Действующий
Экономически целесообразные расстояния между базами противогололедных материалов и потребное количество распределителей (на 100 км дороги) в зависимости от сроков ликвидации зимней скользкости
┌─────────────┬─────┬───────────────────────────────────────────────────┐
│ Исходный │Число│ Сроки ликвидации зимней скользкости, ч │
│ материал │полос├────────┬─────────┬───────┬──────┬────────┬────────┤
│ │дви- │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │
│ │жения│ │ │ │ │ │ │
├─────────────┼─────┼────────┼─────────┼───────┼──────┼────────┼────────┤
│Пескосоляная │ 2 │25/17,6 │ 30/10,3 │35/7,9 │35/5,9│ 40/5,3 │ 40/4,4 │
│смесь (расход├─────┼────────┼─────────┼───────┼──────┼────────┼────────┤
│ 0,3 кг/м2) │ 3 │20/11,5 │ 25/6,8 │25/4,5 │30/3,9│ 30/3,1 │ 30/2,6 │
│ ├─────┼────────┼─────────┼───────┼──────┼────────┼────────┤
│ │ 4 │ 15/9,1 │ 20/5,3 │25/4,0 │25/3,0│ 25/2,4 │ 30/2,2 │
│ ├─────┼────────┼─────────┼───────┼──────┼────────┼────────┤
│ │ 6 │ 15/9,6 │ 15/4,8 │20/3,5 │20/2,6│ 20/2,1 │ 20/1,7 │
│ ├─────┼────────┼─────────┼───────┼──────┼────────┼────────┤
│ │ 8 │10/10,3 │ 15/5,4 │15/3,6 │15/2,7│ 20/2,3 │ 20/1,9 │
├─────────────┼─────┼────────┼─────────┼───────┼──────┼────────┼────────┤
│ Химические │ 2 │ 65/7,4 │ 80/4,3 │90/3,1 │95/2,5│100/2,0 │100/1,7 │
│ вещества ├─────┼────────┼─────────┼───────┼──────┼────────┼────────┤
│(расход 0,04 │ 3 │ 50/5,9 │ 65/3,3 │70/2,3 │75/1,8│ 80/1,5 │ 85/1,3 │
│ кг/м2) ├─────┼────────┼─────────┼───────┼──────┼────────┼────────┤
│ │ 4 │ 45/6,0 │ 55/3,2 │60/2,2 │65/1,7│ 70/1,4 │ 75/1,2 │
│ ├─────┼────────┼─────────┼───────┼──────┼────────┼────────┤
│ │ 6 │ 35/7,2 │ 45/3,6 │50/2,5 │50/1,9│ 55/1,5 │ 60/1,3 │
│ ├─────┼────────┼─────────┼───────┼──────┼────────┼────────┤
│ │ 8 │ 30/8,9 │ 35/4,5 │40/3,0 │45/2,3│ 45/1,8 │ 50/1,5 │
└─────────────┴─────┴────────┴─────────┴───────┴──────┴────────┴────────┘
Примечание. В числителе - экономически целесообразные расстояния между базами (км), в знаменателе - потребное количество распределителей (шт.).
При отсутствии в дорожных хозяйствах специальных рассолораспределительных машин для розлива жидких хлоридов нужно использовать поливомоечные машины или пригодные для этих целей емкости, устанавливаемые в кузове автомобиля. Цистерны необходимо оборудовать распределительным устройством, изготавливаемым собственными силами. Оно крепится на раме сзади машины.
Наиболее простой вариант распределительного устройства - металлическая труба, соединяющаяся с краном на отводе цистерны поливомоечной машины резиновым шлангом (см. рисунок). Жидкие хлориды разливают через 16 съемных форсунок (внутренний диаметр 5 и 8 мм), которые ввинчивают в равномерно распределенные по трубе отверстия.
Расход рассола зависит в основном от диаметра форсунок и скорости движения машины. Приближенное определение величины розлива рассола при разных скоростях движения машины осуществляют следующим образом. На пути движения машины ставится противень размером 1000 х 1000 х 20 мм. Автомобиль с фиксированной скоростью проходит так, чтобы противень остался между колесами. Попавший в противень рассол сливают в мерную мензурку и определяют его расход на 1 площади покрытия при заданной скорости. Определение производят при разных скоростях машины и по полученным данным составляют таблицу расхода.
┌────────────────┬──────────────┬───────┬───────┬─────────────────┬───────┬──────────────┐
│ Машины │Базовое шасси │Вмести-│Ширина │Средняя плотность│Рабочая│Масса машины, │
│ │ │ мость │посып- │ посыпки │ ско- │ т │
│ │ │кузова,│ ки, м │ │рость, │ │
│ │ │ м3 │ │ │ км/ч │ │
├────────────────┼──────────────┼───────┼───────┼─────────────────┼───────┼──────────────┤
│Комбинированная │ЗИЛ-133ГЯ │ 4,6 │ 8 │0,02 - 0,04 л/м2 │ До 30 │ 15,17 │
│дорожная машина│ │ │ │ │ │ │
│ЭД-403М │ │ │ │ │ │ │
├────────────────┴──────────────┴───────┴───────┴─────────────────┴───────┴──────────────┤
│ Завод-изготовитель: Смоленский опытно-экспериментальный завод │
├────────────────┬──────────────┬───────┬───────┬─────────────────┬───────┬──────────────┤
│Распределитель │ЗИЛ-133ГЯ │ 4,2 │ 10,6 │0,026 - 0,15 л/м2│ До 30 │ 17,8 │
│противогололед- │ │ │ │ │ │ │
│ных материалов│ │ │ │ │ │ │
│ЭД-207 │ │ │ │ │ │ │
├────────────────┴──────────────┴───────┴───────┴─────────────────┴───────┴──────────────┤
│ Завод-изготовитель: Мамонтовский опытно-экспериментальный завод │
├────────────────┬──────────────┬───────┬───────┬─────────────────┬───────┬──────────────┤
│Универсальный │ГАЗ-53А │ 2,2 │ 9,5 │0,1 - 0,4; 0,01 -│ До 20 │ 4,05 │
│разбрасыватель │ │ │ │0,02 л/м2 │ │(без загрузки)│
│КО-104А │ │ │ │ │ │ │
├────────────────┴──────────────┴───────┴───────┴─────────────────┴───────┴──────────────┤
│ Завод-изготовитель: Арзамасский завод коммунального машиностроения │
├────────────────┬──────────────┬───────┬───────┬─────────────────┬───────┬──────────────┤
│Универсальный │ЗИЛ-130АН │ 2,7 │ 9,0 │ - │ До 30 │ 11 │
│разбрасыватель │ │ │ │ │ │ │
│КО-105 │ │ │ │ │ │ │
├────────────────┴──────────────┴───────┴───────┴─────────────────┴───────┴──────────────┤
│ Завод-изготовитель: Мценский завод коммунального машиностроения │
├────────────────┬──────────────┬───────┬───────┬─────────────────┬───────┬──────────────┤
│Комбинированная │ЗИЛ-130 │ 3,25 │6 - 8,5│ 0,02 - 0,6 л/м2 │ До 20 │ 5,9 │
│дорожная машина│ │ │ │ │ │(без загрузки)│
│КДМ-130Б │ │ │ │ │ │ │
├────────────────┴──────────────┴───────┴───────┴─────────────────┴───────┴──────────────┤
│ Завод-изготовитель: Смоленский опытно-экспериментальный завод │
├────────────────┬──────────────┬───────┬───────┬─────────────────┬───────┬──────────────┤
│Комбинированная │КамАЗ-53213 │ 6,5 │ 8,0 │0,25 - 0,4; 0,015│ - │ 20,5 │
│машина КО-802 │ │ │ │- 0,035 кг/м2 │ │ │
├────────────────┴──────────────┴───────┴───────┴─────────────────┴───────┴──────────────┤
│ Завод-изготовитель: Мценский завод коммунального машиностроения │
├────────────────┬──────────────┬───────┬───────┬─────────────────┬───────┬──────────────┤
│Разбрасыватель │Т-40А │ 2,2 │ 8,5 │0,16 - 0,4; 0,01 │ До 10 │ 5,76 │
│универсальный │ │ │ │- 0,015 кг/м2 │ │(без загрузки)│
│прицепной к│ │ │ │ │ │ │
│машине КО-705Б,│ │ │ │ │ │ │
│КО-705УРА │ │ │ │ │ │ │
├────────────────┴──────────────┴───────┴───────┴─────────────────┴───────┴──────────────┤
│ Завод-изготовитель: Турбовский машиностроительный завод │
├────────────────┬──────────────┬───────┬───────┬─────────────────┬───────┬──────────────┤
│Оборудование для│ЗИЛ-130 │ 6,0 │ 3,5 │0,02 - 0,32 л/м2 │ До 30 │ 5,9 │
│распределения │ │ │ │ │ │(без загрузки)│
│жидких │ │ │ │ │ │ │
│материалов │ │ │ │ │ │ │
│ЭД-404 │ │ │ │ │ │ │
├────────────────┴──────────────┴───────┴───────┴─────────────────┴───────┴──────────────┤
│ Завод-изготовитель: Смоленский опытно-экспериментальный завод │
└────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Пособие по организации метеорологических постов в дорожно-эксплуатационных организациях для обеспечения эффективной борьбы с зимней скользкостью на автомобильных дорогах
1.1. Пособие разработано для дорожно-эксплуатационных организаций, которые обслуживают автомобильные дороги с твердым покрытием и осуществляют борьбу с зимней скользкостью с помощью хлоридов. Оно предназначено для обеспечения химического способа борьбы с зимней скользкостью метеорологическими данными и предусматривает повышение технико-экономической эффективности зимнего содержания дорог.
определения обоснованных норм распределения противогололедных хлоридов при каждом случае образования скользкости;
накопления и обобщения объективных данных о метеорологических условиях на обслуживаемом участке дороги для установления календарной продолжительности работ и их режима по срокам;
получения информации, позволяющей сделать заключение о наличии или отсутствии зимней скользкости на дорогах в период возникновения дорожно-транспортного происшествия;
1.3. Сбор метеорологической информации, необходимой для обеспечения работ по борьбе с зимней скользкостью, осуществляется следующими способами:
1.4. Устройство дорожных метеопостов осуществляется на средства и силами дорожно-эксплуатационных организаций. Наблюдения, анализ полученных метеоматериалов, принятие практических решений и регистрация материалов наблюдений производятся работниками этих же организаций.
1.5. По всем вопросам методического характера, которые могут возникнуть в процессе организации или работы дорожного метеопоста, а также по вопросам проверки метеорологических приборов следует обращаться в ближайший орган гидрометеорологической службы - в территориальное управление по гидрометеорологии и контролю природной среды или на гидрометеорологическую станцию.
2.1. Зимняя скользкость в большинстве случаев появляется на дорожных покрытиях в результате выпадения осадков (твердых и жидких) при отрицательных температурах. Реже образование скользкости отмечается при конденсации водяных паров или за счет замерзания дождевой или талой воды при переходе температуры через 0°С от положительного значения к отрицательному. В связи с этим к метеорологическим факторам, непосредственно взаимосвязанным с образованием скользкости и которые необходимо обязательно учитывать при распределении хлоридов, относятся температура воздуха, осадки и косвенным образом ветер.
Рис.1. Зависимость количества расплавляемого льда хлористым натрием 1 и хлористым кальцием 2 от температуры
рис.1).
2.2. От температуры зависит норма распределения хлоридов. Чем ниже температура, тем больше расход вещества, так как у всех противогололедных хлоридов с понижением температуры количество льда, расплавляемого единицей того или иного вещества, заметно уменьшается ( 2.3. Замер количества выпавших осадков необходим с целью установления норм распределения хлоридов при каждом конкретном случае их выпадения (соответственно и образования скользкости), а также для обоснованного определения потребности противогололедных материалов.
Наряду с инструментальными наблюдениями за количеством выпавших осадков требуется отмечать визуальным путем вид осадков (твердые и жидкие), форму их накопления на дорожном покрытии (снег или лед). Необходимо также отмечать время начала и конца выпадения осадков.
Наблюдения за видом осадков (см. п.4.8) обеспечивают выбор технологии работ, а фиксирование времени начала и конца выпадения осадков дает возможность собрать данные о продолжительности образования скользкости, количестве ее случаев за год, месяц и др.
2.4. Количественные показатели скорости и направления ветра характеризуют степень заносимости автомобильной дороги на участках, систематически подвергающихся заносам. При превышении критического значения скорости ветра (6 - 8 м/с) на снегозаносимых участках назначают расчистку заносов, а если ветер слабый или вообще не отмечается, то при снегопаде дорогу на всей протяженности обслуживаемого участка сначала обрабатывают хлоридами, а затем расчищают.
3.1. Дорожные метеорологические посты являются составной частью производственного контроля качества работ по зимнему содержанию дорог. Они размещаются в непосредственной близости от дороги на территории дорожных административно-жилых и производственных комплексов.
3.2. Метеорологическую площадку располагают на открытом месте вдали от водных объектов и удаляют от невысоких отдельных препятствий (небольших одноэтажных построек, отдельных деревьев и т.д.) на расстояние не меньше 10-кратной высоты этих препятствий, а от значительных по протяженности препятствий (леса, больших групп построек, глубоких изломов рельефа) - на расстояние не меньше 20-кратной высоты этих препятствий. Метеорологическая площадка имеет форму прямоугольника размером 9 х 12 м.
Метеорологическую площадку огораживают сеткой (с ячейками 10 х 10 см), натянутой на металлические рамы. Рамы укрепляют на столбах высотой 1,2 - 1,5 м. Калитку для прохода на площадку устраивают с любой стороны ограды, кроме южной. По площадке разрешается ходить по постоянно проложенным дорожкам.
3.3. Метеорологическую площадку следует всегда содержать в чистоте, не нарушая по возможности естественного покрова. При обнаружении каких-либо неисправностей (разрушение ограды, поломка подставок и т.д.) их необходимо немедленно устранить. При равномерном залегании снежного покрова расчищать дорожки от снега не следует. Сугробы высотой выше 60 см необходимо срезать и убирать за пределы площадки. Снег с крыши и стенок будки и с планок осадкомера требуется удалять до выполнения наблюдений.
3.5. Для регистрации температуры воздуха используются жидкостные срочные термометры. Жидкостный термометр представляет собой небольшой стеклянный сосуд (резервуар), к которому припаяна стеклянная трубка с очень тонким каналом (капиллярная). Резервуар и часть капилляра наполнена жидкостью, сзади капилляра расположена шкала в виде пластинки из молочного стекла с нанесенными на ней градусными делениями с точностью 0,5°C. Жидкостный термометр имеет стеклянную оправу (оболочку), защищающую капилляр и шкалу от повреждений. Шкала нижним концом упирается в специальный выступ (седло), верхняя часть шкалы укрепляется с помощью специальных пробок.
При повышении или понижении температуры столбик жидкости в капилляре термометра соответственно становится длиннее или короче.
рис.2) служит для защиты термометров от непосредственного воздействия на них солнечных лучей, осадков, сильных порывов ветра, теплового излучения окружающих предметов и почвы. Остов будки изготавливают из двух нижних досок и одной верхней, укрепленных в нижней раме. Стенки будки состоят из рамы и планок, образующих жалюзи, которые закрепляют в боковых стенках под углом 60° к горизонту, а в передней и задней - под углом 40°. Боковые стенки состоят из шести планок каждая, передняя - из пяти, задняя - из трех. Передняя стенка укреплена на нижней части рамы с помощью петель и служит дверцей, которая откидывается вниз и закрепляется на верхней части рамы двумя крючками. Жалюзи не должны выступать за раму. Потолок состоит из досок, соединенных между собой в шип; крыша также состоит из досок, соединенных между собой в шип, прикрепленных посредством металлических пластин к остову будки. Потолок и крыша наклонены в сторону задней стенки. Крыша выдается со всех сторон будки и укреплена над потолком так, чтобы между ней и потолком свободно проходил воздух.
3.6. Метеорологическая будка Селянинова (