(Действующий) "Отнесение организаций и предприятий нового типа к числу источников...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Организации и предприятия нового типа могут создавать дочерние предприятия, филиалы, отделения, представительства.
2.4.2. С момента регистрации все организации или предприятия нового типа (кроме полного товарищества), общественные объединения приобретают статус юридического лица.
2.4.3. Имущество организаций и предприятий нового типа формируется за счет паевых и вступительных взносов членов. Взносы могут состоять как из финансовых средств, так и материальных ценностей (зданий, сооружений, оборудования, сырья и др.). В дальнейшем имущество организации или предприятия может пополняться за счет доходов от производственной, финансовой, коммерческой и других видов деятельности. Порядок формирования имущества и имущественная ответственность членов определяются в уставе или учредительном договоре организации или предприятия (см. п. 2.4.1).
2.4.4. Организации и предприятия нового типа могут быть различных форм собственности и их сочетаний (см. п. 2.7.3). Государственная программа приватизации <*> предусматривает поэтапное разгосударствление предприятий и организаций различных отраслей народного хозяйства и в первую очередь: легкой, пищевой, строительной промышленности, промышленности стройматериалов, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, автомобильного транспорта, предприятий по производственно-техническому обслуживанию сельского хозяйства. Одним из способов приватизации является акционирование, что приведет к преобладанию предприятий со смешанной формой собственности.
------------------------------------
<*> Постановление ВС РФ "О введении в действие Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ на 1992 г." от 11 июня 1992 г. N 2980-1 // Ведомости съезда народных депутатов РФ и ВС РФ, 1992, N 28, ст. 1617.
2.4.5. Организации и предприятия нового типа могут создаваться в любой сфере деятельности (как в области материального производства, так и в непроизводственных отраслях). Организации и предприятия нового типа могут заниматься любой деятельностью (сочетать разные виды деятельности) <*>, за исключением той, что запрещена законодательством. Вид, характер и масштаб деятельности организаций и предприятий в значительной степени зависят от состава учредителей и наличия имущества (переданного им участниками или приобретенного). Если организация или предприятие не имеет основных фондов (сооружений, оборудования и т.д.) и его учредители в основном представлены: органами власти и управления, финансовыми органами (банками), общественными организациями (союзами, фондами, ассоциациями), гражданами, то они, как правило, занимаются инвестиционной, сервисной, посреднической деятельностью. Инвестиционная деятельность таких организаций и предприятий чаще всего носит межотраслевой характер, поскольку главным источником дохода являются проценты отчислений от вложенных денежных средств в программы и предприятия различных отраслей, являющихся на данный момент прибыльными или требующими развития. Если организация создавалась путем преобразования государственного предприятия и объединения (МГО, НТО, ПО) с передачей основных фондов преемнику, то характер (отраслевая направленность) и масштаб деятельности будут зависеть от состава основных фондов. Деятельность такой организации или предприятия носит, как правило, производственно-отраслевой характер (концерн, корпорация, акционерное общество, арендное предприятие).
------------------------------------
<*> При этом определенный вид деятельности преобладает (является основным).
Отраслевой (или межотраслевой) характер и региональный (или межрегиональный) масштаб деятельности определяются: составом участников или предшественников; объемом уставного фонда, характером и составом основных средств (производственной, материальной базы) организации или предприятия. Малые предприятия (товарищества, кооперативы, совместные предприятия) являются наиболее неустойчивыми коммерческими организациями, меняющими вид деятельности в зависимости от конъюнктуры рынка.
Цели, направление и масштаб деятельности общественных организаций зависят от интересов (политических, экономических, профессиональных, благотворительных, просветительских и др.) и финансовых возможностей учредителей. Характер деятельности может быть как многоплановым (политические партии, движения, фронты), так и узкотематическим (творческие, профессиональные объединения). Общественные объединения в порядке, определяемом законодательством, могут создавать коммерческие предприятия и организации, но лишь с целью материального обеспечения своих уставных задач.
2.4.6. Организации и предприятия нового типа являются, как правило, вневедомственными (кроме государственных и арендных) и работают на принципах самоуправления. Организации и предприятия нового типа не являются по отношению к участникам и учредителям вышестоящими. Учредители и участники сохраняют свою хозяйственную самостоятельность и осуществляют деятельность в соответствии с собственным уставом и положениями. Они могут входить в любые другие организации и хозяйственные объединения (кроме членов полных товариществ, кооперативов, корпораций). Централизация функций участников проводится на добровольно-договорной основе в зависимости от производственной необходимости и определяется в уставных документах. Наиболее высокая степень централизации функций управления характерна для корпораций, концернов. В остальных видах организаций и предприятий преобладают координация (хозяйственные ассоциации, товарищества, совместные предприятия) и наблюдение за деятельностью исполнительных органов (акционерные общества открытого типа). Как правило, добровольной централизации в объединениях организаций и предприятий подвергаются: функции, связанные с представительством и защитой прав и интересов участников в государственных органах власти и управления, международных организациях, правоохранительных органах (арбитраже); организация научно-исследовательских и конструкторско-технологических работ; координация взаимодействий с заказчиками; снабженческо-сбытовая деятельность; маркетинг; подготовка и переподготовка кадров. Наиболее жесткая и полная централизация функций управления характерна для корпораций, созданных путем реорганизации государственных объединений. Участники корпорации, как правило, не имеют статуса юридического лица и выступают только от имени корпорации. Их самостоятельность ограничена решением вопросов текущей производственно-хозяйственной деятельности. Жесткая централизация функций управления в корпорациях и отдельных концернах предполагает наличие отношений подчиненности (и соответствующее вертикальное движение документопотока). Современное законодательство, в частности Постановление Верховного Совета РСФСР от 11.10.91 "Об упорядочении создания и деятельности ассоциаций, концернов, корпораций и др. объединений предприятий на территории РСФСР" <*>, запретило осуществлять властные функции по отношению входящих в эти объединения предприятий и давать обязательные для исполнения указания. Отношения подчинения должны быть заменены координацией деятельности и договорными отношениями.
------------------------------------
<*> Ведомости ВС РСФСР, 1991, N 43, ст. 1373.
2.4.7. Организация управления предприятий и организаций нового типа определяется учредительными документами. В организациях и предприятиях, созданных на основах совместной и долевой собственности с большим количеством участников (хозяйственные и общественные объединения, акционерные общества открытого типа, товарищества с ограниченной ответственностью), высшим органом управления является общее собрание или конференция, съезд членов, а между собраниями - выборный совет (наблюдательный, директоров). Совет формирует исполнительный орган - правление (дирекцию, комитет, коллегию), который осуществляет руководство текущей деятельностью. В малых предприятиях, полных и смешанных товариществах, кооперативах, совместных, арендных предприятиях исполнительная власть представлена директором (генеральным, исполнительным), а высшим органом является совет или правление, куда входят все члены организации. В корпорациях исполнительная власть может быть возложена на аппарат управления одного из членов. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью исполнительных органов любых форм организаций и предприятий нового типа осуществляется ревизионной комиссией (ревизором).
2.4.8. В процессе своей деятельности организации и предприятия нового типа взаимодействуют с различными учреждениями, организациями и предприятиями, гражданами, круг которых определяется производственной необходимостью. Основой всех производственных взаимоотношений являются различные виды гражданско-правовых договоров. Отношения с органами власти и управления, правоохранительными, финансовыми, налоговыми, статистическими и другими органами строятся на основе действующего законодательства.
2.4.9. Срок деятельности организаций и предприятий нового типа определяется участниками в учредительных документах и, как правило, не имеет временных ограничений.
2.4.10. Местонахождение (территория) участников организации или предприятия в зависимости от целей создания может быть ограничено пределами государства, республики (АССР), края, области, города, района, а может и не иметь ограничений. Территориальная ограниченность характерна для малых предприятий.
2.5. Определение полноты отражения деятельности организаций и предприятий нового типа в их документах предполагает изучение документационного обеспечения управления их деятельности. В настоящее время идет процесс формирования документальных комплексов организаций и предприятий нового типа <*>.
------------------------------------
<*> Анализ документов организаций и предприятий нового типа затруднен в связи с "коммерческой тайной". См. Постановление Правительства РСФСР "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну" от 05.12.91 N 35 // СП Правительства РФ, 1992, N 1 - 2, ст. 7.
2.5.1. В организациях и предприятиях нового типа государственной формы собственности документирование деятельности ведется в соответствии с действующими нормами. В организациях и предприятиях негосударственных форм собственности, общественных организациях многие функции не документируются или документируются недостаточно полно и в произвольной форме <*>. Неполнота и неравномерность документирования деятельности особенно характерны для кооперативов, малых предприятий (негосударственных форм собственности), региональных отделений общественных объединений.
------------------------------------
<*> Исключение составляют учредительные, нормативные, отчетные документы, виды и формы которых согласно законодательству, уставным документам или распоряжению вышестоящего органа обязательны для организаций и предприятий любой формы собственности.
2.5.2. Независимо от формы собственности организации и предприятия осуществляют функции руководства, контроля, планирования, финансирования, учета, отчетности и др. в отношении предметов и объектов своей деятельности. Документы, образующиеся в процессе выполнения этих функций (организационно-распорядительные, плановые, учетно-отчетные), составляют управленческую документацию <*>.
------------------------------------
<*> См. Перечень типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций, предприятий, с указанием сроков хранения (М., 1989). В настоящее время положения перечня могут корректироваться с учетом состава и содержания документов организаций и предприятий нового типа.
В настоящее время количество управленческих документов сокращается (особенно плановых и отчетных), в то же время: возросло значение нормативных документов, регламентирующих все основные вопросы создания и деятельности организаций и предприятий; особую роль играют договоры (разнообразные по форме и содержанию); расширился состав и содержание протокольной документации, содержащей информацию о создании, планируемой работе, партнерах, внутренней жизни организации или предприятия (по мере стабилизации работы коммерческих организаций или предприятий в протоколах увеличивается доля информации о заработной плате, распределении прибыли и т.д.).
2.5.3. Документация, отражающая собственно производственные (в том числе и творческие) функции организаций и предприятий нового типа, содержит сведения, которые, как правило, входят в "коммерческую тайну" и недоступны для анализа <*>.
------------------------------------
<*> См. Постановление Правительства РСФСР "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну" от 05.12.91 N 35 // СП Правительства РФ, 1992, N 1 - 2, ст. 7. При согласии собственника документов передать их на государственное хранение отбор и прием осуществляются в соответствии с действующими правилами.
Документация, отражающая специфику деятельности общественных объединений, разнообразна по видам, формам документов, их содержанию. Она может быть создана в процессе деятельности организации (ее членов), собрана ею (ее членами), подарена другими организациями и гражданами.
2.6. На основании анализа связей организации или предприятия нового типа, их документирования устанавливается полнота отражения информации о деятельности данных организаций и предприятий в документах других учреждений, организаций, предприятий.
Повторяемость документной информации организаций и предприятий нового типа имеет место: прежде всего, в органах государственной власти и управления; в вышестоящих органах (для организаций и предприятий государственной формы собственности); в других организациях и предприятиях, с которыми имеются деловые связи. Преобладающая форма повторения - дублетность, характер повторения - межотраслевой, полнота повторения, как правило, незначительна (больше для организаций и предприятий государственной формы собственности). Документы организаций и предприятий нового типа, поступившие в силу действия законов управления в другие учреждения, организации, предприятия, являются составной частью их фондов, и ценная часть этих документов поступает на государственное хранение.
2.6.1. Повторяемость информации ОРД организаций и предприятий нового типа возникает уже в ходе подготовки к регистрации, а затем - самой регистрации в органах власти и управления. Учредительные документы (см. п. 2.3) находятся: в организациях или предприятиях (частично - их учредителях); в органах государственной власти, финансовых, налоговых, статистических органах. Информация об организации или предприятии нового типа, содержащаяся в ОРД, может повторяться в документах других учреждений, организаций, предприятий в результате их совместной деятельности (в решениях, протоколах, справках, переписке и др.). Форма повторяемости различна: от дублетности, характерной для учредительных документов, договоров, протоколов; цитирования - в решениях, протоколах, переписке; до обобщения - в справках, переписке,
2.6.2. В связи с изменением управления деятельностью организаций и предприятий нового типа повторяемость информации (дублетность) плановой документации, как правило, имеет место там, где существует система руководящих и подчиненных структур (концерны, корпорации и входящие в них предприятия или организации; руководящие органы общественных объединений и их региональные отделения).
2.6.3. Сведения учетно-отчетного характера организаций и предприятий нового типа повторяются (дублируются) в документах органов государственной власти и управления, средствах массовой информации.
Согласно законодательству все организации и предприятия независимо от формы собственности представляют отчеты о своей деятельности в статистические, финансовые и налоговые органы. Отчеты акционерных обществ открытого типа могут находиться также в органах печати или специальных изданиях (где должны публиковаться годовые отчеты данных обществ). Для предприятий и организаций государственной формы собственности, входящих в определенную систему, и общественных объединений повторяемость учетно-отчетной информации имеет место и в документах руководящих ими структур.
Информация отчетного характера общественных объединений может находиться и в документах органов государственной власти и управления в связи с тем, что по законодательству регистрирующий орган может посылать своих представителей для участия в заседаниях общественного объединения и, следовательно, иметь отчеты об их деятельности.
2.6.4. Документальные комплексы, созданные организациями и предприятиями нового типа, с одинаковыми организационно-правовыми формами, видами деятельности, масштабом деятельности, формами собственности, условиями деятельности на одной территории, как правило, содержат однородную (равноценную) информацию (кооперативы, товарищества, акционерные общества, совместные предприятия, арендные предприятия, малые предприятия).
2.7. Анализ основных принципов создания и деятельности организаций и предприятий нового типа, степени повторения информации об их деятельности в других организациях (см. п. п. 2.4, 2.6) позволяет провести классификацию данных организаций и предприятий по основным признакам, положенным в основу определения источников комплектования государственных архивов (см. п. 1.2).
2.7.1. Классификация организаций и предприятий нового типа по виду деятельности раскрывает, прежде всего, их принадлежность к сфере материального производства, социальной, экономической, культурной сфере, сфере услуг и др. Выделяются организации и предприятия, осуществляющие: производственную, непроизводственную, смешанную (комплексную) деятельность. Производственные осуществляют производство товаров, продукции, работ и имеют отраслевой характер (промышленные, химические, транспортные, строительные, топливно-энергетические, сельскохозяйственные и др.). Особо выделяются научные организации. Непроизводственные осуществляют инвестиционную деятельность, консультативные, посреднические, маркетинговые, сервисные, рекламные услуги и др. Смешанные (комплексные) сочетают производственные и непроизводственные виды деятельности.
Некоторые организации и предприятия по виду деятельности могут быть классифицированы по схемам, которые используются в законодательстве <*> или широко применяются на практике. Так, кооперативы классифицируются: на производственные, торгово-закупочные, общественного питания, посреднические, театральные и художественные, по производству и переработке сельскохозяйственных продуктов, производственные ученические; малые предприятия классифицируются: на промышленные, строительные, научные, производственные, непроизводственные, торговые и др.
------------------------------------
<*> См. Закон "О кооперации в СССР" от 26.05.88 // Ведомости ВС СССР, 1988, N 22, ст. 355; Указ ВС СССР от 02.09.89 "О подоходном налоге с кооперативов" // Ведомости ВС СССР, 1989, N 9, ст. 212; Постановление СМ СССР "О мерах по созданию и развитию малых предприятий" от 08.09.90 // СП Правительства СССР, 1990, N 19, ст. 101.
Общественные объединения (организации) по предмету деятельности (направлению, тематике деятельности) могут быть классифицированы на две группы: объединения широкого спектра действия (как правило, ставящие перед собой общественно-политические задачи, имеющие сложную структуру, широкий масштаб деятельности, многочисленность членов); объединения, ограничивающие свою деятельность конкретным направлением (как правило, ставящие перед собой узко-тематические задачи, имеющие небольшой масштаб деятельности, несложную структуру, небольшое число членов).
Данная классификация общественных объединений имеет общий характер и может быть детализирована: объединения общественно-политического характера; объединения по социальной защите различных групп общества (социально-благотворительные); объединения по профессиональному признаку; объединения по признаку общности интересов.
2.7.2. Классификация по организационно-правовой форме раскрывает вид (форму) организаций и предприятий нового типа. С учетом этого признака организации и предприятия подразделяются: на предприятия, товарищества, объединения предприятий <*>. Из названных групп по организационно-правовой форме далее могут быть классифицированы товарищества. Основанием для классификации является форма (вид) договора, где определяется имущественная ответственность участников (см. п. 2.4).
------------------------------------
<*> Классификация дана на основании Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" от 25.12.90 // Ведомости ВС РСФСР, 1990, N 30, ст. 418. Существуют другие более общие классификации организаций и предприятий нового типа (см. "Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик" от 31.05.91 // Ведомости ВС СССР, 1991, N 26, ст. 733).