(Действующий) "Отнесение организаций и предприятий нового типа к числу источников...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Данные регистрации организаций и предприятий нового типа сообщаются в Минфин РФ для включения в Государственный реестр. Сведения о зарегистрированных общественных объединениях фиксируются в реестре общественных объединений в Минюсте РФ. Данные о совместных предприятиях как участниках внешнеэкономических связей вносятся в реестр МВЭС РФ. В соответствии с действующим законодательством все изменения в учредительных документах организаций и предприятий подлежат обязательной регистрации и внесению в Государственный реестр. Сведения, содержащиеся в Государственном реестре, могут быть предоставлены любому заинтересованному лицу.
2.3.2. После регистрации организации или предприятию выдается решение (свидетельство) о регистрации.
На каждую зарегистрированную организацию или предприятие в органах регистрации заводится дело (наблюдательное дело), в котором собраны все представленные к регистрации документы: заявление о регистрации; устав (для общественных объединений может быть программа или положение); решение трудового коллектива (протокол собрания учредителей, для общественных объединений - протокол общего собрания объединения) или уполномоченного на то государственного органа (для государственных и муниципальных организаций - приказ или постановление); договор (соглашение) учредителей (для всех организаций, кроме общественных объединений). В пакет данных документов могут входить: свидетельство об уплате госпошлины (для общественных объединений - платежное поручение с отметкой банка о безналичном переводе денег со счета плательщика в кредитное учреждение или иной документ банка, подтверждающий прием денег в уплату регистрационного сбора); гарантийное письмо или иной документ, подтверждающий юридический адрес организации или факт предоставления площади; списки учредителей и участников (для общественных объединений - сведения об инициаторах создания объединения и (или) списки граждан, входящих в объединение); личные листки по учету кадров на руководителя и главного бухгалтера организации или предприятия; положение об исполнительно-распорядительных органах и фондах объединений предприятий; документ, содержащий информацию о финансовом положении иностранного учредителя СП (для граждан - копии налоговой декларации), или рекомендательное письмо банка, обслуживающего иностранного учредителя; документы, подтверждающие оплату части уставного капитала иностранным партнерам; нотариально заверенная выписка из торгового реестра страны иностранного учредителя. В отдельных случаях имеются документы, содержание которых не противоречит действующему законодательству и отражает требования местных органов власти и управления: свидетельство участника внешнеэкономических связей (для ассоциаций); технико-экономическое обоснование (для малых предприятий); справка об открытии расчетного счета с внесением 30% от уставного фонда на момент регистрации (для малых предприятий в форме обществ с ограниченной ответственностью); заключение специалистов по вопросам регистрации устава (для общественных объединений).
2.4. Основные принципы создания и деятельности организаций и предприятий нового типа определяются на основе анализа: состава учредителей и участников; юридического статуса; имущественной ответственности; формы собственности; вида, характера и масштаба деятельности; централизации и самостоятельного осуществления функций участников; организации управления предприятием, организацией; круга организаций, предприятий и лиц, с которыми устанавливаются договорные или иные отношения; срока деятельности; местонахождения участников.
Организации и предприятия нового типа создаются в форме: хозяйственных обществ и товариществ, кооперативов, арендных, совместных, малых предприятий, а также их объединений, созданных в форме хозяйственных ассоциаций (союзов), концернов, корпораций <*>.
------------------------------------
<*> Определения организаций и предприятий нового типа даны на основании: Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" от 25.12.90 // Ведомости ВС РСФСР, 1990, N 30, ст. 418; "Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик" от 31.05.91 // Ведомости ВС СССР, 1991, N 26, ст. 733; специальной литературы.
К хозяйственным обществам и товариществам относятся: полное, смешанное товарищество, общество (товарищество) с ограниченной ответственностью, акционерное общество.
Товариществом (хозяйственным обществом) признается объединение граждан и (или) юридических лиц для совместной хозяйственной деятельности в соответствии с заключенным между ними договором, определяющим степень имущественной ответственности членов по обязательствам товарищества. Видами договоров являются: договор о полном, смешанном, ограниченном (или с ограниченной ответственностью) товариществе. Все члены полного товарищества несут неограниченную солидарную ответственность по его обязательствам всем своим имуществом. В смешанном товариществе полную солидарную ответственность несут всем своим имуществом только действительные члены (полные члены). Члены-вкладчики несут ответственность по обязательствам товарищества в пределах вклада в его имущество. Все члены товарищества с ограниченной ответственностью отвечают по своим обязательствам в пределах своих вкладов. Одной из форм товарищества с ограниченной ответственностью является акционерное общество (открытого или закрытого типа). Акционеры несут ответственность по обязательствам общества в пределах своих акций.
Кооперативом признается объединение граждан на основе членства для совместного ведения предпринимательской деятельности путем объединения его участниками имущества и личного трудового участия. Все имущество кооператива, находящееся в его собственности, делится на вклады членов в соответствии с уставом.
Арендным признается предприятие, осуществляющее предпринимательскую деятельность на основе взятого им в аренду имущественного комплекса. Члены предприятия имеют право на часть дохода в пределах, предусмотренных уставом.
Совместным предприятием признается хозяйственная организация, созданная российскими предприятиями и объединениями совместно с партнерами из зарубежных стран. Совместные предприятия создаются в форме хозяйственных товариществ и обществ.
К малым предприятиям относятся предприятия всех организационно-правовых форм, установленных Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" <*>, со среднесписочной численностью работающих, не превышающей 200 человек.
------------------------------------
<*> Ведомости ВС РСФСР, 1990, N 30, ст. 418.
Хозяйственным объединением признается объединение юридических лиц - хозяйственных обществ и товариществ, кооперативов, государственных, арендных и иных предприятий, созданные ими по отраслевому, территориальному или иному принципу в целях координации деятельности, обеспечения защиты их прав, представления общих интересов в государственных и иных органах, а также в международных организациях. По согласованному решению участников на объединение может быть возложено централизованное выполнение отдельных производственных и других хозяйственных функций. Участники объединения сохраняют свою самостоятельность и права юридических лиц (кроме входящих в корпорации). Хозяйственные объединения могут создаваться в форме: хозяйственных ассоциаций (союзов), концернов, корпораций.
Хозяйственные ассоциации (союзы) - объединения организаций и предприятий в целях координации производственно-хозяйственной деятельности (организации снабжения и сбыта, научно-технического, информационного, правового и экономического обслуживания, рекламной и маркетинговой деятельности и т.д.). Хозяйственные ассоциации (союзы), как правило, не участвуют непосредственно в производстве, но всемерно содействуют своим членам в получении дополнительных экономических выгод как в производстве, так и в финансировании, реализации продукции.
Концерн - объединение организаций и предприятий, при котором совместная деятельность осуществляется на основе добровольной централизации функций научно-технического и производственного развития, инвестиционной, финансовой, внешнеторговой и др.
Корпорация - объединение организаций и предприятий различных отраслей, созданное на договорной основе и характеризующееся единством собственности и контроля над деятельностью.
Общественные объединения являются некоммерческими организациями, т.е. добровольными формированиями, возникшими в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общих интересов. Общественными объединениями (организациями) являются: политические партии, массовые движения, профессиональные союзы, женские, ветеранские организации, организации инвалидов, многодетных семей, детские, научные, технические, культурно-просветительские, физкультурно-спортивные и иные добровольные общества, творческие союзы, землячества, фонды, ассоциации и другие объединения граждан.
2.4.1. Создание организаций и предприятий нового типа включает следующие этапы: заявление учредителей о намерении создать организацию или предприятие; проведение учредительной конференции, собрания или переговоров; государственную регистрацию организации или предприятия. Учредителями могут выступать юридические лица и граждане (физические лица) как РФ, так и иностранные. Организации и граждане, принимавшие участие в учредительной конференции, собрании, переговорах и подписавшие учредительный договор (соглашение), являются учредителями. Учредительная конференция принимает решение о создании организации или предприятия, утверждает ее устав, учредительный договор, определяет размер уставного фонда, избирает исполнительный и контрольный органы и др. Организации и граждане, вступившие в организацию после учредительной конференции и подписания договора, являются участниками. Исключение составляют: товарищества, кооперативы, акционерные общества закрытого типа, арендные предприятия, в которых участвуют только учредители.
Организации и предприятия нового типа могут быть: вновь созданы; реорганизованы, преобразованы из государственных предприятий. Во втором случае организация или предприятие, как правило, имеет предшественника.
Организации и предприятия нового типа могут создавать дочерние предприятия, филиалы, отделения, представительства.
2.4.2. С момента регистрации все организации или предприятия нового типа (кроме полного товарищества), общественные объединения приобретают статус юридического лица.
2.4.3. Имущество организаций и предприятий нового типа формируется за счет паевых и вступительных взносов членов. Взносы могут состоять как из финансовых средств, так и материальных ценностей (зданий, сооружений, оборудования, сырья и др.). В дальнейшем имущество организации или предприятия может пополняться за счет доходов от производственной, финансовой, коммерческой и других видов деятельности. Порядок формирования имущества и имущественная ответственность членов определяются в уставе или учредительном договоре организации или предприятия (см. п. 2.4.1).
2.4.4. Организации и предприятия нового типа могут быть различных форм собственности и их сочетаний (см. п. 2.7.3). Государственная программа приватизации <*> предусматривает поэтапное разгосударствление предприятий и организаций различных отраслей народного хозяйства и в первую очередь: легкой, пищевой, строительной промышленности, промышленности стройматериалов, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, автомобильного транспорта, предприятий по производственно-техническому обслуживанию сельского хозяйства. Одним из способов приватизации является акционирование, что приведет к преобладанию предприятий со смешанной формой собственности.
------------------------------------
<*> Постановление ВС РФ "О введении в действие Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ на 1992 г." от 11 июня 1992 г. N 2980-1 // Ведомости съезда народных депутатов РФ и ВС РФ, 1992, N 28, ст. 1617.
2.4.5. Организации и предприятия нового типа могут создаваться в любой сфере деятельности (как в области материального производства, так и в непроизводственных отраслях). Организации и предприятия нового типа могут заниматься любой деятельностью (сочетать разные виды деятельности) <*>, за исключением той, что запрещена законодательством. Вид, характер и масштаб деятельности организаций и предприятий в значительной степени зависят от состава учредителей и наличия имущества (переданного им участниками или приобретенного). Если организация или предприятие не имеет основных фондов (сооружений, оборудования и т.д.) и его учредители в основном представлены: органами власти и управления, финансовыми органами (банками), общественными организациями (союзами, фондами, ассоциациями), гражданами, то они, как правило, занимаются инвестиционной, сервисной, посреднической деятельностью. Инвестиционная деятельность таких организаций и предприятий чаще всего носит межотраслевой характер, поскольку главным источником дохода являются проценты отчислений от вложенных денежных средств в программы и предприятия различных отраслей, являющихся на данный момент прибыльными или требующими развития. Если организация создавалась путем преобразования государственного предприятия и объединения (МГО, НТО, ПО) с передачей основных фондов преемнику, то характер (отраслевая направленность) и масштаб деятельности будут зависеть от состава основных фондов. Деятельность такой организации или предприятия носит, как правило, производственно-отраслевой характер (концерн, корпорация, акционерное общество, арендное предприятие).
------------------------------------
<*> При этом определенный вид деятельности преобладает (является основным).
Отраслевой (или межотраслевой) характер и региональный (или межрегиональный) масштаб деятельности определяются: составом участников или предшественников; объемом уставного фонда, характером и составом основных средств (производственной, материальной базы) организации или предприятия. Малые предприятия (товарищества, кооперативы, совместные предприятия) являются наиболее неустойчивыми коммерческими организациями, меняющими вид деятельности в зависимости от конъюнктуры рынка.
Цели, направление и масштаб деятельности общественных организаций зависят от интересов (политических, экономических, профессиональных, благотворительных, просветительских и др.) и финансовых возможностей учредителей. Характер деятельности может быть как многоплановым (политические партии, движения, фронты), так и узкотематическим (творческие, профессиональные объединения). Общественные объединения в порядке, определяемом законодательством, могут создавать коммерческие предприятия и организации, но лишь с целью материального обеспечения своих уставных задач.
2.4.6. Организации и предприятия нового типа являются, как правило, вневедомственными (кроме государственных и арендных) и работают на принципах самоуправления. Организации и предприятия нового типа не являются по отношению к участникам и учредителям вышестоящими. Учредители и участники сохраняют свою хозяйственную самостоятельность и осуществляют деятельность в соответствии с собственным уставом и положениями. Они могут входить в любые другие организации и хозяйственные объединения (кроме членов полных товариществ, кооперативов, корпораций). Централизация функций участников проводится на добровольно-договорной основе в зависимости от производственной необходимости и определяется в уставных документах. Наиболее высокая степень централизации функций управления характерна для корпораций, концернов. В остальных видах организаций и предприятий преобладают координация (хозяйственные ассоциации, товарищества, совместные предприятия) и наблюдение за деятельностью исполнительных органов (акционерные общества открытого типа). Как правило, добровольной централизации в объединениях организаций и предприятий подвергаются: функции, связанные с представительством и защитой прав и интересов участников в государственных органах власти и управления, международных организациях, правоохранительных органах (арбитраже); организация научно-исследовательских и конструкторско-технологических работ; координация взаимодействий с заказчиками; снабженческо-сбытовая деятельность; маркетинг; подготовка и переподготовка кадров. Наиболее жесткая и полная централизация функций управления характерна для корпораций, созданных путем реорганизации государственных объединений. Участники корпорации, как правило, не имеют статуса юридического лица и выступают только от имени корпорации. Их самостоятельность ограничена решением вопросов текущей производственно-хозяйственной деятельности. Жесткая централизация функций управления в корпорациях и отдельных концернах предполагает наличие отношений подчиненности (и соответствующее вертикальное движение документопотока). Современное законодательство, в частности Постановление Верховного Совета РСФСР от 11.10.91 "Об упорядочении создания и деятельности ассоциаций, концернов, корпораций и др. объединений предприятий на территории РСФСР" <*>, запретило осуществлять властные функции по отношению входящих в эти объединения предприятий и давать обязательные для исполнения указания. Отношения подчинения должны быть заменены координацией деятельности и договорными отношениями.
------------------------------------
<*> Ведомости ВС РСФСР, 1991, N 43, ст. 1373.
2.4.7. Организация управления предприятий и организаций нового типа определяется учредительными документами. В организациях и предприятиях, созданных на основах совместной и долевой собственности с большим количеством участников (хозяйственные и общественные объединения, акционерные общества открытого типа, товарищества с ограниченной ответственностью), высшим органом управления является общее собрание или конференция, съезд членов, а между собраниями - выборный совет (наблюдательный, директоров). Совет формирует исполнительный орган - правление (дирекцию, комитет, коллегию), который осуществляет руководство текущей деятельностью. В малых предприятиях, полных и смешанных товариществах, кооперативах, совместных, арендных предприятиях исполнительная власть представлена директором (генеральным, исполнительным), а высшим органом является совет или правление, куда входят все члены организации. В корпорациях исполнительная власть может быть возложена на аппарат управления одного из членов. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью исполнительных органов любых форм организаций и предприятий нового типа осуществляется ревизионной комиссией (ревизором).
2.4.8. В процессе своей деятельности организации и предприятия нового типа взаимодействуют с различными учреждениями, организациями и предприятиями, гражданами, круг которых определяется производственной необходимостью. Основой всех производственных взаимоотношений являются различные виды гражданско-правовых договоров. Отношения с органами власти и управления, правоохранительными, финансовыми, налоговыми, статистическими и другими органами строятся на основе действующего законодательства.
2.4.9. Срок деятельности организаций и предприятий нового типа определяется участниками в учредительных документах и, как правило, не имеет временных ограничений.
2.4.10. Местонахождение (территория) участников организации или предприятия в зависимости от целей создания может быть ограничено пределами государства, республики (АССР), края, области, города, района, а может и не иметь ограничений. Территориальная ограниченность характерна для малых предприятий.
2.5. Определение полноты отражения деятельности организаций и предприятий нового типа в их документах предполагает изучение документационного обеспечения управления их деятельности. В настоящее время идет процесс формирования документальных комплексов организаций и предприятий нового типа <*>.
------------------------------------
<*> Анализ документов организаций и предприятий нового типа затруднен в связи с "коммерческой тайной". См. Постановление Правительства РСФСР "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну" от 05.12.91 N 35 // СП Правительства РФ, 1992, N 1 - 2, ст. 7.
2.5.1. В организациях и предприятиях нового типа государственной формы собственности документирование деятельности ведется в соответствии с действующими нормами. В организациях и предприятиях негосударственных форм собственности, общественных организациях многие функции не документируются или документируются недостаточно полно и в произвольной форме <*>. Неполнота и неравномерность документирования деятельности особенно характерны для кооперативов, малых предприятий (негосударственных форм собственности), региональных отделений общественных объединений.
------------------------------------
<*> Исключение составляют учредительные, нормативные, отчетные документы, виды и формы которых согласно законодательству, уставным документам или распоряжению вышестоящего органа обязательны для организаций и предприятий любой формы собственности.
2.5.2. Независимо от формы собственности организации и предприятия осуществляют функции руководства, контроля, планирования, финансирования, учета, отчетности и др. в отношении предметов и объектов своей деятельности. Документы, образующиеся в процессе выполнения этих функций (организационно-распорядительные, плановые, учетно-отчетные), составляют управленческую документацию <*>.
------------------------------------
<*> См. Перечень типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций, предприятий, с указанием сроков хранения (М., 1989). В настоящее время положения перечня могут корректироваться с учетом состава и содержания документов организаций и предприятий нового типа.
В настоящее время количество управленческих документов сокращается (особенно плановых и отчетных), в то же время: возросло значение нормативных документов, регламентирующих все основные вопросы создания и деятельности организаций и предприятий; особую роль играют договоры (разнообразные по форме и содержанию); расширился состав и содержание протокольной документации, содержащей информацию о создании, планируемой работе, партнерах, внутренней жизни организации или предприятия (по мере стабилизации работы коммерческих организаций или предприятий в протоколах увеличивается доля информации о заработной плате, распределении прибыли и т.д.).