(Действующий) ГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

ГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия

Принявший орган: Госстандарт СССР
Дата введения 01.01.1973
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1.РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР
2.УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 06.01.72 N 19
Изменение N 12 принято Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 17 от 22.06.2000)
За принятие изменения проголосовали:
Наименование государстваНаименование национального органа по стандартизации
Азербайджанская РеспубликаАзгосстандарт
Республика АрменияАрмгосстандарт
Республика БеларусьГосстандарт Республики Беларусь
Кыргызская РеспубликаКыргызстандарт
Республика МолдоваМолдовастандарт
Российская ФедерацияГосстандарт России
Республика ТаджикистанТаджикгосстандарт
ТуркменистанГлавгосинспекция "Туркменстандартлары"
Республика УзбекистанУзгосстандарт
УкраинаГосстандарт Украины
КазахстанГосстандарт Республики Казахстан
3.ВЗАМЕН ГОСТ 1012-54
4.ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылкаНомер пункта
ГОСТ 12.1.018-931а.6
ГОСТ 12.4.011-891а.5
ГОСТ 12.4.103-831а.5
ГОСТ 12.4.111-821а.5
ГОСТ 12.4.112-821а.5
ГОСТ 433-732.7.1
ГОСТ 511-821.2
ГОСТ 1381-732.7.1
ГОСТ 1510-843.1
ГОСТ 1567-971.2; 2.5
ГОСТ 1756-20001.2
ГОСТ 1770-742.7.1
ГОСТ 2070-821.2
ГОСТ 2177-991.2
ГОСТ 2517-851б.2
ГОСТ 3118-772.7.1
ГОСТ 3338-681.2
ГОСТ 3900-851.2
ГОСТ 4236-772.7.1
ГОСТ 5066-911.2
ГОСТ 5985-791.2
ГОСТ 6307-751.2
ГОСТ 6321-921.2
ГОСТ 6667-751.2
ГОСТ 6994-741.2
ГОСТ 7423-551.2
ГОСТ 8489-851.2
ГОСТ 8505-802.7.1
ГОСТ 10652-732.7.1
ГОСТ 11362-961.2
ГОСТ 13210-721.2
ГОСТ 14261-772.7.1
ГОСТ 14710-781.3
ГОСТ 18481-812.7.1
ГОСТ 19121-731.2
ГОСТ 20924-751.4
ГОСТ 21261-911.2
ГОСТ 24104-20012.7.1
ГОСТ 25336-822.7.1
ГОСТ 28498-902.7.1
ГОСТ 28781-901.2
ГОСТ 28782-901.2; 2.4
ГОСТ Р 51859-20021.2
ГОСТ Р 51947-20021.2
ГОСТ Р 52946-2008 (ЕН ИСО 5163:2005)1.2
ГОСТ Р ЕН ИСО 3405-20071.2
5.Ограничение срока действия снято Постановлением Госстандарта СССР от 18.07.91 N 1271
6.Издание с Изменениями N 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, утвержденными в ноябре 1976 г., апреле 1982 г., феврале 1984 г., декабре 1986 г., сентябре 1989 г., декабре 1990 г., июне 1991 г., июне 1997 г., июне 2000 г. (ИУС 1-77, 7-82, 5-84, 3-87, 1-90, 4-91, 10-91, 9-97, 12-2000); Поправками (ИУС 1-2005, 1-2006)
ПЕРЕИЗДАНИЕ (по состоянию на июнь 2009 г.)
ВНЕСЕНО Изменение N 13*, введенное в действие на территории РФ с 01.03.2010 на основании Приказа Ростехрегулирования от 15.12.2009 N 1172-ст
_______________
* Действует только на территории Российской Федерации.
Настоящий стандарт распространяется на авиационные бензины прямой перегонки, каталитического крекинга и реформинга с добавкой высококачественных компонентов, этиловой жидкости и антиокислителя.
Авиационные бензины должны изготовляться по технологии, из сырья и компонентов, которые применялись при изготовлении образцов бензинов, прошедших на авиационных двигателях государственные испытания с положительными результатами и допущенных к применению в установленном порядке.
Добавляемые в авиационные бензины высококачественные компоненты должны соответствовать действующей нормативно-технической документации.
Авиационные бензины не должны содержать поверхностно-активных веществ и других химических веществ в количестве, ухудшающем их свойства.

1.МАРКИ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1.Авиационные бензины должны выпускаться следующих марок:
авиационный бензин Б-95/130,
авиационный бензин Б-91/115.
1.2.По физико-химическим показателям авиационные бензины должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в табл.1.
Таблица 1
Наименование показателяНорма для маркиМетод испытания
Б-95/130Б-91/115
ОКП 02 5111 0201ОКП 02 5111 0301
1. Содержание тетраэтилсвинца в г на 1 кг бензина, не более3,12,5По ГОСТ 13210 или ГОСТ 28782-90 и по п.2.4 или п.2.7 настоящего стандарта
2. Детонационная стойкость:
октановое число по моторному методу, не менее9591По ГОСТ Р 52946 или ГОСТ 511
сортность на богатой смеси, не менее130115По ГОСТ 3338
3. Удельная теплота сгорания низшая, Дж/кг (ккал/кг), не менее42947·10  (10250)По ГОСТ 21261
4. Фракционный состав:По ГОСТ Р ЕН ИСО 3405 или ГОСТ 2177
температура начала перегонки, °С, не ниже40
10% перегоняется при температуре, °С, не выше82
50% перегоняется при температуре, °С, не выше105
90% перегоняется при температуре, °С, не выше145
97,5% перегоняется при температуре, °С, не выше180
остаток, %, не более1,5
потери от разгонки, %, не более1,5
5. Давление насыщенных паров, Па (мм рт.ст.),По ГОСТ 1756 или ГОСТ 28781
не менее33325 (250)29326 (220)
не более45422 (340)47988 (360)
6. Кислотность, мг/KОН на 100 см  бензина, не более0,3По ГОСТ 5985 или ГОСТ 11362
7. Температура начала кристаллизации, °С, не выше-60По ГОСТ 5066 (1 метод - без обезвоживания бензина)
8. Йодное число в г йода на 100 г бензина, не более6,02,0По ГОСТ 2070
9. Массовая доля ароматических углеводородов, %, не более35По ГОСТ 6994
10. Массовая концентрация фактических смол, мг на 100 см  бензина, не более3По ГОСТ 1567 и п.2.5 настоящего стандарта
11. Массовая доля серы, %, не более0,03По ГОСТ Р 51947 или ГОСТ Р 51859, или ГОСТ 19121
12. Испытание на медной пластинкеВыдерживаетПо ГОСТ 6321
13. Содержание водорастворимых кислот и щелочейОтсутствиеПо ГОСТ 6307
14. Содержание механических примесей и воды"По п.2.6
15. ПрозрачностьПрозрачныйПо п.2.6
16. ЦветЗеленыйПо п.2.6
17. Массовая доля параоксидифениламина, %0,002-0,005По ГОСТ 7423
18. Период стабильности, ч, не менее12По ГОСТ 6667
19. Плотность при 20 °С, кг/м Определение обязательноПо ГОСТ 3900
Примечания:
2.Для авиационного бензина марки Б-91/115, получаемого на основе компонента каталитического крекинга, устанавливаются:
а)йодное число не более 10 г йода на 100 г бензина.
б)содержание фактических смол не более 3 мг на 100 см  бензина.
4.Для авиационных бензинов марок Б-95/130 и Б-91/115, выработанных из бакинских нефтей, допускается содержание параоксидифениламина 0,004-0,010%, а на базе бензинов каталитического крекинга не менее 0,004%.
6.Для авиационных бензинов, сдаваемых после длительного хранения (более 2 лет), допускаются отклонения при определении фракционного состава по ГОСТ 2177 для температуры перегонки 10 и 50% на 2 °С и 90% на 1 °С. Этилированные авиационные бензины после длительного хранения допускается сдавать с периодом стабильности не менее 2 ч.
7.Примечания 1-6 не распространяются на бензин, предназначенный для экспорта.
8.Норма по показателю пункта 3 для бензинов с добавлением базового компонента крекинга должна быть не менее 43157·10  (10300) Дж/кг (ккал/кг).
10.По согласованию с потребителями допускается изготовлять авиационные бензины по показателю "Период стабильности" с нормой "не менее 8 ч".
11.Норма по показателю "Массовая доля ароматических углеводородов" для ПО "Омскнефтеоргсинтез", ПО "Куйбышевнефтеоргсинтез", Бакинского НПЗ введена с 01.01.95. Определение обязательно.
(Поправки).
1.3.К авиационным бензинам прямой перегонки допускается добавлять не более 20% толуола по ГОСТ 14710 и 10% пиробензола.
К авиационному бензину марки Б-95/130 каталитического крекинга разрешается добавлять не более 6% толуола или алкилбензол N 1, 2 и 3 в общей сумме не более 6%.
1.4.Для окрашивания этилированных бензинов добавляются красители, указанные в табл.2.
Таблица 2
Марка бензиновЦветНаименование красителейМасса красителя, мг на 1 кг бензина
Б-95/130ЗеленыйЖирорастворимый зеленый 6Ж или жирорастворимый зеленый антрахиноновый6±0,1
Б-91/115ЗеленыйЖирорастворимый зеленый 6Ж или жирорастворимый зеленый антрахиноновый6±0,1
Примечания:
1.Интенсивность окраски (концентрация растворителя) изготовитель определяет по ГОСТ 20924.
2.При применении жирорастворимого зеленого антрахинонового красителя допускается зеленый цвет бензина с синеватым оттенком.

1a. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

1a.1. Авиационный бензин до этилирования и окрашивания представляет собой бесцветную легковоспламеняющуюся горючую жидкость, взрывоопасная концентрация его паров в смеси с воздухом составляет 6%, предельно допустимая концентрация его паров в воздухе 100 мг/м  (определяется на аппарате УТ-2, в пересчете на углерод).
1а.2. Температура самовоспламенения авиационных бензинов всех марок от 380 до 475 °С, температура вспышки от минус 34 до минус 38 °С, область воспламенения 0,98-5,48% (по объему); температурные пределы воспламенения: нижний - от минус 34 до минус 38 °С, верхний - от минус 10 до плюс 5 °С.