(Действующий) "Отнесение организаций и предприятий нового типа к числу источников...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Раздел 1. Общие положения

1.1. Источниками комплектования государственных архивов являются организации и предприятия нового типа, в деятельности которых образуются документы, имеющие историческое, культурное, научное, социальное, экономическое, политическое значение, подлежащие передаче на государственное хранение в обязательном порядке (для организаций и предприятий государственной и муниципальной форм собственности) и на основании договора, соглашения (для организаций и предприятий других форм собственности) <*>.
------------------------------------
<*> См. проект основ законодательства РФ "Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах".
1.2. Отнесение организаций и предприятий нового типа к числу источников комплектования государственных архивов осуществляется на основании следующих критериев: функционально-целевого назначения (вида деятельности) организации или предприятия; масштаба деятельности организации или предприятия; вида организации или предприятия; полноты отражения информации о деятельности организации или предприятия нового типа в фонде других организаций.
1.2.1. Функционально-целевое назначение (вид деятельности) организации или предприятия нового типа определяется их принадлежностью к определенной сфере деятельности (отрасли). Они могут осуществлять: организационные, координационные, представительские функции, обеспечивающие согласованность (реже - централизацию) работы ряда организаций или предприятий; непосредственно участвовать в решении определенных производственных, финансовых, научных, общественных и других задач; обеспечивать нормальное функционирование других организаций или предприятий; создавать необходимые условия для жизни и деятельности трудовых коллективов, жителей определенных регионов; совмещать ряд указанных функций. Степень участия организаций и предприятий нового типа в решении задач, стоящих перед обществом (сферой деятельности - отраслью) как в целом, так и в конкретных условиях (определенного времени и территории), учитывается при отнесении их к числу источников комплектования. Первоочередное внимание обращается на те организации и предприятия, которые реализуют основные задачи. Организации и предприятия, обеспечивающие их нормальную работу, обладают, как правило, общностью целевого назначения, характера выполняемых функций, организационной структуры (повторяемостью), что учитывается при отнесении их к числу источников комплектования.
В число источников комплектования государственных архивов должны быть включены организации и предприятия нового типа любой сферы деятельности (отрасли), выделяющиеся среди других особой ролью: уникальностью деятельности; новизной производимой продукции, товаров, услуг (предмета деятельности); конкурентоспособностью, внедрением научных и технических разработок; участием в международных, государственных региональных программах; трудовыми (общественными) традициями; стабильностью существования; работой в экстремальных условиях; играющие важную роль в развитии сферы деятельности (отрасли) в стране или на конкретной территории; профильные специализации (наиболее типичные для региона); правопреемники значимых с точки зрения указанных выше аспектов организаций или предприятий.
1.2.2. Масштаб деятельности организаций и предприятий нового типа определяется широтой сферы деятельности. К числу источников комплектования государственных архивов, прежде всего, должны быть отнесены те из них, которые выделяются среди других: объемом и многообразием (многопрофильностью) производства товаров, услуг (деятельности); объемом уставного фонда (капитала); составом (количеством) учредителей и участников; межрегиональной деятельностью; численностью работников.
1.2.3. Вид организации и предприятия нового типа определяется их организационно-правовой формой. К числу источников комплектования могут быть отнесены организации и предприятия: имеющие сложившуюся организацию и деятельность; представляющие собой объединение предприятий, организаций, граждан; созданные при участии иностранного партнера; отражающие уникальные или наиболее типичные структуры. Организации и предприятия нового типа любого вида являются юридическими лицами, т.е. обладают всеми признаками юридического лица <*>.
------------------------------------
<*> Юридическими лицами признаются организации, которые имеют в собственности, полном хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечают по своим обязательствам этим имуществом и выступают в суде, арбитражном суде, третейском суде от своего имени (см. "Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик" от 31.05.91 // Ведомости ВС СССР, 1991, N 26, ст. 733).
Исключение составляют филиалы, представительства организаций и предприятий нового типа и полные товарищества. Источниками комплектования государственных архивов могут быть, как правило, юридически самостоятельные организации и предприятия, создающие и являющиеся собственниками создаваемых ценных документов.
1.2.4. Полнота отражения информации о деятельности организаций и предприятий нового типа в фонде других организаций определяется степенью повторения ценной информации. При отнесении организаций и предприятий нового типа к числу источников комплектования предпочтение отдается тем из них, деятельность которых полно отражена (документируется) только в их собственном фонде. При этом учитываются: вид повторения информации, ее характер, полнота повторения (см. п. п. 2.5, 2.6).
1.2.5. Критерии определения источников комплектования государственных архивов - организаций и предприятий нового типа применяются комплексно с учетом принципов всесторонности, комплексности и историзма.
1.3. Документы <*> организаций и предприятий нового типа - источников комплектования государственных архивов могут поступать на государственное хранение в двух формах: полностью и выборочно.
------------------------------------
<*> Здесь и далее имеются в виду ценные документы, т.е. документы постоянного срока хранения.
1.3.1. При полном приеме на государственное хранение поступят все ценные документы непосредственно от конкретной организации или предприятия нового типа определенного вида (источников комплектования полного приема).
1.3.2. При выборочном приеме на государственное хранение поступят: все ценные документы от отдельных организаций или предприятий нового типа определенного вида (источников комплектования группового выборочного приема); часть ценных документов (из числа не повторяющихся в фондах других организаций) от каждой организации или предприятия нового типа определенного вида (источников комплектования повидового выборочного приема).
1.3.3. Определение формы приема документов от организаций и предприятий нового типа - источников комплектования государственных архивов осуществляется на основе комплексного применения изложенных выше критериев с учетом двух факторов: 1) организацией хранения документов АФ РФ в соответствии с существующей сетью государственных архивов; 2) количественным представительством организаций или предприятий нового типа в зоне комплектования архива и степени однородности (равноценности) информации, содержащейся в их документах.
В соответствии с первым фактором к числу источников комплектования полного приема конкретного архива могут быть отнесены организации или предприятия (как правило, входящие в состав объединений), ценная документация которых представлена в фондах других организаций, находящихся в зоне комплектования другого архива.
В соответствии со вторым фактором массовые организации и предприятия одного вида, обладающие общностью (типичностью) производственной и организационной деятельности (задач, функций, структуры), однородностью (равноценностью) информации, содержащейся в их документах, могут быть отнесены к числу источников комплектования группового выборочного приема.

Раздел 2. Организация и методика определения источников комплектования - организаций и предприятий нового типа

2.1. Работа по определению источников комплектования - организаций и предприятий нового типа включает следующие этапы: выявление организаций и предприятий нового типа в зоне комплектования государственного архива; изучение регистрационных документов организаций и предприятий в органах власти и управления; анализ основных принципов создания и деятельности организаций и предприятий; изучение документирования их деятельности; определение степени полноты повторения информации об их деятельности в других организациях; классификацию организаций и предприятий на основе проведенного анализа в соответствии с критериями определения источников комплектования; отнесение (или неотнесение) организаций и предприятий к числу источников комплектования государственного архива; определение срока передачи их документов на государственное хранение; составление и ведение списка источников комплектования государственного архива.
2.2. Выявление организаций и предприятий нового типа в зоне комплектования государственного архива осуществляется на основании сведений, поступающих в органы власти и управления, налоговые, финансовые, статистические органы при их регистрации <*>. Выявление общественных организаций до их регистрации может осуществляться в средствах массовой информации, а также путем установления непосредственных контактов с членами данных организаций. Сведения, вносимые в информационные банки данных, реестры, регистры, книги, списки и др. при регистрации организаций и предприятий нового типа, раскрывают: вид организации или предприятия (организационно-правовую форму), предмет и цель деятельности, состав учредителей и участников, наименование, местонахождение, размер уставного фонда и др.
------------------------------------
<*> В настоящее время архивисты могут обратить первоочередное внимание на организации и предприятия нового типа, которые преобразованы, реорганизованы из государственных предприятий или организаций, ранее являвшихся источниками комплектования их государственного архива.
Учитывая сложность работы с организациями и предприятиями нового типа (особенно негосударственных форм собственности), данный этап приобретает особое значение. Он позволяет еще до посещения конкретной организации или предприятия установить основные принципы ее организации и деятельности, а также выявить однородные (сходные с этих точек зрения) объекты.
2.3. Порядок регистрации и состав документов, необходимых для регистрации организаций и предприятий нового типа, определен действующим законодательством РФ <*>.
------------------------------------
<*> Порядок регистрации некоторых видов организаций и предприятий может иметь особенности в отдельных регионах РФ. В пособии он дан по состоянию на 01.01.92.
2.3.1. Государственная регистрация организаций и предприятий производится исполнительными комитетами районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов по месту нахождения организации или предприятия. Регистрация совместных предприятий (СП) осуществляется в Минфине РФ <*>. Общественные объединения, их региональные и местные отделения, деятельность которых распространяется на определенную территорию, регистрируются соответствующими органами Минюста РФ.
------------------------------------
<*> Часть СП регистрируется в Комитете по иностранным инвестициям при Минфине РФ (см. Постановление Правительства РФ от 28.05.92 N 357).
Данные регистрации организаций и предприятий нового типа сообщаются в Минфин РФ для включения в Государственный реестр. Сведения о зарегистрированных общественных объединениях фиксируются в реестре общественных объединений в Минюсте РФ. Данные о совместных предприятиях как участниках внешнеэкономических связей вносятся в реестр МВЭС РФ. В соответствии с действующим законодательством все изменения в учредительных документах организаций и предприятий подлежат обязательной регистрации и внесению в Государственный реестр. Сведения, содержащиеся в Государственном реестре, могут быть предоставлены любому заинтересованному лицу.
2.3.2. После регистрации организации или предприятию выдается решение (свидетельство) о регистрации.
На каждую зарегистрированную организацию или предприятие в органах регистрации заводится дело (наблюдательное дело), в котором собраны все представленные к регистрации документы: заявление о регистрации; устав (для общественных объединений может быть программа или положение); решение трудового коллектива (протокол собрания учредителей, для общественных объединений - протокол общего собрания объединения) или уполномоченного на то государственного органа (для государственных и муниципальных организаций - приказ или постановление); договор (соглашение) учредителей (для всех организаций, кроме общественных объединений). В пакет данных документов могут входить: свидетельство об уплате госпошлины (для общественных объединений - платежное поручение с отметкой банка о безналичном переводе денег со счета плательщика в кредитное учреждение или иной документ банка, подтверждающий прием денег в уплату регистрационного сбора); гарантийное письмо или иной документ, подтверждающий юридический адрес организации или факт предоставления площади; списки учредителей и участников (для общественных объединений - сведения об инициаторах создания объединения и (или) списки граждан, входящих в объединение); личные листки по учету кадров на руководителя и главного бухгалтера организации или предприятия; положение об исполнительно-распорядительных органах и фондах объединений предприятий; документ, содержащий информацию о финансовом положении иностранного учредителя СП (для граждан - копии налоговой декларации), или рекомендательное письмо банка, обслуживающего иностранного учредителя; документы, подтверждающие оплату части уставного капитала иностранным партнерам; нотариально заверенная выписка из торгового реестра страны иностранного учредителя. В отдельных случаях имеются документы, содержание которых не противоречит действующему законодательству и отражает требования местных органов власти и управления: свидетельство участника внешнеэкономических связей (для ассоциаций); технико-экономическое обоснование (для малых предприятий); справка об открытии расчетного счета с внесением 30% от уставного фонда на момент регистрации (для малых предприятий в форме обществ с ограниченной ответственностью); заключение специалистов по вопросам регистрации устава (для общественных объединений).
2.4. Основные принципы создания и деятельности организаций и предприятий нового типа определяются на основе анализа: состава учредителей и участников; юридического статуса; имущественной ответственности; формы собственности; вида, характера и масштаба деятельности; централизации и самостоятельного осуществления функций участников; организации управления предприятием, организацией; круга организаций, предприятий и лиц, с которыми устанавливаются договорные или иные отношения; срока деятельности; местонахождения участников.
Организации и предприятия нового типа создаются в форме: хозяйственных обществ и товариществ, кооперативов, арендных, совместных, малых предприятий, а также их объединений, созданных в форме хозяйственных ассоциаций (союзов), концернов, корпораций <*>.
------------------------------------
<*> Определения организаций и предприятий нового типа даны на основании: Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" от 25.12.90 // Ведомости ВС РСФСР, 1990, N 30, ст. 418; "Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик" от 31.05.91 // Ведомости ВС СССР, 1991, N 26, ст. 733; специальной литературы.
К хозяйственным обществам и товариществам относятся: полное, смешанное товарищество, общество (товарищество) с ограниченной ответственностью, акционерное общество.
Товариществом (хозяйственным обществом) признается объединение граждан и (или) юридических лиц для совместной хозяйственной деятельности в соответствии с заключенным между ними договором, определяющим степень имущественной ответственности членов по обязательствам товарищества. Видами договоров являются: договор о полном, смешанном, ограниченном (или с ограниченной ответственностью) товариществе. Все члены полного товарищества несут неограниченную солидарную ответственность по его обязательствам всем своим имуществом. В смешанном товариществе полную солидарную ответственность несут всем своим имуществом только действительные члены (полные члены). Члены-вкладчики несут ответственность по обязательствам товарищества в пределах вклада в его имущество. Все члены товарищества с ограниченной ответственностью отвечают по своим обязательствам в пределах своих вкладов. Одной из форм товарищества с ограниченной ответственностью является акционерное общество (открытого или закрытого типа). Акционеры несут ответственность по обязательствам общества в пределах своих акций.
Кооперативом признается объединение граждан на основе членства для совместного ведения предпринимательской деятельности путем объединения его участниками имущества и личного трудового участия. Все имущество кооператива, находящееся в его собственности, делится на вклады членов в соответствии с уставом.
Арендным признается предприятие, осуществляющее предпринимательскую деятельность на основе взятого им в аренду имущественного комплекса. Члены предприятия имеют право на часть дохода в пределах, предусмотренных уставом.
Совместным предприятием признается хозяйственная организация, созданная российскими предприятиями и объединениями совместно с партнерами из зарубежных стран. Совместные предприятия создаются в форме хозяйственных товариществ и обществ.
К малым предприятиям относятся предприятия всех организационно-правовых форм, установленных Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" <*>, со среднесписочной численностью работающих, не превышающей 200 человек.
------------------------------------
<*> Ведомости ВС РСФСР, 1990, N 30, ст. 418.
Хозяйственным объединением признается объединение юридических лиц - хозяйственных обществ и товариществ, кооперативов, государственных, арендных и иных предприятий, созданные ими по отраслевому, территориальному или иному принципу в целях координации деятельности, обеспечения защиты их прав, представления общих интересов в государственных и иных органах, а также в международных организациях. По согласованному решению участников на объединение может быть возложено централизованное выполнение отдельных производственных и других хозяйственных функций. Участники объединения сохраняют свою самостоятельность и права юридических лиц (кроме входящих в корпорации). Хозяйственные объединения могут создаваться в форме: хозяйственных ассоциаций (союзов), концернов, корпораций.