Действующий
СТО НОСТРОЙ 2.25.27-2011 Автомобильные дороги. Строительство земляного полотна для автомобильных дорог. Часть 5. Возведение земляного полотна на слабых грунтах
1 | РАЗРАБОТАН | Обществом с ограниченной ответственностью «МАДИ-плюс» |
2 | ВНЕСЕН | Комитетом по транспортному строительству Национального объединения строителей, протокол от 21 ноября 2011 г. №10 |
3 | УТВЕРЖДЕН ИВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ | Решением Совета Национального объединения строителей, протокол от 5 декабря 2011 г. №22 |
4 | ВВЕДЕН | ВПЕРВЫЕ |
Распространение настоящего стандарта осуществляется в соответствии с действующим законодательством и с соблюдением правил, установленных Национальным объединением строителей
Настоящий стандарт разработан в соответствии с Программой стандартизации Национального объединения строителей на 2010 – 2012 годы, утвержденной Решением Совета Национального объединения строителей от 20 апреля 2011 года.
Стандарт направлен на реализацию в Национальном объединении строителей Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и иных законодательных и нормативных актов, действующих в области градостроительной деятельности.
Авторский коллектив: д.т.н., проф. В.Д. Казарновский (ОАО «Союздорнии»), к.т.н., доцент И.В. Лейтланд (ОАО «Союздорнии»), д.т.н., проф. Добров Э.М. (Московский государственный автомобильно-дорожный университет - МАДИ), д.т.н., проф., В.Н. Ефименко, к.т.н., доцент М.В. Бадина, к.т.н., доцент С.В. Ефименко (Томский государственный архитектурно-строительный университет), к.т.н. Е.С.Пшеничникова (ОАО Союздорнии), к.т.н., руководитель разработки Р.А. Коган (ОАО «СоюздорНИИ»); инженер О.Б. Гопин (ОАО «СоюздорНИИ»); инженер И.В. Басурманова (ОАО «СоюздорНИИ»).
Работа выполнена под руководством д.т.н., профессора В.В. Ушакова (МАДИ) и к.т.н. Л.А. Хвоинского (СРО НП «МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ»).
Настоящий стандарт распространяется на автомобильные дороги и устанавливает правила проведения работ при возведении земляного полотна на участках, сложенных слабыми грунтами.
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы и техническую документацию:
Примечание - При пользовании настоящим стандартом проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования - на официальных сайтах Национального органа Российской Федерации по стандартизации и НОСТРОЙ в сети Интернет или по ежегодно издаваемым информационным указателям, опубликованным по состоянию на 1 января текущего года. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться новым (измененным) стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены термины в соответствии с ГОСТ 25100, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 болота: Природные образования, толща которых сложена грунтом болотной фации. Различают типы болот:
- I-ого типа: заполненные болотными грунтами, прочность которых в природном состоянии обеспечивает возможность возведения насыпи высотой до 3 м без возникновения процесса бокового выдавливания слабого грунта;
- II-ого типа: содержащие в пределах болотной толщи хотя бы один слой, который может выдавливаться при некоторой интенсивности возведения насыпи высотой до 3 м, но не выдавливается при меньшей интенсивности возведения насыпи;
- III-его типа: содержание в пределах болотной толщи хотя бы один слой, который при возведении насыпи высотой до 3 м выдавливается независимо от интенсивности возведения насыпи;
3.3 земляное полотно: конструктивный элемент, служащий основанием для размещения дорожной одежды, а также технических средств организации дорожного движения и обустройства автомобильной дороги;
3.4 насыпь: Земляное сооружение из насыпного грунта, располагающееся выше естественного уровня земли;
3.6 пеноматериалы: Газонаполненные материалы, дисперсионная среда которых — плотное вещество, а диспергированная фаза — газ; обычно в пеноматериалах, как и вообще в газонаполненных материалах, объем газообразной фазы составляет более 50% общего объема вещества;
3.7 рабочая платформа: Нижняя часть отсыпаемой на толще слабого грунта насыпи, которая должна обеспечить проходимость в процессе строительства построечного транспорта или возможность временного расположения оборудования, необходимого для выполнения работ по возведению насыпи проектной высоты;
3.8 слабые грунты: Связные грунты, имеющие прочность на сдвиг в условиях природного залегания менее 0,075 МПа (при испытании прибором вращательного среза) [6] или модуль осадки более 50 мм/м при нагрузке 0,25 МПа (модуль деформации ниже 5,0 МПа) [6,10]. При отсутствии данных испытаний к слабым грунтам следует относить грунты болотной фации: торф, заторфованные грунты, сапропели, болотный мергель, а также илы, глинистые грунты различного происхождения, имеющие коэффициент консистенции свыше 0,5;
3.9 слабые основания: Основания, в пределах активной зоны которых имеются слои слабых грунтов мощностью не менее 0,5 м.
4.1 К насыпям, сооружаемых на слабых основаниях предъявляются следующие дополнительные требования: боковое выдавливание слабого грунта в основании насыпи в период эксплуатации должно быть исключено; интенсивная часть осадки основания насыпи должна завершиться до устройства покрытия (исключение допускается при применении сборных покрытий в условиях двухстадийного строительства); упругие колебания насыпей на торфяных основаниях при движении транспортных средств не должны превышать величины, допустимой для данного типа дорожной одежды [6,10].
4.2 Нижнюю часть насыпи толщиной слоя на 0,5 м больше суммарной величины расчетной осадки основания и мощности удаляемого слоя (если применяется частичное или полное удаление) следует устраивать из дренирующих (СНиП 2.05.02) или крупнообломочных грунтов. Применение иных грунтов должно быть установлено в проекте.
4.3 На насыпях, в основании которых оставлены слабые грунты, капитальные дорожные одежды можно устраивать после завершения не менее 80% конечной осадки или при условии, что средняя интенсивность осадки за месяц, предшествующий устройству покрытия, не превышает от 1,5 до 2 см/год.
4.4 При устройстве насыпей на всех видах свайных основаниях толщина рабочей платформы, в зависимости от несущей способности грунта основания и веса применяемых механизмов, должна составлять не менее 0,75м. Ширина рабочей платформы должна превышать ширину свайного поля не менее чем на 2,5 м.
4.5 Для заполнения вертикальных дрен следует применять песок с коэффициентом фильтрации не менее 6 м/сут или гравийно-песчаную смесь с диаметром частиц до 60 мм. Нижнюю часть насыпи (рабочую платформу) отсыпают из дренирующего грунта с коэффициентом фильтрации более 3 м/сут.
4.6 Не допускается использовать для устройства грунтоцементных свай грунты, содержащие более 6% органических примесей.
5.2 Мощность активной зоны основания следует принимать ориентировочно равной ширине насыпи понизу. В случае, если слои слабых грунтов располагаются на глубинах, больших ширины насыпи понизу, а также при насыпях более 12 м высотой, мощность активной зоны устанавливается в соответствии с проектом.
5.3 При сооружении насыпей с оставлением в их основании слабых грунтов в целях повышения устойчивости, ускорения осадки и снижения влияния динамической нагрузки предусматривают следующие конструктивно-технологические решения:
- сооружение насыпи на слабом основании с расчётным режимом отсыпки, обеспечивающим устойчивость конструкции в процессе строительства и эксплуатации;