Действующий
Наименование государства | Наименование национального органа по стандартизации |
Азербайджанская Республика | Азгосстандарт |
Республика Армения | Армгосстандарт |
Республика Беларусь | Госстандарт Республики Беларусь |
Кыргызская Республика | Кыргызстандарт |
Республика Молдова | Молдовастандарт |
Российская Федерация | Госстандарт России |
Республика Таджикистан | Таджикгосстандарт |
Туркменистан | Главгосинспекция "Туркменстандартлары" |
Республика Узбекистан | Узгосстандарт |
Украина | Госстандарт Украины |
Казахстан | Госстандарт Республики Казахстан |
Обозначение НТД, на который дана ссылка | Номер пункта |
ГОСТ 12.1.018-93 | 1а.6 |
ГОСТ 12.4.011-89 | 1а.5 |
ГОСТ 12.4.103-83 | 1а.5 |
ГОСТ 12.4.111-82 | 1а.5 |
ГОСТ 12.4.112-82 | 1а.5 |
ГОСТ 433-73 | 2.7.1 |
ГОСТ 511-82 | 1.2 |
ГОСТ 1381-73 | 2.7.1 |
ГОСТ 1510-84 | 3.1 |
ГОСТ 1567-97 | 1.2; 2.5 |
ГОСТ 1756-2000 | 1.2 |
ГОСТ 1770-74 | 2.7.1 |
ГОСТ 2070-82 | 1.2 |
ГОСТ 2177-99 | 1.2 |
ГОСТ 2517-85 | 1б.2 |
ГОСТ 3118-77 | 2.7.1 |
ГОСТ 3338-68 | 1.2 |
ГОСТ 3900-85 | 1.2 |
ГОСТ 4236-77 | 2.7.1 |
ГОСТ 5066-91 | 1.2 |
ГОСТ 5985-79 | 1.2 |
ГОСТ 6307-75 | 1.2 |
ГОСТ 6321-92 | 1.2 |
ГОСТ 6667-75 | 1.2 |
ГОСТ 6994-74 | 1.2 |
ГОСТ 7423-55 | 1.2 |
ГОСТ 8489-85 | 1.2 |
ГОСТ 8505-80 | 2.7.1 |
ГОСТ 10652-73 | 2.7.1 |
ГОСТ 11362-96 | 1.2 |
ГОСТ 13210-72 | 1.2 |
ГОСТ 14261-77 | 2.7.1 |
ГОСТ 14710-78 | 1.3 |
ГОСТ 18481-81 | 2.7.1 |
ГОСТ 19121-73 | 1.2 |
ГОСТ 20924-75 | 1.4 |
ГОСТ 21261-91 | 1.2 |
ГОСТ 24104-2001 | 2.7.1 |
ГОСТ 25336-82 | 2.7.1 |
ГОСТ 28498-90 | 2.7.1 |
ГОСТ 28781-90 | 1.2 |
ГОСТ 28782-90 | 1.2; 2.4 |
ГОСТ Р 51859-2002 | 1.2 |
ГОСТ Р 51947-2002 | 1.2 |
ГОСТ Р 52946-2008 (ЕН ИСО 5163:2005) | 1.2 |
ГОСТ Р ЕН ИСО 3405-2007 | 1.2 |
6.Издание с Изменениями N 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, утвержденными в ноябре 1976 г., апреле 1982 г., феврале 1984 г., декабре 1986 г., сентябре 1989 г., декабре 1990 г., июне 1991 г., июне 1997 г., июне 2000 г. (ИУС 1-77, 7-82, 5-84, 3-87, 1-90, 4-91, 10-91, 9-97, 12-2000); Поправками (ИУС 1-2005, 1-2006)
ВНЕСЕНО Изменение N 13*, введенное в действие на территории РФ с 01.03.2010 на основании Приказа Ростехрегулирования от 15.12.2009 N 1172-ст
Настоящий стандарт распространяется на авиационные бензины прямой перегонки, каталитического крекинга и реформинга с добавкой высококачественных компонентов, этиловой жидкости и антиокислителя.
Авиационные бензины должны изготовляться по технологии, из сырья и компонентов, которые применялись при изготовлении образцов бензинов, прошедших на авиационных двигателях государственные испытания с положительными результатами и допущенных к применению в установленном порядке.
Добавляемые в авиационные бензины высококачественные компоненты должны соответствовать действующей нормативно-технической документации.
Авиационные бензины не должны содержать поверхностно-активных веществ и других химических веществ в количестве, ухудшающем их свойства.
1.2.По физико-химическим показателям авиационные бензины должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в табл.1.
Наименование показателя | Норма для марки | Метод испытания | |
Б-95/130 | Б-91/115 | ||
ОКП 02 5111 0201 | ОКП 02 5111 0301 | ||
1. Содержание тетраэтилсвинца в г на 1 кг бензина, не более | 3,1 | 2,5 | По ГОСТ 13210 или ГОСТ 28782-90 и по п.2.4 или п.2.7 настоящего стандарта |
2. Детонационная стойкость: | |||
октановое число по моторному методу, не менее | 95 | 91 | По ГОСТ Р 52946 или ГОСТ 511 |
сортность на богатой смеси, не менее | 130 | 115 | По ГОСТ 3338 |
3. Удельная теплота сгорания низшая, Дж/кг (ккал/кг), не менее | 42947·10 (10250) | По ГОСТ 21261 | |
4. Фракционный состав: | По ГОСТ Р ЕН ИСО 3405 или ГОСТ 2177 | ||
температура начала перегонки, °С, не ниже | 40 | ||
10% перегоняется при температуре, °С, не выше | 82 | ||
50% перегоняется при температуре, °С, не выше | 105 | ||
90% перегоняется при температуре, °С, не выше | 145 | ||
97,5% перегоняется при температуре, °С, не выше | 180 | ||
остаток, %, не более | 1,5 | ||
потери от разгонки, %, не более | 1,5 | ||
5. Давление насыщенных паров, Па (мм рт.ст.), | По ГОСТ 1756 или ГОСТ 28781 | ||
не менее | 33325 (250) | 29326 (220) | |
не более | 45422 (340) | 47988 (360) | |
6. Кислотность, мг/KОН на 100 см бензина, не более | 0,3 | По ГОСТ 5985 или ГОСТ 11362 | |
7. Температура начала кристаллизации, °С, не выше | -60 | По ГОСТ 5066 (1 метод - без обезвоживания бензина) | |
8. Йодное число в г йода на 100 г бензина, не более | 6,0 | 2,0 | По ГОСТ 2070 |
9. Массовая доля ароматических углеводородов, %, не более | 35 | По ГОСТ 6994 | |
10. Массовая концентрация фактических смол, мг на 100 см бензина, не более | 3 | По ГОСТ 1567 и п.2.5 настоящего стандарта | |
11. Массовая доля серы, %, не более | 0,03 | По ГОСТ Р 51947 или ГОСТ Р 51859, или ГОСТ 19121 | |
12. Испытание на медной пластинке | Выдерживает | По ГОСТ 6321 | |
13. Содержание водорастворимых кислот и щелочей | Отсутствие | По ГОСТ 6307 | |
14. Содержание механических примесей и воды | " | По п.2.6 | |
15. Прозрачность | Прозрачный | По п.2.6 | |
16. Цвет | Зеленый | По п.2.6 | |
17. Массовая доля параоксидифениламина, % | 0,002-0,005 | По ГОСТ 7423 | |
18. Период стабильности, ч, не менее | 12 | По ГОСТ 6667 | |
19. Плотность при 20 °С, кг/м | Определение обязательно | По ГОСТ 3900 |
2.Для авиационного бензина марки Б-91/115, получаемого на основе компонента каталитического крекинга, устанавливаются:
4.Для авиационных бензинов марок Б-95/130 и Б-91/115, выработанных из бакинских нефтей, допускается содержание параоксидифениламина 0,004-0,010%, а на базе бензинов каталитического крекинга не менее 0,004%.
6.Для авиационных бензинов, сдаваемых после длительного хранения (более 2 лет), допускаются отклонения при определении фракционного состава по ГОСТ 2177 для температуры перегонки 10 и 50% на 2 °С и 90% на 1 °С. Этилированные авиационные бензины после длительного хранения допускается сдавать с периодом стабильности не менее 2 ч.
8.Норма по показателю пункта 3 для бензинов с добавлением базового компонента крекинга должна быть не менее 43157·10 (10300) Дж/кг (ккал/кг).
10.По согласованию с потребителями допускается изготовлять авиационные бензины по показателю "Период стабильности" с нормой "не менее 8 ч".
11.Норма по показателю "Массовая доля ароматических углеводородов" для ПО "Омскнефтеоргсинтез", ПО "Куйбышевнефтеоргсинтез", Бакинского НПЗ введена с 01.01.95. Определение обязательно.
1.3.К авиационным бензинам прямой перегонки допускается добавлять не более 20% толуола по ГОСТ 14710 и 10% пиробензола.
К авиационному бензину марки Б-95/130 каталитического крекинга разрешается добавлять не более 6% толуола или алкилбензол N 1, 2 и 3 в общей сумме не более 6%.
Марка бензинов | Цвет | Наименование красителей | Масса красителя, мг на 1 кг бензина |
Б-95/130 | Зеленый | Жирорастворимый зеленый 6Ж или жирорастворимый зеленый антрахиноновый | 6±0,1 |
Б-91/115 | Зеленый | Жирорастворимый зеленый 6Ж или жирорастворимый зеленый антрахиноновый | 6±0,1 |
2.При применении жирорастворимого зеленого антрахинонового красителя допускается зеленый цвет бензина с синеватым оттенком.
1a.1. Авиационный бензин до этилирования и окрашивания представляет собой бесцветную легковоспламеняющуюся горючую жидкость, взрывоопасная концентрация его паров в смеси с воздухом составляет 6%, предельно допустимая концентрация его паров в воздухе 100 мг/м (определяется на аппарате УТ-2, в пересчете на углерод).
1а.2. Температура самовоспламенения авиационных бензинов всех марок от 380 до 475 °С, температура вспышки от минус 34 до минус 38 °С, область воспламенения 0,98-5,48% (по объему); температурные пределы воспламенения: нижний - от минус 34 до минус 38 °С, верхний - от минус 10 до плюс 5 °С.
1а.3. В помещениях для хранения и эксплуатации авиационных бензинов запрещается обращение с открытым огнем, искусственное освещение должно быть выполнено во взрывобезопасном исполнении.
1а.4. При разливе бензина необходимо собрать его в отдельную тару, место разлива протереть сухой тряпкой; при разливе на открытой площадке место разлива засыпать песком с последующим его удалением.
При загорании топлива применимы следующие средства пожаротушения: распыленная вода, пена, при объемном тушении - углекислый газ, составы СЖБ, 3, 5 и перегретый пар.