(Действующий) "Отнесение организаций и предприятий нового типа к числу источников...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
2.4.10. Местонахождение (территория) участников организации или предприятия в зависимости от целей создания может быть ограничено пределами государства, республики (АССР), края, области, города, района, а может и не иметь ограничений. Территориальная ограниченность характерна для малых предприятий.
2.5. Определение полноты отражения деятельности организаций и предприятий нового типа в их документах предполагает изучение документационного обеспечения управления их деятельности. В настоящее время идет процесс формирования документальных комплексов организаций и предприятий нового типа <*>.
------------------------------------
<*> Анализ документов организаций и предприятий нового типа затруднен в связи с "коммерческой тайной". См. Постановление Правительства РСФСР "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну" от 05.12.91 N 35 // СП Правительства РФ, 1992, N 1 - 2, ст. 7.
2.5.1. В организациях и предприятиях нового типа государственной формы собственности документирование деятельности ведется в соответствии с действующими нормами. В организациях и предприятиях негосударственных форм собственности, общественных организациях многие функции не документируются или документируются недостаточно полно и в произвольной форме <*>. Неполнота и неравномерность документирования деятельности особенно характерны для кооперативов, малых предприятий (негосударственных форм собственности), региональных отделений общественных объединений.
------------------------------------
<*> Исключение составляют учредительные, нормативные, отчетные документы, виды и формы которых согласно законодательству, уставным документам или распоряжению вышестоящего органа обязательны для организаций и предприятий любой формы собственности.
2.5.2. Независимо от формы собственности организации и предприятия осуществляют функции руководства, контроля, планирования, финансирования, учета, отчетности и др. в отношении предметов и объектов своей деятельности. Документы, образующиеся в процессе выполнения этих функций (организационно-распорядительные, плановые, учетно-отчетные), составляют управленческую документацию <*>.
------------------------------------
<*> См. Перечень типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций, предприятий, с указанием сроков хранения (М., 1989). В настоящее время положения перечня могут корректироваться с учетом состава и содержания документов организаций и предприятий нового типа.
В настоящее время количество управленческих документов сокращается (особенно плановых и отчетных), в то же время: возросло значение нормативных документов, регламентирующих все основные вопросы создания и деятельности организаций и предприятий; особую роль играют договоры (разнообразные по форме и содержанию); расширился состав и содержание протокольной документации, содержащей информацию о создании, планируемой работе, партнерах, внутренней жизни организации или предприятия (по мере стабилизации работы коммерческих организаций или предприятий в протоколах увеличивается доля информации о заработной плате, распределении прибыли и т.д.).
2.5.3. Документация, отражающая собственно производственные (в том числе и творческие) функции организаций и предприятий нового типа, содержит сведения, которые, как правило, входят в "коммерческую тайну" и недоступны для анализа <*>.
------------------------------------
<*> См. Постановление Правительства РСФСР "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну" от 05.12.91 N 35 // СП Правительства РФ, 1992, N 1 - 2, ст. 7. При согласии собственника документов передать их на государственное хранение отбор и прием осуществляются в соответствии с действующими правилами.
Документация, отражающая специфику деятельности общественных объединений, разнообразна по видам, формам документов, их содержанию. Она может быть создана в процессе деятельности организации (ее членов), собрана ею (ее членами), подарена другими организациями и гражданами.
2.6. На основании анализа связей организации или предприятия нового типа, их документирования устанавливается полнота отражения информации о деятельности данных организаций и предприятий в документах других учреждений, организаций, предприятий.
Повторяемость документной информации организаций и предприятий нового типа имеет место: прежде всего, в органах государственной власти и управления; в вышестоящих органах (для организаций и предприятий государственной формы собственности); в других организациях и предприятиях, с которыми имеются деловые связи. Преобладающая форма повторения - дублетность, характер повторения - межотраслевой, полнота повторения, как правило, незначительна (больше для организаций и предприятий государственной формы собственности). Документы организаций и предприятий нового типа, поступившие в силу действия законов управления в другие учреждения, организации, предприятия, являются составной частью их фондов, и ценная часть этих документов поступает на государственное хранение.
2.6.1. Повторяемость информации ОРД организаций и предприятий нового типа возникает уже в ходе подготовки к регистрации, а затем - самой регистрации в органах власти и управления. Учредительные документы (см. п. 2.3) находятся: в организациях или предприятиях (частично - их учредителях); в органах государственной власти, финансовых, налоговых, статистических органах. Информация об организации или предприятии нового типа, содержащаяся в ОРД, может повторяться в документах других учреждений, организаций, предприятий в результате их совместной деятельности (в решениях, протоколах, справках, переписке и др.). Форма повторяемости различна: от дублетности, характерной для учредительных документов, договоров, протоколов; цитирования - в решениях, протоколах, переписке; до обобщения - в справках, переписке,
2.6.2. В связи с изменением управления деятельностью организаций и предприятий нового типа повторяемость информации (дублетность) плановой документации, как правило, имеет место там, где существует система руководящих и подчиненных структур (концерны, корпорации и входящие в них предприятия или организации; руководящие органы общественных объединений и их региональные отделения).
2.6.3. Сведения учетно-отчетного характера организаций и предприятий нового типа повторяются (дублируются) в документах органов государственной власти и управления, средствах массовой информации.
Согласно законодательству все организации и предприятия независимо от формы собственности представляют отчеты о своей деятельности в статистические, финансовые и налоговые органы. Отчеты акционерных обществ открытого типа могут находиться также в органах печати или специальных изданиях (где должны публиковаться годовые отчеты данных обществ). Для предприятий и организаций государственной формы собственности, входящих в определенную систему, и общественных объединений повторяемость учетно-отчетной информации имеет место и в документах руководящих ими структур.
Информация отчетного характера общественных объединений может находиться и в документах органов государственной власти и управления в связи с тем, что по законодательству регистрирующий орган может посылать своих представителей для участия в заседаниях общественного объединения и, следовательно, иметь отчеты об их деятельности.
2.6.4. Документальные комплексы, созданные организациями и предприятиями нового типа, с одинаковыми организационно-правовыми формами, видами деятельности, масштабом деятельности, формами собственности, условиями деятельности на одной территории, как правило, содержат однородную (равноценную) информацию (кооперативы, товарищества, акционерные общества, совместные предприятия, арендные предприятия, малые предприятия).
2.7. Анализ основных принципов создания и деятельности организаций и предприятий нового типа, степени повторения информации об их деятельности в других организациях (см. п. п. 2.4, 2.6) позволяет провести классификацию данных организаций и предприятий по основным признакам, положенным в основу определения источников комплектования государственных архивов (см. п. 1.2).
2.7.1. Классификация организаций и предприятий нового типа по виду деятельности раскрывает, прежде всего, их принадлежность к сфере материального производства, социальной, экономической, культурной сфере, сфере услуг и др. Выделяются организации и предприятия, осуществляющие: производственную, непроизводственную, смешанную (комплексную) деятельность. Производственные осуществляют производство товаров, продукции, работ и имеют отраслевой характер (промышленные, химические, транспортные, строительные, топливно-энергетические, сельскохозяйственные и др.). Особо выделяются научные организации. Непроизводственные осуществляют инвестиционную деятельность, консультативные, посреднические, маркетинговые, сервисные, рекламные услуги и др. Смешанные (комплексные) сочетают производственные и непроизводственные виды деятельности.
Некоторые организации и предприятия по виду деятельности могут быть классифицированы по схемам, которые используются в законодательстве <*> или широко применяются на практике. Так, кооперативы классифицируются: на производственные, торгово-закупочные, общественного питания, посреднические, театральные и художественные, по производству и переработке сельскохозяйственных продуктов, производственные ученические; малые предприятия классифицируются: на промышленные, строительные, научные, производственные, непроизводственные, торговые и др.
------------------------------------
<*> См. Закон "О кооперации в СССР" от 26.05.88 // Ведомости ВС СССР, 1988, N 22, ст. 355; Указ ВС СССР от 02.09.89 "О подоходном налоге с кооперативов" // Ведомости ВС СССР, 1989, N 9, ст. 212; Постановление СМ СССР "О мерах по созданию и развитию малых предприятий" от 08.09.90 // СП Правительства СССР, 1990, N 19, ст. 101.
Общественные объединения (организации) по предмету деятельности (направлению, тематике деятельности) могут быть классифицированы на две группы: объединения широкого спектра действия (как правило, ставящие перед собой общественно-политические задачи, имеющие сложную структуру, широкий масштаб деятельности, многочисленность членов); объединения, ограничивающие свою деятельность конкретным направлением (как правило, ставящие перед собой узко-тематические задачи, имеющие небольшой масштаб деятельности, несложную структуру, небольшое число членов).
Данная классификация общественных объединений имеет общий характер и может быть детализирована: объединения общественно-политического характера; объединения по социальной защите различных групп общества (социально-благотворительные); объединения по профессиональному признаку; объединения по признаку общности интересов.
2.7.2. Классификация по организационно-правовой форме раскрывает вид (форму) организаций и предприятий нового типа. С учетом этого признака организации и предприятия подразделяются: на предприятия, товарищества, объединения предприятий <*>. Из названных групп по организационно-правовой форме далее могут быть классифицированы товарищества. Основанием для классификации является форма (вид) договора, где определяется имущественная ответственность участников (см. п. 2.4).
------------------------------------
<*> Классификация дана на основании Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" от 25.12.90 // Ведомости ВС РСФСР, 1990, N 30, ст. 418. Существуют другие более общие классификации организаций и предприятий нового типа (см. "Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик" от 31.05.91 // Ведомости ВС СССР, 1991, N 26, ст. 733).
2.7.3. При классификации по формам собственности устанавливаются организации и предприятия, созданные и функционирующие на основе: частной, государственной, муниципальной форм собственности, собственности общественных объединений и сочетании данных форм <*>. В соответствии с этим признаком концерны, корпорации до настоящего времени относились к организациям с преобладающей государственной формой собственности (независимо от форм собственности входящих в них членов) <**>. Хозяйственные ассоциации (союзы), товарищества, акционерные общества имеют коллективную форму собственности (долевую, совместную), основанную на сочетании любых форм собственности (см. п. 2.4). СП, малые предприятия, кооперативы создаются и действуют на основе любых форм собственности. Арендные предприятия имеют форму собственности арендодателя. Полные товарищества могут иметь частную форму собственности. Общественные организации осуществляют свою деятельность на основе собственности общественных объединений.
------------------------------------
<*> См. п. 2.4.4.
<**> На современном этапе становления деятельности объединений, организаций и предприятий членами концернов, корпораций являлись преимущественно организации и предприятия государственной формы собственности. В соответствии с Государственной программой приватизации они преобразуются в акционерные общества (см. Постановление ВС РФ "О введении в действие Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год" от 11.06.92 N 2980-1 // Ведомости ВС РФ, 1992, N 28, ст. 1617).
Для СП, товариществ, акционерных обществ в рамках признака формы собственности может быть проведена более детальная классификация на основании доли участия партнеров в капитале - размера уставного капитала (участие на паритетных началах - равные доли, большая или меньшая доля участия иностранного капитала, государственной, муниципальной, частной собственности, собственности общественных объединений).
2.7.4. Классификация организаций и предприятий нового типа по виду деятельности, организационно-правовой форме, форме собственности может быть дополнена классификацией по другим признакам: по масштабу деятельности организаций и предприятий (федеральные, муниципальные, республиканские (в составе Российской Федерации), краевые, областные, автономных округов, районные) <*>; по степени повторения информации о деятельности организаций и предприятий нового типа в других организациях (см. п. 2.6).
------------------------------------
<*> Общественные объединения: международные, общероссийские, межреспубликанские, межрегиональные, местные.
2.8. На основании комплексного применения критериев (см. п. 1.2) организации и предприятия нового типа <*> могут быть отнесены или не отнесены к числу источников комплектования государственных архивов. Решение принимается индивидуально по каждой организации или предприятию (их группе) <**>.
------------------------------------
<*> То же для учредителей и участников организаций и предприятий нового типа (если они сами являются организациями и предприятиями нового типа), их дочерних предприятий, филиалов, отделений, представительств.
<**> Общих примерных рекомендаций по каждому виду (организационно-правовой форме) предприятий и организаций нового типа дать нельзя. Исключение составляют: объединения предприятий, организаций - как правило, могут быть отнесены к числу источников комплектования полного приема; кооперативы - как правило, могут быть отнесены к числу источников комплектования группового выборочного приема; общественные организации - как правило, могут быть отнесены к числу источников комплектования полного приема.
2.8.1. При отнесении организаций и предприятий нового типа негосударственных форм собственности к числу источников комплектования полного приема необходимо предусмотреть возможность замены полного приема на повидовой выборочный прием, если владелец-собственник (организация или предприятие) согласен передать на государственное хранение только часть ценных документов <*>, а работники ГАС сочтут эту часть документов достаточно представительной (информационной).
------------------------------------
<*> Для общественных организаций данное решение может быть связано и с отсутствием определенных документов из-за неполноты документирования функций.
2.8.2. При отнесении организаций и предприятий нового типа к числу источников комплектования повидового выборочного приема определение видового состава документов, подлежащих приему на хранение, осуществляется в соответствии с действующими нормативно-методическими пособиями, корректируемыми с учетом современных условий деятельности данных предприятий и организаций. В состав выборочной совокупности документов в обязательном порядке должны попасть <*>: основные распорядительные, нормативные, протокольные, отчетные, аналитические документы (см. п. 2.5).
------------------------------------