(Действующий) СНиП 2.05.02-85* Автомобильные дороги...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Расчетные скорости, установленные в табл.3 для трудных участков пересеченной и горной местности, допускается принимать только при соответствующем технико-экономическом обосновании с учетом местных условий для каждого конкретного участка проектируемой дороги.
Расчетные скорости на смежных участках автомобильных дорог не должны отличаться более чем на 20%.
При разработке проектов реконструкции автомобильных дорог по нормам I-б и II категорий допускается при соответствующем технико-экономическом обосновании сохранять элементы плана, продольного и поперечного профилей (кроме числа полос движения) на отдельных участках существующих дорог, если они соответствуют расчетной скорости, установленной для дорог III категории, а по нормам III, IV категорий - соответственно на категорию ниже.
При проектировании подъездных автомобильных дорог к промышленным предприятиям по нормам I-б и II категорий при наличии в составе движения более 70% грузовых автомобилей или при протяженности дороги менее 5 км следует принимать расчетные скорости, соответствующие III категории.
Примечания: 1. К трудным участкам пересеченной местности относится рельеф, прорезанный часто чередующимися глубокими долинами, с разницей отметок долин и водоразделов более 50 м на расстоянии не свыше 0,5 км, с боковыми глубокими балками и оврагами, с неустойчивыми склонами. К трудным участкам горной местности относятся участки перевалов через горные хребты и участки горных ущелий со сложными, сильноизрезанными или неустойчивыми склонами.
2*. При наличии вдоль трассы автомобильных дорог капитальных дорогостоящих сооружений и лесных массивов, а также в случаях пересечения дорогами земель, занятых особо ценными сельскохозяйственными культурами и садами, при соответствующем технико-экономическом обосновании (согласно п.1.9) допускается принимать расчетные скорости, установленные в табл.3 для трудных участков пересеченной местности.
4.2*. Нагрузку на одиночную, наиболее нагруженную ось двухосного автомобиля, для расчета прочности дорожной одежды следует принимать для дорог:





I-II категорий

115 кН (11,5 тс)



III-IV категорий

100 кН (10 тс)




V категории

60 кН (6 тс).


Если по дорогам IV категории не предполагается движение автотранспортных средств с осевой нагрузкой свыше 60 кН (6 тс), их следует проектировать под нагрузку 60 кН (6 тс).
4.3. Расчет прочности дорожных одежд на указанные в п.4.2* нагрузки следует производить по инструкциям по назначению конструкций и расчету дорожных одежд и указаниям разд.7.

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ПОПЕРЕЧНОГО ПРОФИЛЯ ДОРОГ

4.4. Основные параметры поперечного профиля проезжей части и земляного полотна автомобильных дорог в зависимости от их категории следует принимать по табл.4*.
Таблица 4*







Параметры элементов дорог

Категории дорог




I-а


I-б


II


III


IV


V


Число полос движения


4; 6; 8


4; 6; 8


2


2


2


1


Ширина полосы движения, м


3,75


3,75


3,75


3,5


3


-


Ширина проезжей части, м


2х7,5;
2х11,25;
2х15


2х7,5;
2х11,25;
2х15


7,5


7


6


4,5


Ширина обочин, м


3,75


3,75


3,75


2,5


2


1,75


Наименьшая ширина укрепленной полосы обочины, м


0,75


0,75


0,75


0,5


0,5


-


Наименьшая ширина разделительной полосы между разными направлениями движения, м

6


5


-


-


-


-


Наименьшая ширина укрепленной полосы на разделительной полосе, м


1


1


-


-


-


-


Ширина земляного полотна, м


28,5; 36; 43,5


27,5; 35; 42,5


15


12


10


8


Примечание - В обоснованных случаях на дорогах II категории допускается устройство четырехполосной проезжей части с шириной полосы движения 3,5 м при расчетной скорости движения не более 100 км/ч.

4.5. На участках автомобильных дорог I-а, I-б и II категорий, где интенсивность движения за первые пять лет эксплуатации дорог достигает 50% и более расчетной перспективной, в местах, определяемых и обосновываемых проектом, а также в местах пересечений, примыканий и съездов с дорог I-а, I-б и II категорий (на которых не предусматривается устройство переходно-скоростных полос) на обочинах на расстоянии не менее 100 м в обе стороны следует предусматривать устройство остановочных полос шириной 2,5 м согласно п.7.31.
Покрытия на обочинах и укрепленных полосах разделительных полос должны отличаться по цвету и внешнему виду от покрытий проезжей части или отделяться разметкой. Обочины по своей прочности должны допускать выезд на них транспортных средств.
4.6*. Число полос движения на дорогах I категории следует устанавливать в зависимости от интенсивности движения и рельефа местности по табл.5.
Таблица 5



Рельеф местности


Интенсивность
движения, прив. ед./сут


Число
полос движения

Равнинный и пересеченный


Св. 14000 до 40000

4






  "    40000  "  80000

6






  "    80000

8


Горный


Св. 14000 до 34000

4






  "    34000   " 70000

6





  "    70000

8


Строительство дорог с многополосной проезжей частью надлежит обосновывать сопоставлением с вариантами сооружения дорог по раздельным направлениям.
При наличии данных число полос движения допускается устанавливать в зависимости от расчетной часовой интенсивности движения (п.1.5), коэффициента загрузки дороги движением и расчетной пропускной способности полосы движения.
4.7. Дополнительные полосы проезжей части для грузового движения в сторону подъема при смешанном составе транспортного потока следует предусматривать на участках дорог II категории, при интенсивности движения свыше 4000 прив. ед./сут (достигаемой в первые пять лет эксплуатации) также и III категории при продольном уклоне более 30¬ и длине участка свыше 1 км, а при уклоне более 40¬ - при длине участка свыше 0,5 км.
Ширину дополнительной полосы движения следует принимать равной 3,5 м на всем протяжении подъема.
Протяженность дополнительной полосы за подъемом следует принимать по табл.6.
Таблица 6





Интенсивность движения в сторону подъема, прив. ед./сут

4000


5000


6500


8000
и более

Общая протяженность полосы за пределами подъема, м

50



100


150


200


Переход к уширенной проезжей части следует осуществлять на участке длиной 60 м.
4.8. Ширину проезжей части дорог в пределах средней части вогнутых кривых в продольном профиле, сопрягающих участки продольных уклонов с алгебраической разностью 60¬ и более, следует увеличивать с каждой стороны для дорог II и III категорий на 0,5 м, а для дорог IV и V категорий - на 0,25 м по сравнению с нормами, приведенными в табл.4*.
Длина участков с уширенной проезжей частью должна быть для дорог II и III категорий не менее 100 м, для дорог IV и V категорий - не менее 50 м.
Переход к уширенной проезжей части следует осуществлять на участке длиной 25 м для дорог II и III категорий и на участке 15 м - для дорог IV и V категорий.
4.9. На участках дорог V категории с уклонами более 60¬ в местах с неблагоприятными гидрологическими условиями и с легкоразмываемыми грунтами, с уменьшенной шириной обочин следует предусматривать устройство разъездов. Расстояния между разъездами надлежит принимать равными расстояниям видимости встречного автомобиля, но не более 1 км. Ширину земляного полотна и проезжей части на разъездах следует принимать по нормам дорог IV категории, а наименьшую длину разъезда - 30 м. Переход от однополосной проезжей части к двухполосной следует осуществлять на протяжении 10 м.
Поверхности разделительных полос в зависимости от их ширины, применяемых грунтов, вида укрепления и природно-климатических условий придается уклон к середине разделительной полосы или в сторону проезжей части. При уклоне поверхности разделительной полосы к середине для отвода воды следует предусматривать устройство специальных коллекторов.
4.12. Ширину разделительной полосы на участках дорог, проложенных по ценным землям, на особо трудных участках дорог в горной местности, на больших мостах, при проложении дорог в застроенных районах и т.п. при соответствующих технико-экономических обоснованиях допускается уменьшать до ширины, равной ширине полосы для установки ограждений плюс 2 м.
Переход от уменьшенной ширины разделительной полосы к ширине полосы, принятой на дороге, следует осуществлять с обеих сторон с отгоном 100:1.
Разделительные полосы следует предусматривать с разрывами длиной 30 м через 2-5 км для организации пропуска движения автотранспортных средств и для проезда специальных машин в периоды ремонта дорог. В периоды, когда они не используются, их следует закрывать специальными съемными ограждающими устройствами.
4.13. Ширина насыпей автомобильных дорог поверху на длине не менее 10 м от начала и конца мостов, путепроводов должна превышать расстояние между перилами моста, путепровода на 0,5 м в каждую сторону. При необходимости следует производить соответствующее уширение земляного полотна; переход от уширенного земляного полотна к нормативному надлежит выполнять на длине 15-25 м.
4.14. Проезжую часть следует предусматривать с двускатным поперечным профилем на прямолинейных участках дорог всех категорий и, как правило, на кривых в плане радиусом 3000 м и более для дорог I категории и радиусом 2000 м и более для дорог других категорий.
На кривых в плане меньшим радиусом следует предусматривать устройство проезжей части с односкатным поперечным профилем (виражей) исходя из условий обеспечения безопасности движения автомобилей с наибольшими скоростями при данных радиусах кривых.
4.15. Поперечные уклоны проезжей части (кроме участков кривых в плане, на которых предусматривается устройство виражей) следует назначать в зависимости от числа полос движения и климатических условий по табл.7.
Таблица 7









Поперечный уклон, ¬

Категория дороги


Дорожно-климатические зоны






I


II, III


IV


V


I-а и I-б:













а) при двускатном поперечном профиле каждой проезжей части

15


20


25


15


б) при односкатном профиле:













первая и вторая полосы от разделительной полосы

15


20


20


15


третья и последующие полосы

20


25


25


20


II-IV

15


20


20


15


Примечание. На гравийных и щебеночных покрытиях поперечный уклон принимают 25-30¬, а на покрытиях из грунтов, укрепленных местными материалами, и на мостовых из колотого и булыжного камня - 30-40¬.

4.16. Поперечные уклоны обочин при двускатном поперечном профиле следует принимать на 10-30¬ больше поперечных уклонов проезжей части. В зависимости от климатических условий и типа укрепления обочин допускаются следующие величины поперечных уклонов, ¬:
30-40 - при у креплении с применением вяжущих;
40-60 - при укреплении гравием, щебнем, шлаком или замощении каменными материалами и бетонными плитами;
50-60 - при укреплении дернованием или засевом трав.
Для районов с небольшой продолжительностью снегового покрова и отсутствием гололеда для обочин, укрепленных дернованием, может быть допущен уклон 50-80¬.
Примечание. При устройстве земляного полотна из крупно- и среднезернистых песков, а также из тяжелых суглинистых грунтов и глин уклон обочин, укрепленных засевом трав, допускается принимать равным 40¬.
4.17. Поперечные уклоны проезжей части на виражах следует назначать в зависимости от радиусов кривых в плане по табл.8.
 Таблица 8








Поперечный уклон проезжей
части на виражах, ¬


Радиусы кривых в плане, м




основной, наиболее распространенный


в районах с частым гололедом




на дорогах I-V категорий


на подъездных дорогах к промышленным предприятиям





От 3000 до 1000 для дорог I категории

20-30


-


20-30


От 2000 до 1000 для дорог II-V категорий

20-30

-


20-30


От 1000 до 800

30-40


-


30-40


  "     800  "   700

30-40

20


30-40


  "    700   "   650


40-50


20


40


  "    650   "   600


50-60


20


40


  "    600   "   500


60


20-30


40


  "    500   "   450


60


30-40


40


  "    450   "   400


60


40-60


40


  "    400 и менее

60


60


40


Примечание. Меньшие значения поперечных уклонов на виражах соответствуют большим радиусам кривых, а большие - меньшим.