(Действующий) СНиП 2.05.02-85* Автомобильные дороги...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
4.13. Ширина насыпей автомобильных дорог поверху на длине не менее 10 м от начала и конца мостов, путепроводов должна превышать расстояние между перилами моста, путепровода на 0,5 м в каждую сторону. При необходимости следует производить соответствующее уширение земляного полотна; переход от уширенного земляного полотна к нормативному надлежит выполнять на длине 15-25 м.
4.14. Проезжую часть следует предусматривать с двускатным поперечным профилем на прямолинейных участках дорог всех категорий и, как правило, на кривых в плане радиусом 3000 м и более для дорог I категории и радиусом 2000 м и более для дорог других категорий.
На кривых в плане меньшим радиусом следует предусматривать устройство проезжей части с односкатным поперечным профилем (виражей) исходя из условий обеспечения безопасности движения автомобилей с наибольшими скоростями при данных радиусах кривых.
4.15. Поперечные уклоны проезжей части (кроме участков кривых в плане, на которых предусматривается устройство виражей) следует назначать в зависимости от числа полос движения и климатических условий по табл.7.
Таблица 7









Поперечный уклон, ¬

Категория дороги


Дорожно-климатические зоны






I


II, III


IV


V


I-а и I-б:













а) при двускатном поперечном профиле каждой проезжей части

15


20


25


15


б) при односкатном профиле:













первая и вторая полосы от разделительной полосы

15


20


20


15


третья и последующие полосы

20


25


25


20


II-IV

15


20


20


15


Примечание. На гравийных и щебеночных покрытиях поперечный уклон принимают 25-30¬, а на покрытиях из грунтов, укрепленных местными материалами, и на мостовых из колотого и булыжного камня - 30-40¬.

4.16. Поперечные уклоны обочин при двускатном поперечном профиле следует принимать на 10-30¬ больше поперечных уклонов проезжей части. В зависимости от климатических условий и типа укрепления обочин допускаются следующие величины поперечных уклонов, ¬:
30-40 - при у креплении с применением вяжущих;
40-60 - при укреплении гравием, щебнем, шлаком или замощении каменными материалами и бетонными плитами;
50-60 - при укреплении дернованием или засевом трав.
Для районов с небольшой продолжительностью снегового покрова и отсутствием гололеда для обочин, укрепленных дернованием, может быть допущен уклон 50-80¬.
Примечание. При устройстве земляного полотна из крупно- и среднезернистых песков, а также из тяжелых суглинистых грунтов и глин уклон обочин, укрепленных засевом трав, допускается принимать равным 40¬.
4.17. Поперечные уклоны проезжей части на виражах следует назначать в зависимости от радиусов кривых в плане по табл.8.
 Таблица 8








Поперечный уклон проезжей
части на виражах, ¬


Радиусы кривых в плане, м




основной, наиболее распространенный


в районах с частым гололедом




на дорогах I-V категорий


на подъездных дорогах к промышленным предприятиям





От 3000 до 1000 для дорог I категории

20-30


-


20-30


От 2000 до 1000 для дорог II-V категорий

20-30

-


20-30


От 1000 до 800

30-40


-


30-40


  "     800  "   700

30-40

20


30-40


  "    700   "   650


40-50


20


40


  "    650   "   600


50-60


20


40


  "    600   "   500


60


20-30


40


  "    500   "   450


60


30-40


40


  "    450   "   400


60


40-60


40


  "    400 и менее

60


60


40


Примечание. Меньшие значения поперечных уклонов на виражах соответствуют большим радиусам кривых, а большие - меньшим.

Если две соседние кривые в плане, обращенные в одну сторону, расположены близко одна от другой и прямая вставка между ними отсутствует или длина ее незначительна, односкатный поперечный профиль следует принимать непрерывным на всем протяжении.
В районах с незначительной продолжительностью снегового покрова и редкими случаями гололеда наибольший поперечный уклон проезжей части на виражах допускается принимать до 100¬.
На особо трудных участках по условиям застройки или рельефа местности допускается разработка индивидуальных проектов виражей с переменными поперечными уклонами (типа "ступенчатый вираж") и уширенной проезжей частью дорог.
4.18*. Переход от двускатного профиля дороги к односкатному следует осуществлять на протяжении переходной кривой, а при отсутствии ее (при реконструкции дорог) - на прилегающем к кривой прямом участке, равном длине переходной кривой.
Виражи на многополосных дорогах I категории, как правило, следует проектировать с раздельными поперечными уклонами для проезжих частей разных направлений и необходимыми мероприятиями по отводу воды с проезжих частей и разделительной полосы.
Поперечный уклон обочин на вираже следует принимать одинаковым с уклоном проезжей части дороги. Переход от нормального уклона обочин при двускатном профиле к уклону проезжей части следует производить, как правило, на протяжении 10 м до начала отгона виража.
Дополнительный продольный уклон наружной кромки проезжей части по отношению к проектному продольному уклону на участках отгона виража не должен превышать, ¬, для дорог:







I и II

категорий



5



III-V

"
в равнинной местности

10



III-V

"

в горной местности

20


4.19. При радиусах кривых в плане 1000 м и менее необходимо предусматривать уширение проезжей части с внутренней стороны за счет обочин, с тем чтобы ширина обочин была не менее 1,5 м для дорог I и II категорий и не менее 1 м для дорог остальных категорий.
Величины полного уширения двухполосной проезжей части дорог на закруглениях следует принимать по табл.9.
Таблица 9





Радиусы кривых
в плане, м

Величина уширения, м, для автомобилей и автопоездов с расстоянием от переднего бампера до задней оси автомобиля или автопоезда, м





автомобилей - 7 и менее, автопоездов - 11 и менее


13


15


18


1000


-


-


-


0,4


850


-


0,4


0,4


0,5


650


0,4


0,5


0,5


0,7


575


0,5


0,6


0,6


0,8


425


0,5


0,7


0,7


0,9


325


0,6


0,8


0,9


1,1


225


0,8


1,0


1,0


1,5


140


0,9


1,4


1,5


2,2


95


1,1


1,8


2,0


3,0


80


1,2


2,0


2,3


3,5


70


1,3


2,2


2,5


-


60


1,4


2,8


3,0


-


50


1,5


3,0


3,5


-


40


1,8


3,5


-


-


30


2,2


-


-


-


При недостаточной ширине обочин для размещения уширений проезжей части с соблюдением этих условий следует предусматривать соответствующее уширение земляного полотна. Уширение проезжей части надлежит выполнять пропорционально расстоянию от начала переходной кривой так, чтобы величины полного уширения были достигнуты к началу круговой кривой.
Величину полного уширения проезжей части для дорог с четырьмя полосами движения и более надлежит увеличивать соответственно числу полос, а для однополосных дорог - уменьшать в 2 раза по сравнению с нормами табл.9.
В горной местности в виде исключения допускается размещать уширения проезжей части на кривых в плане частично с внешней стороны закругления.
Целесообразность применения кривых с уширениями проезжей части более 2-3 м следует обосновывать в проекте сопоставлением с вариантами увеличения радиусов кривых в плане, при которых не требуется устройства таких уширений.     

ПЛАН И ПРОДОЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ

4.20*. Проектирование плана и продольного профиля дорог надлежит производить из условия наименьшего ограничения и изменения скорости, обеспечения безопасности и удобства движения, возможной реконструкции дороги за пределами перспективного периода согласно п.1.7.
При назначении элементов плана и продольного профиля в качестве основных параметров следует принимать:
продольные уклоны - не более 30¬;
расстояние видимости для остановки автомобиля - не менее 450 м;
радиусы кривых в плане - не менее 3000 м;
радиусы кривых в продольном профиле:
выпуклых - не менее 70000 м;
вогнутых - не менее 8000 м;
длины кривых в продольном профиле:
выпуклых - не менее 300 м;
вогнутых - не менее 100 м.
Переломы проектной линии в продольном профиле следует сопрягать кривыми.
Во всех случаях, где по местным условиям возможно попадание на дорогу с придорожной полосы людей и животных, следует обеспечивать боковую видимость прилегающей к дороге полосы на расстоянии 25 м от кромки проезжей части для дорог I-III категорий и 15 м для дорог IV и V категорий.
4.21. Если по условиям местности не представляется возможным выполнить требования п.4.20* или выполнение их связано со значительными объемами работ и стоимостью строительства дороги, при проектировании допускается снижать нормы на основе технико-экономического сопоставления вариантов с учетом указаний пп.1.9 и 2.2. При этом предельно допустимые нормы надлежит принимать по табл.10 исходя из расчетных скоростей движения по категориям дорог, приведенных в табл.3.
Таблица 10















Наименьшие расстояния видимости, м


Наименьшие радиусы кривых, м


Расчетная скорость, км/ч


Наиболь- шие продоль- ные уклоны, ¬

для остановки


встречного автомобиля


в плане

в продольном профиле












выпуклых

вогнутых














основные


в горной местности





основные


в горной местности


150


30


300


-


1200


1000


30000


8000


4000


120


40


250


450


800


600


15000


5000


2500


100


50


200


350


600


400


10000


3000


1500


80


60


150


250


300


250


5000


2000


1000


60


70


85


170


150


25*


2500


1500


600


50


80


75


130


100


100


1500


1200


400


40


90


55


110


60


60


1000


1000


300


30


100


45


90


30


30


600


600


200


Примечание. Наименьшее расстояние видимости для остановки должно обеспечивать видимость любых предметов, имеющих высоту 0,2 м и более, находящихся на середине полосы движения, с высоты глаз водителя автомобиля 1,2 м от поверхности проезжей части.
___________
* Соответствует оригиналу. - Примечание "КОДЕКС".     

Примечания: 1. В случаях необходимости резкого изменения направления дорог II-V категорий в горных условиях допускается устройство серпантин.
2. В особо трудных условиях горной местности (за исключением мест с абсолютными отметками более 3000 м над уровнем моря) для участков протяженностью до 500 м при соответствующем обосновании с учетом п.1.9 допускается увеличение наибольших продольных уклонов против норм табл.10, но не более чем на 20¬.