Действующий
Ведомственные строительные нормы ВСН 160-69/Минтрансстрой"Инструкция по геодезическим и маркшейдерским работам при строительстве транспортных тоннелей"Части II и III(утв. Минтрансстроем СССР 8 сентября 1969 г.)
А. Работы при сооружении станций закрытым способом; особенности укладки станционных колец; набегание и кручение колец
18.02. Закладка первых (прорезных колец) среднего и боковых станционных тоннелей производится от полигонометрических знаков и реперов согласно требованиям

18.04. При закладке по пикетажу первого кольца среднего станционного тоннеля учитываются фактические пикетажи плоскостей одноименных колец боковых тоннелей и наклонного хода. Установка кольца производится с точностью мм. Если средний тоннель сооружается через наклонный ход, должна быть пройдена штольня к боковым тоннелям для связи плановой и высотной основы.
4) горизонтальное опережение (на уровне центра тоннеля) и разность между фактическим и проектным вертикальным опережением кольца не должны превышать
мм для чугунной и мм для железобетонной обделок;

18.06. Во всех случаях, когда это возможно, рекомендуется сборку первых станционных колец вести по радиусам от проектного центра тоннеля. Отклонения значений радиусов от проекта не должны превышать мм.
18.07. Укладка последующих станционных колец (чугунных и железобетонных) осуществляется с отклонениями, не превышающими допусков, приведенных в
Наименование отклонений | Величины допускаемых отклонений колец, мм | |
при укладке | за эректором | |
Отклонения диаметров кольца от проектного размера (эллиптичность) | ![]() | ![]() |
Смещение лотка колец в профиле от проектной отметки | от 0 до +30 | ![]() |
Смещение центров колец в плане от продольной проектной оси | ![]() | ![]() |
Горизонтальное опережение и разность между фактическим и проектным вертикальным опережением не должны превышать: мм для чугунной и
мм - для железобетонной обделки.

Для выявления величин изломов передней плоскости кольца производится ее съемка через 15-20 колец. Изломы и опережения исправляются прокладками соответствующей толщины при монтаже последующего кольца.
18.09. Пикетаж одноименных колец во всех трех тоннелях станции не должен отличаться более чем на 5 см. Выравнивание производится укладкой маломерных колец.
18.10. Максимальное кручение колец (смещение замка) в проемной части станций не должно быть более 50 мм. Исправление кручения кольца производится в соответствии с указаниями
18.11. При монтаже тюбинговых колец обращается особое внимание на качество сболчивания и отсутствие зазоров по торцам и фланцам сегментов.
18.12. После сборки каждого стационарного кольца производится первичное нагнетание за обделку по всему его периметру. Перед началом проходки среднего станционного тоннеля контрольное нагнетание в боковых тоннелях должно быть закончено.
18.13. В неустойчивых и мягких породах в процессе монтажа станционных колец целесообразно создавать положительную вертикальную эллиптичность и устанавливать металлические стяжки с форкопами для сохранения геометрии кольца.
18.14. При сооружении станций колонного типа необходимо следить за расстояниями между бортами тюбингов, где будут монтироваться колонны. Монтаж колец производится с плюсовой вертикальной эллиптичностью, со своевременной постановкой металлических стяжек и высококачественным нагнетанием за обделку.
18.15. Колонны устанавливаются вертикально и должны находиться в одной вертикальной плоскости в продольном и поперечном направлениях.
18.16. В поперечном направлении отклонения колонн зависят от кручения колец и положения их в плане, а в продольном направлений - от пикетажа колец.
18.17. Для каждой станции колонного типа на монтаж металлоконструкций проектной организацией даются свои технические условия.
18.18. При сооружении станции из сборного железобетона круглого очертания методы маркшейдерских работ остаются те же, что и для станций с тюбинговой обделкой.
Допустимые отклонения станционной железобетонной обделки от проекта те же, что и для чугунной (см. табл. 18-1), но для опережений допуск установлен мм (см. п. 18.08).
18.20. Станции располагаются на прямых участках пути. В отдельных случаях может быть допущено строительство станций на кривых радиусом не менее 800 м, сооружаемых открытым способом.
18.21. До начала земляных работ со знаков полигонометрии производят разбивку продольной и поперечной осей станции; конечные точки осей закрепляются бетонными монолитами. Закрепляется также смещенная продольная ось станции, используемая на протяжении всего периода строительства.

18.23. Высотная съемка поверхности и все маркшейдерские работы по разбивке свай, разработке и креплению котлована, перенесению осей и отметок с поверхности, сооружению конструкций тоннеля производятся в соответствии с указаниями
п. 18.36).
18.24. При сооружении станционных платформ особое внимание обращается на обеспечение их габаритности. Края платформ не должны выступать за пределы, установленные для бортового камня (см. ниже
18.25. Маркшейдерские работы, производимые при сооружении станций на открытом железнодорожном полотне, выполняются в соответствии с требованиями настоящего раздела и указаниями