Действующий
При отсутствии в дорожных хозяйствах специальных рассолораспределительных машин для розлива жидких хлоридов нужно использовать поливомоечные машины или пригодные для этих целей емкости, устанавливаемые в кузове автомобиля. Цистерны необходимо оборудовать распределительным устройством, изготавливаемым собственными силами. Оно крепится на раме сзади машины.
Наиболее простой вариант распределительного устройства - металлическая труба, соединяющаяся с краном на отводе цистерны поливомоечной машины резиновым шлангом (см. рисунок). Жидкие хлориды разливают через 16 съемных форсунок (внутренний диаметр 5 и 8 мм), которые ввинчивают в равномерно распределенные по трубе отверстия.
Расход рассола зависит в основном от диаметра форсунок и скорости движения машины. Приближенное определение величины розлива рассола при разных скоростях движения машины осуществляют следующим образом. На пути движения машины ставится противень размером 1000 х 1000 х 20 мм. Автомобиль с фиксированной скоростью проходит так, чтобы противень остался между колесами. Попавший в противень рассол сливают в мерную мензурку и определяют его расход на 1 площади покрытия при заданной скорости. Определение производят при разных скоростях машины и по полученным данным составляют таблицу расхода.

Распределительное устройство к поливомоечной машине для розлива жидких хлоридов:

Приложение 8

Технические характеристики распределителей твердых и жидких противогололедных материалов

┌────────────────┬──────────────┬───────┬───────┬─────────────────┬───────┬──────────────┐
│ Машины │Базовое шасси │Вмести-│Ширина │Средняя плотность│Рабочая│Масса машины, │
│ │ │ мость │посып- │ посыпки │ ско- │ т │
│ │ │кузова,│ ки, м │ │рость, │ │
│ │ │ м3 │ │ │ км/ч │ │
├────────────────┼──────────────┼───────┼───────┼─────────────────┼───────┼──────────────┤
│Комбинированная │ЗИЛ-133ГЯ │ 4,6 │ 8 │0,02 - 0,04 л/м2 │ До 30 │ 15,17 │
│дорожная машина│ │ │ │ │ │ │
│ЭД-403М │ │ │ │ │ │ │
├────────────────┴──────────────┴───────┴───────┴─────────────────┴───────┴──────────────┤
│ Завод-изготовитель: Смоленский опытно-экспериментальный завод │
├────────────────┬──────────────┬───────┬───────┬─────────────────┬───────┬──────────────┤
│Распределитель │ЗИЛ-133ГЯ │ 4,2 │ 10,6 │0,026 - 0,15 л/м2│ До 30 │ 17,8 │
│противогололед- │ │ │ │ │ │ │
│ных материалов│ │ │ │ │ │ │
│ЭД-207 │ │ │ │ │ │ │
├────────────────┴──────────────┴───────┴───────┴─────────────────┴───────┴──────────────┤
│ Завод-изготовитель: Мамонтовский опытно-экспериментальный завод │
├────────────────┬──────────────┬───────┬───────┬─────────────────┬───────┬──────────────┤
│Универсальный │ГАЗ-53А │ 2,2 │ 9,5 │0,1 - 0,4; 0,01 -│ До 20 │ 4,05 │
│разбрасыватель │ │ │ │0,02 л/м2 │ │(без загрузки)│
│КО-104А │ │ │ │ │ │ │
├────────────────┴──────────────┴───────┴───────┴─────────────────┴───────┴──────────────┤
│ Завод-изготовитель: Арзамасский завод коммунального машиностроения │
├────────────────┬──────────────┬───────┬───────┬─────────────────┬───────┬──────────────┤
│Универсальный │ЗИЛ-130АН │ 2,7 │ 9,0 │ - │ До 30 │ 11 │
│разбрасыватель │ │ │ │ │ │ │
│КО-105 │ │ │ │ │ │ │
├────────────────┴──────────────┴───────┴───────┴─────────────────┴───────┴──────────────┤
│ Завод-изготовитель: Мценский завод коммунального машиностроения │
├────────────────┬──────────────┬───────┬───────┬─────────────────┬───────┬──────────────┤
│Комбинированная │ЗИЛ-130 │ 3,25 │6 - 8,5│ 0,02 - 0,6 л/м2 │ До 20 │ 5,9 │
│дорожная машина│ │ │ │ │ │(без загрузки)│
│КДМ-130Б │ │ │ │ │ │ │
├────────────────┴──────────────┴───────┴───────┴─────────────────┴───────┴──────────────┤
│ Завод-изготовитель: Смоленский опытно-экспериментальный завод │
├────────────────┬──────────────┬───────┬───────┬─────────────────┬───────┬──────────────┤
│Комбинированная │КамАЗ-53213 │ 6,5 │ 8,0 │0,25 - 0,4; 0,015│ - │ 20,5 │
│машина КО-802 │ │ │ │- 0,035 кг/м2 │ │ │
├────────────────┴──────────────┴───────┴───────┴─────────────────┴───────┴──────────────┤
│ Завод-изготовитель: Мценский завод коммунального машиностроения │
├────────────────┬──────────────┬───────┬───────┬─────────────────┬───────┬──────────────┤
│Разбрасыватель │Т-40А │ 2,2 │ 8,5 │0,16 - 0,4; 0,01 │ До 10 │ 5,76 │
│универсальный │ │ │ │- 0,015 кг/м2 │ │(без загрузки)│
│прицепной к│ │ │ │ │ │ │
│машине КО-705Б,│ │ │ │ │ │ │
│КО-705УРА │ │ │ │ │ │ │
├────────────────┴──────────────┴───────┴───────┴─────────────────┴───────┴──────────────┤
│ Завод-изготовитель: Турбовский машиностроительный завод │
├────────────────┬──────────────┬───────┬───────┬─────────────────┬───────┬──────────────┤
│Оборудование для│ЗИЛ-130 │ 6,0 │ 3,5 │0,02 - 0,32 л/м2 │ До 30 │ 5,9 │
│распределения │ │ │ │ │ │(без загрузки)│
│жидких │ │ │ │ │ │ │
│материалов │ │ │ │ │ │ │
│ЭД-404 │ │ │ │ │ │ │
├────────────────┴──────────────┴───────┴───────┴─────────────────┴───────┴──────────────┤
│ Завод-изготовитель: Смоленский опытно-экспериментальный завод │
└────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Приложение 9

Пособие по организации метеорологических постов в дорожно-эксплуатационных организациях для обеспечения эффективной борьбы с зимней скользкостью на автомобильных дорогах

1. Общие положения

1.1. Пособие разработано для дорожно-эксплуатационных организаций, которые обслуживают автомобильные дороги с твердым покрытием и осуществляют борьбу с зимней скользкостью с помощью хлоридов. Оно предназначено для обеспечения химического способа борьбы с зимней скользкостью метеорологическими данными и предусматривает повышение технико-экономической эффективности зимнего содержания дорог.
1.2. Цель использования метеорологических материалов достигается путем:
установления соответствующей технологии работ на основе оценки состояния проезжей части дороги;
определения обоснованных норм распределения противогололедных хлоридов при каждом случае образования скользкости;
накопления и обобщения объективных данных о метеорологических условиях на обслуживаемом участке дороги для установления календарной продолжительности работ и их режима по срокам;
установления степени напряженности работ по периодам;
получения информации, позволяющей сделать заключение о наличии или отсутствии зимней скользкости на дорогах в период возникновения дорожно-транспортного происшествия;
осуществления контроля работ по зимнему содержанию автомобильных дорог.
1.3. Сбор метеорологической информации, необходимой для обеспечения работ по борьбе с зимней скользкостью, осуществляется следующими способами:
инструментальными наблюдениями непосредственно на площадке метеопоста;
визуальными наблюдениями за состоянием погоды и дороги;
путем приема сводки погоды, передаваемой по государственным каналам связи.
1.4. Устройство дорожных метеопостов осуществляется на средства и силами дорожно-эксплуатационных организаций. Наблюдения, анализ полученных метеоматериалов, принятие практических решений и регистрация материалов наблюдений производятся работниками этих же организаций.
1.5. По всем вопросам методического характера, которые могут возникнуть в процессе организации или работы дорожного метеопоста, а также по вопросам проверки метеорологических приборов следует обращаться в ближайший орган гидрометеорологической службы - в территориальное управление по гидрометеорологии и контролю природной среды или на гидрометеорологическую станцию.

2. Влияние метеорологических факторов на эффективность борьбы с зимней скользкостью

2.1. Зимняя скользкость в большинстве случаев появляется на дорожных покрытиях в результате выпадения осадков (твердых и жидких) при отрицательных температурах. Реже образование скользкости отмечается при конденсации водяных паров или за счет замерзания дождевой или талой воды при переходе температуры через 0°С от положительного значения к отрицательному. В связи с этим к метеорологическим факторам, непосредственно взаимосвязанным с образованием скользкости и которые необходимо обязательно учитывать при распределении хлоридов, относятся температура воздуха, осадки и косвенным образом ветер.

Рис.1. Зависимость количества расплавляемого льда хлористым натрием 1 и хлористым кальцием 2 от температуры

2.2. От температуры зависит норма распределения хлоридов. Чем ниже температура, тем больше расход вещества, так как у всех противогололедных хлоридов с понижением температуры количество льда, расплавляемого единицей того или иного вещества, заметно уменьшается (рис.1).
2.3. Замер количества выпавших осадков необходим с целью установления норм распределения хлоридов при каждом конкретном случае их выпадения (соответственно и образования скользкости), а также для обоснованного определения потребности противогололедных материалов.
Наряду с инструментальными наблюдениями за количеством выпавших осадков требуется отмечать визуальным путем вид осадков (твердые и жидкие), форму их накопления на дорожном покрытии (снег или лед). Необходимо также отмечать время начала и конца выпадения осадков.
Наблюдения за видом осадков (см. п.4.8) обеспечивают выбор технологии работ, а фиксирование времени начала и конца выпадения осадков дает возможность собрать данные о продолжительности образования скользкости, количестве ее случаев за год, месяц и др.
2.4. Количественные показатели скорости и направления ветра характеризуют степень заносимости автомобильной дороги на участках, систематически подвергающихся заносам. При превышении критического значения скорости ветра (6 - 8 м/с) на снегозаносимых участках назначают расчистку заносов, а если ветер слабый или вообще не отмечается, то при снегопаде дорогу на всей протяженности обслуживаемого участка сначала обрабатывают хлоридами, а затем расчищают.

3. Организация дорожного метеорологического поста

3.1. Дорожные метеорологические посты являются составной частью производственного контроля качества работ по зимнему содержанию дорог. Они размещаются в непосредственной близости от дороги на территории дорожных административно-жилых и производственных комплексов.
3.2. Метеорологическую площадку располагают на открытом месте вдали от водных объектов и удаляют от невысоких отдельных препятствий (небольших одноэтажных построек, отдельных деревьев и т.д.) на расстояние не меньше 10-кратной высоты этих препятствий, а от значительных по протяженности препятствий (леса, больших групп построек, глубоких изломов рельефа) - на расстояние не меньше 20-кратной высоты этих препятствий. Метеорологическая площадка имеет форму прямоугольника размером 9 х 12 м.
Метеорологическую площадку огораживают сеткой (с ячейками 10 х 10 см), натянутой на металлические рамы. Рамы укрепляют на столбах высотой 1,2 - 1,5 м. Калитку для прохода на площадку устраивают с любой стороны ограды, кроме южной. По площадке разрешается ходить по постоянно проложенным дорожкам.
3.3. Метеорологическую площадку следует всегда содержать в чистоте, не нарушая по возможности естественного покрова. При обнаружении каких-либо неисправностей (разрушение ограды, поломка подставок и т.д.) их необходимо немедленно устранить. При равномерном залегании снежного покрова расчищать дорожки от снега не следует. Сугробы высотой выше 60 см необходимо срезать и убирать за пределы площадки. Снег с крыши и стенок будки и с планок осадкомера требуется удалять до выполнения наблюдений.
3.4. Метеорологическая площадка оснащается следующими приборами:
флюгером с легкой доской для определения скорости и направления ветра;
спиртовым термометром ТМ-9 или ртутным термометром ТМ-3 для измерения температуры воздуха;
осадкомером Третьякова для измерения количества осадков;
метеорологической будкой Селянинова.
3.5. Для регистрации температуры воздуха используются жидкостные срочные термометры. Жидкостный термометр представляет собой небольшой стеклянный сосуд (резервуар), к которому припаяна стеклянная трубка с очень тонким каналом (капиллярная). Резервуар и часть капилляра наполнена жидкостью, сзади капилляра расположена шкала в виде пластинки из молочного стекла с нанесенными на ней градусными делениями с точностью 0,5°C. Жидкостный термометр имеет стеклянную оправу (оболочку), защищающую капилляр и шкалу от повреждений. Шкала нижним концом упирается в специальный выступ (седло), верхняя часть шкалы укрепляется с помощью специальных пробок.
При повышении или понижении температуры столбик жидкости в капилляре термометра соответственно становится длиннее или короче.
3.6. Метеорологическая будка Селянинова (рис.2) служит для защиты термометров от непосредственного воздействия на них солнечных лучей, осадков, сильных порывов ветра, теплового излучения окружающих предметов и почвы. Остов будки изготавливают из двух нижних досок и одной верхней, укрепленных в нижней раме. Стенки будки состоят из рамы и планок, образующих жалюзи, которые закрепляют в боковых стенках под углом 60° к горизонту, а в передней и задней - под углом 40°. Боковые стенки состоят из шести планок каждая, передняя - из пяти, задняя - из трех. Передняя стенка укреплена на нижней части рамы с помощью петель и служит дверцей, которая откидывается вниз и закрепляется на верхней части рамы двумя крючками. Жалюзи не должны выступать за раму. Потолок состоит из досок, соединенных между собой в шип; крыша также состоит из досок, соединенных между собой в шип, прикрепленных посредством металлических пластин к остову будки. Потолок и крыша наклонены в сторону задней стенки. Крыша выдается со всех сторон будки и укреплена над потолком так, чтобы между ней и потолком свободно проходил воздух.
Для установки термометров служит специальный штатив, состоящий из четырех планок. Боковые планки имеют вид трапеции, на наклонной стороне каждой планки сделаны вырезы (гнезда) для термометров. Штатив крепится к полу будки.
Все части будки с внутренней и наружной сторон, штатив и подставка окрашиваются белой масляной краской.
3.7. Комплект осадкомера Третьякова (рис.3) состоит из двух металлических сосудов (ведер) для сбора осадков, крышек к ним, а также тагана укосин (3 - 4 шт.), кольцевого прута, планочной ветровой защиты и двух измерительных стаканов (одни стакан запасной).
Сосуд для сбора осадков имеет форму цилиндра, приемная площадь цилиндра 200 . Внутри сосуда впаяна диафрагма, имеющая форму усеченного конуса, с отверстием для стока. С внешней стороны припаян носок для слива собранных осадков. Носок закрывается колпачком, прикрепленным к осадкомерному сосуду цепочкой. Сосуд устанавливается в тагане на лапах, имеющихся на внутренней стороне тагана.
Ветровая защита осадкомера состоит из 15 планок, имеющих форму равнобедренной трапеции. Планки изогнуты по специальному шаблону. Верхние концы планок отогнуты во внешнюю сторону, в собранном осадкомере они находятся в одной горизонтальной плоскости. Планки имеют вырубки с ушками, сквозь которые проходит металлическое кольцо. Кольцо с планками крепится к столбу, на котором устраивается осадкомер. Планки расположены на равных расстояниях друг от друга и стянуты между собой вверху и внизу цепочками.