Действующий

Экспресс-метод определения концентрации рассола

Концентрация рассола зависит от его плотности. В связи с этим по относительной плотности можно просто и быстро определить концентрацию, показывающую количество растворенных солей в рассоле. Для этих целей используют денсиметр (ариометр), представляющий собой пустотелый стеклянный поплавок, в тонкой верхней части которого находится шкала, а в нижней утолщенной - дробь в качестве груза. Относительную плотность определяют путем погружения денсиметра в стеклянный цилиндр, наполненный исследуемым рассолом, и по нижнему мениску деления шкалы, совпадающему с уровнем жидкости в цилиндре, производят отсчет по шкале с точностью до 0,01 . По полученной плотности с помощью приводимой ниже справочной таблицы определяют концентрацию рассола. У многокомпонентных рассолов концентрацию определяют по преобладающей соли, растворенной в этом рассоле вместе с другими.

Концентрация рассолов при разной их плотности

┌───────────┬───────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Плотность │ Тип рассола │
│рассола при├──────────────────┬────────────────────┬───────────────────┤
│температуре│Хлористо-натриевый│ Хлористо-магниевый │Хлористо-кальциевый│
│20°С, г/см3│ │ │ │
│ ├────────┬─────────┼──────────┬─────────┼─────────┬─────────┤
│ │ % │ г/л │ % │ г/л │ % │ г/л │
├───────────┼────────┼─────────┼──────────┼─────────┼─────────┼─────────┤
│ 1,02 │ 2,8 │ 29 │ 2,6 │ 26 │ 2,5 │ 25 │
├───────────┼────────┼─────────┼──────────┼─────────┼─────────┼─────────┤
│ 1,04 │ 5,5 │ 58 │ 4,9 │ 50 │ 4,8 │ 50 │
├───────────┼────────┼─────────┼──────────┼─────────┼─────────┼─────────┤
│ 1,06 │ 8,3 │ 88 │ 7,2 │ 76 │ 8,3 │ 89 │
├───────────┼────────┼─────────┼──────────┼─────────┼─────────┼─────────┤
│ 1,08 │ 10,9 │ 118 │ 9,4 │ 101 │ 9,4 │ 102 │
├───────────┼────────┼─────────┼──────────┼─────────┼─────────┼─────────┤
│ 1,10 │ 13,6 │ 149 │ 11,6 │ 127 │ 11,5 │ 126 │
├───────────┼────────┼─────────┼──────────┼─────────┼─────────┼─────────┤
│ 1,12 │ 16,2 │ 181 │ 13,8 │ 154 │ 13,7 │ 153 │
├───────────┼────────┼─────────┼──────────┼─────────┼─────────┼─────────┤
│ 1,14 │ 18,8 │ 214 │ 16,0 │ 182 │ 15,8 │ 180 │
├───────────┼────────┼─────────┼──────────┼─────────┼─────────┼─────────┤
│ 1,16 │ 21,2 │ 246 │ 18,0 │ 208 │ 17,8 │ 206 │
├───────────┼────────┼─────────┼──────────┼─────────┼─────────┼─────────┤
│ 1,18 │ 23,7 │ 279 │ 20,1 │ 237 │ 19,9 │ 236 │
├───────────┼────────┼─────────┼──────────┼─────────┼─────────┼─────────┤
│ 1,20 │ 26,1 │ 312 │ 22,3 │ 268 │ 21,9 │ 263 │
├───────────┼────────┼─────────┼──────────┼─────────┼─────────┼─────────┤
│ 1,22 │ - │ - │ 24,5 │ 277 │ 23,8 │ 290 │
├───────────┼────────┼─────────┼──────────┼─────────┼─────────┼─────────┤
│ 1,24 │ - │ - │ 26,8 │ 332 │ 25,7 │ 319 │
├───────────┼────────┼─────────┼──────────┼─────────┼─────────┼─────────┤
│ 1,26 │ - │ - │ 29,0 │ 365 │ 27,5 │ 346 │
├───────────┼────────┼─────────┼──────────┼─────────┼─────────┼─────────┤
│ 1,28 │ - │ - │ 30,2 │ 386 │ 29,9 │ 383 │
├───────────┼────────┼─────────┼──────────┼─────────┼─────────┼─────────┤
│ 1,30 │ - │ - │ 32,5 │ 422 │ 31,5 │ 409 │
├───────────┼────────┼─────────┼──────────┼─────────┼─────────┼─────────┤
│ 1,32 │ - │ - │ 34,8 │ 459 │ 33,1 │ 436 │
├───────────┼────────┼─────────┼──────────┼─────────┼─────────┼─────────┤
│ 1,34 │ - │ - │ - │ - │ 34,8 │ 466 │
├───────────┼────────┼─────────┼──────────┼─────────┼─────────┼─────────┤
│ 1,36 │ - │ - │ - │ - │ 36,5 │ 496 │
├───────────┼────────┼─────────┼──────────┼─────────┼─────────┼─────────┤
│ 1,38 │ - │ - │ - │ - │ 38,1 │ 526 │
├───────────┼────────┼─────────┼──────────┼─────────┼─────────┼─────────┤
│ 1,40 │ - │ - │ - │ │ 40,2 │ 563 │
└───────────┴────────┴─────────┴──────────┴─────────┴─────────┴─────────┘
Приложение 5

Грунтовое рассолохранилище с применением полихлорвиниловой пленки в качестве водоудерживающего экрана

При использовании для борьбы с зимней скользкостью жидких хлоридов возникает необходимость устройства рассолохранилища. Наиболее простой вариант - вырытый в рыхлых грунтах котлован, у которого с целью предотвращения просачивания жидкости в грунт поверхность облицовывается полихлорвиниловой пленкой (см. рисунок). Водоудерживающий пленочный экран изготавливают из нескольких полотен путем их сварки или закрутки в трубку до нужных размеров. Укладку экрана на выровненной поверхности земляного котлована производят вручную, сначала закрывая дно, а затем откосы снизу вверх. После проверки на герметичность пленку надо засыпать снизу вверх рыхлым грунтом или песком для создания защитного слоя толщиной 0,3 - 0,4 м. Закрепление краев экрана в борозде, вырытой у бровки котлована, следует производить после того, как будет насыпан защитный слой, под тяжестью которого произойдет натяжение пленки. При использовании для создания защитного слоя мелко- и крупнозернистого песка, супеси, суглинка величина заложения откосов должна быть 1:3, а при использовании лесса, галечника с примесью суглинка и среднезернистого песка - 1:2.

Поперечный разрез рассолохранилища, построенного с применением полихлорвиниловой пленки:

Приложение 6

Экономически целесообразные расстояния между базами противогололедных материалов и потребное количество распределителей (на 100 км дороги) в зависимости от сроков ликвидации зимней скользкости

┌─────────────┬─────┬───────────────────────────────────────────────────┐
│ Исходный │Число│ Сроки ликвидации зимней скользкости, ч │
│ материал │полос├────────┬─────────┬───────┬──────┬────────┬────────┤
│ │дви- │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │
│ │жения│ │ │ │ │ │ │
├─────────────┼─────┼────────┼─────────┼───────┼──────┼────────┼────────┤
│Пескосоляная │ 2 │25/17,6 │ 30/10,3 │35/7,9 │35/5,9│ 40/5,3 │ 40/4,4 │
│смесь (расход├─────┼────────┼─────────┼───────┼──────┼────────┼────────┤
│ 0,3 кг/м2) │ 3 │20/11,5 │ 25/6,8 │25/4,5 │30/3,9│ 30/3,1 │ 30/2,6 │
│ ├─────┼────────┼─────────┼───────┼──────┼────────┼────────┤
│ │ 4 │ 15/9,1 │ 20/5,3 │25/4,0 │25/3,0│ 25/2,4 │ 30/2,2 │
│ ├─────┼────────┼─────────┼───────┼──────┼────────┼────────┤
│ │ 6 │ 15/9,6 │ 15/4,8 │20/3,5 │20/2,6│ 20/2,1 │ 20/1,7 │
│ ├─────┼────────┼─────────┼───────┼──────┼────────┼────────┤
│ │ 8 │10/10,3 │ 15/5,4 │15/3,6 │15/2,7│ 20/2,3 │ 20/1,9 │
├─────────────┼─────┼────────┼─────────┼───────┼──────┼────────┼────────┤
│ Химические │ 2 │ 65/7,4 │ 80/4,3 │90/3,1 │95/2,5│100/2,0 │100/1,7 │
│ вещества ├─────┼────────┼─────────┼───────┼──────┼────────┼────────┤
│(расход 0,04 │ 3 │ 50/5,9 │ 65/3,3 │70/2,3 │75/1,8│ 80/1,5 │ 85/1,3 │
│ кг/м2) ├─────┼────────┼─────────┼───────┼──────┼────────┼────────┤
│ │ 4 │ 45/6,0 │ 55/3,2 │60/2,2 │65/1,7│ 70/1,4 │ 75/1,2 │
│ ├─────┼────────┼─────────┼───────┼──────┼────────┼────────┤
│ │ 6 │ 35/7,2 │ 45/3,6 │50/2,5 │50/1,9│ 55/1,5 │ 60/1,3 │
│ ├─────┼────────┼─────────┼───────┼──────┼────────┼────────┤
│ │ 8 │ 30/8,9 │ 35/4,5 │40/3,0 │45/2,3│ 45/1,8 │ 50/1,5 │
└─────────────┴─────┴────────┴─────────┴───────┴──────┴────────┴────────┘
Примечание. В числителе - экономически целесообразные расстояния между базами (км), в знаменателе - потребное количество распределителей (шт.).
Приложение 7

Распределительное устройство для розлива жидких хлоридов

При отсутствии в дорожных хозяйствах специальных рассолораспределительных машин для розлива жидких хлоридов нужно использовать поливомоечные машины или пригодные для этих целей емкости, устанавливаемые в кузове автомобиля. Цистерны необходимо оборудовать распределительным устройством, изготавливаемым собственными силами. Оно крепится на раме сзади машины.
Наиболее простой вариант распределительного устройства - металлическая труба, соединяющаяся с краном на отводе цистерны поливомоечной машины резиновым шлангом (см. рисунок). Жидкие хлориды разливают через 16 съемных форсунок (внутренний диаметр 5 и 8 мм), которые ввинчивают в равномерно распределенные по трубе отверстия.
Расход рассола зависит в основном от диаметра форсунок и скорости движения машины. Приближенное определение величины розлива рассола при разных скоростях движения машины осуществляют следующим образом. На пути движения машины ставится противень размером 1000 х 1000 х 20 мм. Автомобиль с фиксированной скоростью проходит так, чтобы противень остался между колесами. Попавший в противень рассол сливают в мерную мензурку и определяют его расход на 1 площади покрытия при заданной скорости. Определение производят при разных скоростях машины и по полученным данным составляют таблицу расхода.

Распределительное устройство к поливомоечной машине для розлива жидких хлоридов:

Приложение 8

Технические характеристики распределителей твердых и жидких противогололедных материалов

┌────────────────┬──────────────┬───────┬───────┬─────────────────┬───────┬──────────────┐
│ Машины │Базовое шасси │Вмести-│Ширина │Средняя плотность│Рабочая│Масса машины, │
│ │ │ мость │посып- │ посыпки │ ско- │ т │
│ │ │кузова,│ ки, м │ │рость, │ │
│ │ │ м3 │ │ │ км/ч │ │
├────────────────┼──────────────┼───────┼───────┼─────────────────┼───────┼──────────────┤
│Комбинированная │ЗИЛ-133ГЯ │ 4,6 │ 8 │0,02 - 0,04 л/м2 │ До 30 │ 15,17 │
│дорожная машина│ │ │ │ │ │ │
│ЭД-403М │ │ │ │ │ │ │
├────────────────┴──────────────┴───────┴───────┴─────────────────┴───────┴──────────────┤
│ Завод-изготовитель: Смоленский опытно-экспериментальный завод │
├────────────────┬──────────────┬───────┬───────┬─────────────────┬───────┬──────────────┤
│Распределитель │ЗИЛ-133ГЯ │ 4,2 │ 10,6 │0,026 - 0,15 л/м2│ До 30 │ 17,8 │
│противогололед- │ │ │ │ │ │ │
│ных материалов│ │ │ │ │ │ │
│ЭД-207 │ │ │ │ │ │ │
├────────────────┴──────────────┴───────┴───────┴─────────────────┴───────┴──────────────┤
│ Завод-изготовитель: Мамонтовский опытно-экспериментальный завод │
├────────────────┬──────────────┬───────┬───────┬─────────────────┬───────┬──────────────┤
│Универсальный │ГАЗ-53А │ 2,2 │ 9,5 │0,1 - 0,4; 0,01 -│ До 20 │ 4,05 │
│разбрасыватель │ │ │ │0,02 л/м2 │ │(без загрузки)│
│КО-104А │ │ │ │ │ │ │
├────────────────┴──────────────┴───────┴───────┴─────────────────┴───────┴──────────────┤
│ Завод-изготовитель: Арзамасский завод коммунального машиностроения │
├────────────────┬──────────────┬───────┬───────┬─────────────────┬───────┬──────────────┤
│Универсальный │ЗИЛ-130АН │ 2,7 │ 9,0 │ - │ До 30 │ 11 │
│разбрасыватель │ │ │ │ │ │ │
│КО-105 │ │ │ │ │ │ │
├────────────────┴──────────────┴───────┴───────┴─────────────────┴───────┴──────────────┤
│ Завод-изготовитель: Мценский завод коммунального машиностроения │
├────────────────┬──────────────┬───────┬───────┬─────────────────┬───────┬──────────────┤
│Комбинированная │ЗИЛ-130 │ 3,25 │6 - 8,5│ 0,02 - 0,6 л/м2 │ До 20 │ 5,9 │
│дорожная машина│ │ │ │ │ │(без загрузки)│
│КДМ-130Б │ │ │ │ │ │ │
├────────────────┴──────────────┴───────┴───────┴─────────────────┴───────┴──────────────┤
│ Завод-изготовитель: Смоленский опытно-экспериментальный завод │
├────────────────┬──────────────┬───────┬───────┬─────────────────┬───────┬──────────────┤
│Комбинированная │КамАЗ-53213 │ 6,5 │ 8,0 │0,25 - 0,4; 0,015│ - │ 20,5 │
│машина КО-802 │ │ │ │- 0,035 кг/м2 │ │ │
├────────────────┴──────────────┴───────┴───────┴─────────────────┴───────┴──────────────┤
│ Завод-изготовитель: Мценский завод коммунального машиностроения │
├────────────────┬──────────────┬───────┬───────┬─────────────────┬───────┬──────────────┤
│Разбрасыватель │Т-40А │ 2,2 │ 8,5 │0,16 - 0,4; 0,01 │ До 10 │ 5,76 │
│универсальный │ │ │ │- 0,015 кг/м2 │ │(без загрузки)│
│прицепной к│ │ │ │ │ │ │
│машине КО-705Б,│ │ │ │ │ │ │
│КО-705УРА │ │ │ │ │ │ │
├────────────────┴──────────────┴───────┴───────┴─────────────────┴───────┴──────────────┤
│ Завод-изготовитель: Турбовский машиностроительный завод │
├────────────────┬──────────────┬───────┬───────┬─────────────────┬───────┬──────────────┤
│Оборудование для│ЗИЛ-130 │ 6,0 │ 3,5 │0,02 - 0,32 л/м2 │ До 30 │ 5,9 │
│распределения │ │ │ │ │ │(без загрузки)│
│жидких │ │ │ │ │ │ │
│материалов │ │ │ │ │ │ │
│ЭД-404 │ │ │ │ │ │ │
├────────────────┴──────────────┴───────┴───────┴─────────────────┴───────┴──────────────┤
│ Завод-изготовитель: Смоленский опытно-экспериментальный завод │
└────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Приложение 9

Пособие по организации метеорологических постов в дорожно-эксплуатационных организациях для обеспечения эффективной борьбы с зимней скользкостью на автомобильных дорогах

1. Общие положения

1.1. Пособие разработано для дорожно-эксплуатационных организаций, которые обслуживают автомобильные дороги с твердым покрытием и осуществляют борьбу с зимней скользкостью с помощью хлоридов. Оно предназначено для обеспечения химического способа борьбы с зимней скользкостью метеорологическими данными и предусматривает повышение технико-экономической эффективности зимнего содержания дорог.
1.2. Цель использования метеорологических материалов достигается путем:
установления соответствующей технологии работ на основе оценки состояния проезжей части дороги;
определения обоснованных норм распределения противогололедных хлоридов при каждом случае образования скользкости;
накопления и обобщения объективных данных о метеорологических условиях на обслуживаемом участке дороги для установления календарной продолжительности работ и их режима по срокам;
установления степени напряженности работ по периодам;
получения информации, позволяющей сделать заключение о наличии или отсутствии зимней скользкости на дорогах в период возникновения дорожно-транспортного происшествия;
осуществления контроля работ по зимнему содержанию автомобильных дорог.
1.3. Сбор метеорологической информации, необходимой для обеспечения работ по борьбе с зимней скользкостью, осуществляется следующими способами:
инструментальными наблюдениями непосредственно на площадке метеопоста;
визуальными наблюдениями за состоянием погоды и дороги;
путем приема сводки погоды, передаваемой по государственным каналам связи.
1.4. Устройство дорожных метеопостов осуществляется на средства и силами дорожно-эксплуатационных организаций. Наблюдения, анализ полученных метеоматериалов, принятие практических решений и регистрация материалов наблюдений производятся работниками этих же организаций.
1.5. По всем вопросам методического характера, которые могут возникнуть в процессе организации или работы дорожного метеопоста, а также по вопросам проверки метеорологических приборов следует обращаться в ближайший орган гидрометеорологической службы - в территориальное управление по гидрометеорологии и контролю природной среды или на гидрометеорологическую станцию.

2. Влияние метеорологических факторов на эффективность борьбы с зимней скользкостью

2.1. Зимняя скользкость в большинстве случаев появляется на дорожных покрытиях в результате выпадения осадков (твердых и жидких) при отрицательных температурах. Реже образование скользкости отмечается при конденсации водяных паров или за счет замерзания дождевой или талой воды при переходе температуры через 0°С от положительного значения к отрицательному. В связи с этим к метеорологическим факторам, непосредственно взаимосвязанным с образованием скользкости и которые необходимо обязательно учитывать при распределении хлоридов, относятся температура воздуха, осадки и косвенным образом ветер.

Рис.1. Зависимость количества расплавляемого льда хлористым натрием 1 и хлористым кальцием 2 от температуры

2.2. От температуры зависит норма распределения хлоридов. Чем ниже температура, тем больше расход вещества, так как у всех противогололедных хлоридов с понижением температуры количество льда, расплавляемого единицей того или иного вещества, заметно уменьшается (рис.1).
2.3. Замер количества выпавших осадков необходим с целью установления норм распределения хлоридов при каждом конкретном случае их выпадения (соответственно и образования скользкости), а также для обоснованного определения потребности противогололедных материалов.
Наряду с инструментальными наблюдениями за количеством выпавших осадков требуется отмечать визуальным путем вид осадков (твердые и жидкие), форму их накопления на дорожном покрытии (снег или лед). Необходимо также отмечать время начала и конца выпадения осадков.
Наблюдения за видом осадков (см. п.4.8) обеспечивают выбор технологии работ, а фиксирование времени начала и конца выпадения осадков дает возможность собрать данные о продолжительности образования скользкости, количестве ее случаев за год, месяц и др.
2.4. Количественные показатели скорости и направления ветра характеризуют степень заносимости автомобильной дороги на участках, систематически подвергающихся заносам. При превышении критического значения скорости ветра (6 - 8 м/с) на снегозаносимых участках назначают расчистку заносов, а если ветер слабый или вообще не отмечается, то при снегопаде дорогу на всей протяженности обслуживаемого участка сначала обрабатывают хлоридами, а затем расчищают.

3. Организация дорожного метеорологического поста

3.1. Дорожные метеорологические посты являются составной частью производственного контроля качества работ по зимнему содержанию дорог. Они размещаются в непосредственной близости от дороги на территории дорожных административно-жилых и производственных комплексов.
3.2. Метеорологическую площадку располагают на открытом месте вдали от водных объектов и удаляют от невысоких отдельных препятствий (небольших одноэтажных построек, отдельных деревьев и т.д.) на расстояние не меньше 10-кратной высоты этих препятствий, а от значительных по протяженности препятствий (леса, больших групп построек, глубоких изломов рельефа) - на расстояние не меньше 20-кратной высоты этих препятствий. Метеорологическая площадка имеет форму прямоугольника размером 9 х 12 м.
Метеорологическую площадку огораживают сеткой (с ячейками 10 х 10 см), натянутой на металлические рамы. Рамы укрепляют на столбах высотой 1,2 - 1,5 м. Калитку для прохода на площадку устраивают с любой стороны ограды, кроме южной. По площадке разрешается ходить по постоянно проложенным дорожкам.