендуемое приложение 4) и грунтовых потоков (рекомендуемое приложение 5). Количественные характеристики наледи следует устанавливать по результатам расчетов (см. рекомендуемые приложения 4 и 5).
1.11. Степень опасности наледи следует устанавливать в зависимости от типа наледи, ее размера, длительности действия, места и близости расположения наледи от проектируемого объекта, с учетом особенностей возможного воздействия наледи на условия движения транспортных средств и устойчивость транспортных и других сооружений.

2. Проектирование

Общие требования

2.1. Противоналедные сооружения и устройства следует проектировать с учетом зимнего стока заданной обеспеченности:
1:100 (1%) для железнодорожных линий I и II категорий;
1:50 (2%) для железнодорожных линий III и IV категорий;
1:20 (5%) для железнодорожных подъезных # путей и внутренних путей промышленных предприятий (см. рекомендуемое приложение 4).
2.2. При проектировании комплекса дорожных, транспортных и других сооружений на наледных участках следует учитывать необходимость исключения или существенного сокращения вредного воздействия наледного процесса на эксплуатационную надежность железнодорожного пути.
2.3. Противоналедные мероприятия, сооружения и устройства выбираются на стадиях ТЭО или ТЭР и уточняются на стадиях рабочего проекта или рабочей документации.
2.4. Окончательные проектные решения по противоналедной защите транспортных и других сооружений могут обосновываться в процессе строительства и временной эксплуатации на основании данных систематических наблюдений за изменением наледного процесса в период постройки и эксплуатации дороги, организованных по специальной программе (см. обязательное приложение 3).