Действующий
8.1.14 Электрифицированные пути от неэлектрифицированных отделяют двумя изолирующими стыками в каждой нити в следующих случаях:
- на подъездных путях тяговых подстанций, промышленных объектов, нефтебаз и складов с горючими и взрывоопасными веществами;
Стыки устанавливают таким образом, чтобы они не перекрывались одновременно подвижным составом, подаваемым на неэлектрифицированные пути.
8.1.15 Конструкцию пути выполняют так, чтобы обеспечивать надежный отвод поверхностных и грунтовых вод от основания пути; не допускается наличие прямых течей на путь в тоннелях.
8.1.16 Металлические конструкции, технологически связанные с тяговой рельсовой сетью, устанавливают на каменные, бетонные, железобетонные фундаменты с входным сопротивлением заземления значения которого не менее установленных в НД.
Конструкции и корпуса установок, соединенные в целях заземления с рельсами, не могут быть заземлены повторно.
8.1.17 Допускается использовать неэлектрифицированные пути в качестве проводника тяговых, дренажных токов и токов отопления поездов при соблюдении требований 8.1.7, 8.1.10, 8.1.12.
8.1.18 Для ограничения утечки тяговых токов с локальных участков пути (тоннель, депо, станционные парки) рекомендуется применять технические средства по НД, препятствующие стеканию тягового тока.
8.1.19 Систему питания тяговой сети метрополитена организовывают преимущественно с размещением тяговых подстанций у каждой станции.
Не допускается проектирование питания тяговой сети разных линий метрополитена от одной подстанции. На существующих тяговых подстанциях, питающих две и более линии метрополитена, секционируют не только положительные, но и отрицательные шины с установкой секционных коммутационных аппаратов.
Для контроля потенциалов рельсовой сети метрополитена оборудуют систему контрольно-измерительных пунктов в соответствии с НД.
8.1.20 При наличии в трамвайной тяговой рельсовой сети нескольких пунктов присоединения отрицательных питающих линий для одной тяговой подстанции применяют статические вольтодобавочные устройства или добавочные сопротивления для уравнивания потенциалов отсасывающих пунктов, разность которых в период интенсивного графика движения не должна превышать 0,5 В при вольтодобавочных устройствах и 1,0 В - при реостатах. Для контроля потенциалов предусматривают систему контрольных проводов.
Не допускается использовать отрицательные линии и пути трамвая в качестве проводника тока троллейбусных нагрузок.
8.1.22 Пункты присоединения отрицательных питающих линий к трамвайным рельсам выбирают на основании расчета по НД.
8.1.23 Кабели, используемые для прокладки отрицательных линий трамвая, оборудуют контрольными шинами для измерения потенциалов пунктов присоединения отрицательных кабелей к рельсам.
8.1.24 Для контроля разности потенциалов между пунктами присоединения отрицательных кабелей трамвая смежные параллельно работающие подстанции оборудуют системой контрольных проводов.
8.1.25 В пунктах присоединения отрицательных линий трамвая применяют разъемное электрическое соединение отрицательных линий с проводниками, идущими непосредственно к рельсовым нитям. Сопротивление контакта в месте присоединения каждого из указанных проводников к рельсовой нити не должно превышать 0,0015 Ом.
8.2.1 На линиях рельсового транспорта, электрифицированных по системе переменного тока, специальные меры по ограничению утечки тяговых токов на рельсовых путях и устройствах электроснабжения в части защиты от электрокоррозии не предусматривают.
8.3.1 При проектировании рабочих заземлений линий передач энергии постоянного тока системы "провод-земля" предусматривают мероприятия, исключающие их опасное влияние на подземные сооружения.
8.4.1 Источники блуждающих токов промышленных объектов (шинопроводы постоянного тока, электролизеры, металлические трубопроводы, присоединенные к электролизерам) электрически изолируют от строительных конструкций.
8.4.2 В качестве изоляторов используют базальт, фарфор, диабаз, стекло, пластмассы и другие материалы с удельным объемным сопротивлением не менее 10 Ом·м.
Не допускается применять пористые материалы, обладающие способностью впитывать влагу (бетон, неглазурованный фарфор, керамика) без специальной обработки водоотталкивающими и электроизолирующими составами.
8.4.3 Для ограничения тока утечки предусматривают секционирование с помощью электроизолирующих швов железобетонных перекрытий, железобетонных площадок для обслуживания электролизеров в подземных железобетонных конструкциях. Перекрытие, на котором устанавливают электролизеры, отделяют электроизоляционным швом от примыкающих к нему железобетонных стен, колонн, перекрытий других отделений.
8.4.4 Электроизоляционные швы выполняют в виде воздушных зазоров из мастичных или рулонных материалов с удельным электрическим сопротивлением 10 Ом·м.
8.4.5 В отделениях электролиза водных растворов для ограничения токов утечки применяют полимербетон для конструкций, примыкающих к электронесущему оборудованию (опоры, балки, фундаменты под электролизеры, опорные столбы под шинопроводы, опорные балки и фундаменты под оборудование, соединенное с электролизерами).
8.4.6 Трубопроводы, транспортирующие электролит и продукты электролиза, выполняют из неэлектропроводных материалов (фаолит, стекло, полиэтилен и др.) с целью ограничения токов утечки с них.
8.4.7 Для предотвращения стекания блуждающих токов с арматуры железобетонных фундаментов отделений электролиза предусматривают электроизоляцию фундаментов в соответствии с НД.
8.5 Контроль за выполнением мероприятий по ограничению токов утечки электрифицированного рельсового транспорта
8.5.1 Эксплуатационный контроль за выполнением требований по ограничению токов утечки с рельсовой сети проводят подразделения (службы) транспорта конкретного вида. Перечень контролируемых параметров, сроки и методы их выполнения определены в соответствующих НД.
8.5.2 Выполнение требований по ограничению токов утечки при строительстве линий электрифицированного рельсового транспорта контролирует строительная организация совместно с органами, эксплуатирующими стальные подземные коммуникации. Результаты контроля предъявляют при приемке линий в эксплуатацию.
8.5.3 Соответствие подключения средств активной защиты (поляризованных и усиленных дренажей) к рельсовой сети источника блуждающих токов требованиям настоящего стандарта проверяют представители рельсового транспорта и заинтересованной организации при первом опытном включении защиты, а в дальнейшем - организация, в ведении которой она находится.
8.5.4 Сведения об изменении режимов работы сооружений, являющихся источниками блуждающих токов и способных привести к увеличению опасности коррозии подземных сооружений, находящихся в зоне действия блуждающих токов этих источников, сообщают в организации, осуществляющие координацию и контроль противокоррозионной защиты подземных сооружений, не позднее чем за один месяц до перехода на новый режим работы.
9.1 Все работы по защите сооружений от коррозии выполняют в соответствии с действующими правилами обслуживания конкретных видов защищаемых сооружений, утвержденных в установленном порядке.
9.2 К выполнению работ по защите сооружений от коррозии допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, обучение и инструктаж по ГОСТ 12.0.004. При допуске к работе каждого рабочего инструктируют на рабочем месте с соответствующей записью в журнале по проведению инструктажа.
9.3 Работы по защите от коррозии выполняют с учетом требований ГОСТ 12.3.016, ГОСТ 12.3.008, ГОСТ 12.3.005, ГОСТ 12.2.004.
9.4 При электрохимической защите трубопроводов тепловых сетей с расположением анодных заземлений непосредственно в каналах напряжение постоянного тока на выходе станции катодной защиты (преобразователя, выпрямителя) ограничивают 12 В.
9.5 На участках трубопроводов тепловых сетей, к которым подключена станция катодной защиты, а анодные заземления установлены непосредственно в каналах, под крышками люков тепловых камер устанавливают указатели с надписью "Внимание! В каналах действует катодная защита".
9.6 При выполнении работ по защите сооружений от коррозии работающий персонал обеспечивают спецодеждой и средствами индивидуальной защиты в соответствии с требованиями действующих норм.
9.7 При проведении работ предусматривают предупредительные знаки в соответствии с ГОСТ 12.4.026, уровень шума - в соответствии с ГОСТ 12.1.003, содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны - не более предельно допустимых концентраций, установленных ГОСТ 12.1.005.
9.8 При проведении на сооружениях работ, связанных с электрическими измерениями, монтажом, ремонтом и наладкой электрозащитных установок, соблюдают правила, установленные [2], [3].
9.9 Работы в пределах проезжей части улиц и дорог для автотранспорта, на рельсовых путях трамвая и железных дорог, источниках электропитания установок электрозащиты выполняет бригада в составе не менее двух человек, а при проведении работ в колодцах, туннелях или глубоких траншеях (глубиной более 2 м) - бригада в составе не менее трех человек.