Действующий
Для совершенствования методов управления государственными организациями Минэкономики России разработаны показатели экономической эффективности деятельности государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, находящихся в собственности государства. В свою очередь Минимущество России осуществляет контроль и координацию использования государственного имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении у государственных предприятий и учреждений. Отраслевые министерства и ведомства, входящие в структуру исполнительной власти Российской Федерации, курируют деятельность подведомственных организаций как объектов с определенной отраслевой спецификой, которая должна быть учтена при формировании государственной политики.
1. Единицы статистического учета, которые предоставляют некоторую информацию о своей деятельности в государственные и муниципальные органы статистического учета и наблюдения в форме обязательной статистической отчетности.
2. Субъекты экономической деятельности, оценивающие экономическую эффективность своей работы, финансовую устойчивость и ликвидность по утвержденным на федеральном уровне показателям.
3. Имущественные комплексы, включающие и использующие активы, переданные им в хозяйственное ведение (оперативное управление), а также анализирующие способы и результаты использования этих активов.
4. Организации с определенной отраслевой спецификой деятельности, курируемые отраслевыми министерствами и ведомствами.
Рассмотрение организаций как объектов управления с целью достижения комплексного результата производится сегодня только в некоторых случаях, но и тогда не выявляются интегрированные показатели, по которым можно проанализировать все аспекты их деятельности, определить рациональные пути их модернизации.
Для создания информационной основы проведения комплексного анализа деятельности организаций, находящихся в собственности государства, с целью выбора наиболее эффективных путей модернизации их технического и технологического оснащения Минкультуры России инициирует формирование базы данных паспортов технической оснащенности объектов культуры, содержащих основные сведения о различных аспектах работы подведомственных организаций.
Информация, представленная в существующих формах отчетности и внутреннего учета организаций культуры, позволяет в основном сделать выводы об эффективности деятельности подведомственных организаций и частично исследовать отдельные аспекты их работы. Однако развитие и распространение средств вычислительной техники на сегодня диктует необходимость внедрения новых методов доступа, хранения и обработки имеющейся информации, автоматизации процессов учета, оценки и выбора перспективных направлений развития, выбора путей эффективного вложения средств.
Паспортизация технической оснащенности объектов культуры представляет собой процесс сбора и систематизации данных, наполнения электронной базы, обеспечивающей автоматизированный поиск, обработку и анализ информации о деятельности и текущем состоянии подведомственных Минкультуры России организаций. Систематизация проводится по перечню первичных и расчетных показателей, составляющих паспорт технической оснащенности организаций культуры различных направлений деятельности. Автоматизированная обработка данных на новом уровне облегчает процесс принятия решений по технической и технологической модернизации объектов культуры, вложению средств в их развитие.
1. Сформировать электронную базу данных по основным показателям деятельности организаций культуры и их технической оснащенности, которая сможет служить основой для принятия решений как по первичной информации о деятельности организации, так и по производным комплексным показателям технического и финансово - экономического состояния объектов культуры и выбора направлений их развития.
2. Создать систему мониторинга показателей, заложенных в паспорта организаций культуры, и постоянного обновления базы данных.
3. Классифицировать показатели деятельности организаций культуры по степени значимости для оценки эффективности их работы.
5. Получить заключения о финансово - экономическом положении и техническом оснащении предприятий и учреждений (представляются как сравнительный анализ по выбранным объектам и отдельно по каждому предприятию и учреждению).
6. Выработать решения по выбору наиболее рационального пути развития предприятий, бизнес - планированию, формированию направлений модернизации их технической и технологической оснащенности, рациональному вложению денежных средств.
Среди целей управления имущественным комплексом, устанавливаемых для бюджетного сектора, содержащихся в Постановлении Правительства РФ N 1024 от 09.09.1999 "О концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации", присутствуют:
оптимизация структуры собственности в соответствии с функциональным разделением полномочий и ответственности для достижения общих целей деятельности;
вовлечение максимального количества объектов государственной собственности в процесс совершенствования управления;
использование государственных активов в качестве инструмента привлечения внебюджетных средств решения задач общественного сектора экономики.
Вышеперечисленные цели становятся приоритетными и для Минкультуры России. Министерство, как и другие органы исполнительной власти Российской Федерации, в своих областях деятельности:
определяет цели и приоритеты в развитии отдельных видов культурной деятельности, музейного и библиотечного дела;
координирует деятельность, контролирует эффективность и качество работы подведомственных организаций, степень достижения целей деятельности министерства.
Минкультуры России в соответствии с п. п. 46 и 47 раздела 6 Положения о Минкультуры России, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 1997 г. N 679 "Об утверждении Положения о Министерстве культуры Российской Федерации", выполняет функции по:
проведению документальных ревизий и проверок производственной и финансово - хозяйственной деятельности;
контролю расходования средств федерального бюджета и эффективности использования находящегося у подведомственных организаций в оперативном управлении или на праве хозяйственного ведения государственного имущества, относящегося к федеральной собственности;
формированию направлений модернизации и содействию повышению технической оснащенности организаций сферы культуры;
Функции министерства могут быть выполнены лишь при существовании полной и достоверной информационной базы, обеспечивающей обоснованное и своевременное принятие решений.
Кроме осуществления строгого учета и контроля целевого использования подведомственного имущества, целесообразной является оценка эффективности использования активов, в создание которых государство вложило бюджетные средства. В широком смысле активом является организация, функционирующая для достижения целей государства, в рассматриваемом случае - организации, подведомственные Минкультуры России. Исходя из этого, информационная база предполагает охват показателей, характеризующих не только использование имущественного комплекса, но и финансово - экономическое положение организации, специфику ее деятельности.
Такой перечень первичных и расчетных показателей, входящий в информационную базу, и составляет паспорт технической оснащенности объекта культуры.
Мероприятия по составлению паспортов технической оснащенности объектов культуры проводятся в рамках реализации Федеральной целевой программы "Культура России" (2001 - 2005 годы) в соответствии с пунктом 46 раздела VII "Модернизация технического и технологического оснащения объектов культуры".
Перечень показателей, заложенный в паспорта технической оснащенности объектов культуры, охватывает показатели экономической эффективности деятельности ФГУП и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности, необходимость ведения реестра которых закреплена Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2000 г. N 23.
Таким образом, формируется отраслевая база данных показателей, характеризующих техническое оснащение и деятельность организаций культуры, искусства и кинематографии, подведомственных Минкультуры России, а также наиболее значимых объектов культуры субъектов Российской Федерации.
Минкультуры России как органу исполнительной власти РФ подведомственны коммерческие и некоммерческие государственные организации сферы культуры, искусства и кинематографии. В настоящее время из общего числа организаций, находящихся в ведении Минкультуры России, зарегистрированы в организационно - правовой форме федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП), федеральных предприятий и государственных предприятий 173 объекта, в организационно - правовой форме федеральных учреждений - 247 объектов.
В состав ФГУП входят промышленные, научно - исследовательские, информационные, научно - производственные, проектные, строительные, реставрационные, снабженческо - сбытовые, транспортные и сервисные предприятия. Творческо - производственные ФГУП представлены кинопредприятиями, цирками, предприятиями монументального искусства.
В состав федеральных учреждений (ФУ) входят театры, музеи, музеи - заповедники, музыкальные и концертные коллективы, концертные учреждения, библиотеки, культурно - просветительные учреждения, высшие учебные заведения, средние специальные учебные заведения, средние специальные музыкальные школы, прочие заведения по подготовке кадров.
Действия Минкультуры России по управлению и распоряжению государственным имуществом направлены на обеспечение сохранности уникальных ценностей и повышение социальной отдачи от их целевого использования. Это принципиально отличает процесс управления имущественным комплексом в сфере культуры не только от производственного сектора экономики, но и от других отраслей социальной сферы. К объектам, требующим особого внимания на предмет их сохранности, относятся памятники истории и культуры, предметы музейного фонда, библиотечные фонды, а также кинофонд.
Включая подведомственные Минкультуры России объекты, в Российской Федерации насчитывается 547 театров; 126 концертных учреждений; 63 цирка; около 2,5 тысячи крупных районных библиотек; около 1400 кинотеатров; примерно 2,5 тысячи музеев и 300 высших и средних учебных заведений сферы культуры, искусства и кинематографии.
Паспортизация технической оснащенности объектов культуры охватывает большинство объектов культуры, искусства и кинематографии по всем направлениям деятельности Минкультуры России (федеральные и муниципальные учреждения; федеральные и муниципальные унитарные предприятия) и проходит в несколько этапов (см. Приложение 5 "Календарный план - график паспортизации объектов культуры (2002 - 2005 годы)"). При этом непосредственно сбор данных на местах предполагается осуществлять путем формирования выборки организаций культуры в размерах примерно 10% от общего их числа. Информацию по остальным объектам культуры предполагается формировать через запросы в субъекты Федерации непосредственно по конкретным организациям культуры.
Составление паспортов планируется начать с наиболее крупных организаций, подведомственных Минкультуры России, при работе с которыми уточнятся формы представления и обработки первичной и производной информации. В дальнейшем паспортизация затронет наиболее значимые муниципальные, региональные и федеральные объекты культуры.
На первом этапе (2002 год) составляются макеты, а также проводится сбор и обработка первичных данных паспортов библиотеки, кинотеатра, промышленного предприятия отрасли культуры.
По промышленным предприятиям выводы по результатам паспортизации уже в 2002 году оформляются в виде аналитического заключения и предоставляются для принятия управленческих решений.