(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 59034-2020 "Услуги на железнодорожном...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
ГОСТ Р 58855 Услуги на железнодорожном транспорте. Качество услуг в области грузовых перевозок. Термины и определения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 22235, ГОСТ 34056 и ГОСТ Р 58855.

4 Требования к обслуживанию грузоотправителей и грузополучателей

4.1 Работники компании (перевозчика, оператора железнодорожного подвижного состава), осуществляющие непосредственное обслуживание грузоотправителей/грузополучателей, при выполнении своих функций должны соблюдать требования, аналогичные требованиям, установленным ГОСТ Р 58664-2019 (раздел 5).
4.2 Информационно-справочные услуги грузоотправителям и грузополучателям при перевозке угля в открытом подвижном составе необходимо оказывать в соответствии с требованиями, аналогичными требованиям, установленным ГОСТ Р 58664-2019 (раздел 6).
4.3 Перевозка угля в открытом подвижном составе на железнодорожном транспорте может быть осуществлена на основании согласованной и принятой перевозчиком к исполнению заявки на перевозку, оформленной и поданной грузоотправителем в соответствии с требованиями федерального закона [3] (статья 11) и правил [4].
4.4 При перевозке угля в составе поездного формирования, не принадлежащего перевозчику, вместе с заявкой на перевозку груза должна быть подана заявка на перевозку в составе поездного формирования, не принадлежащего перевозчику, в соответствии с требованиями правил [5].
4.5 При перевозке угля отправительскими маршрутами вместе с заявкой на перевозку груза должна быть подана заявка на перевозку груза маршрутами в соответствии с требованиями правил [6].
4.6 Информация о местонахождении и режиме работы подразделений перевозчика, уполномоченных принимать заявки на перевозку груза, должна быть размещена перевозчиком в источниках, доступных для грузоотправителей.
4.7 Грузоотправитель должен быть проинформирован о сроках подачи и рассмотрения заявки на перевозку груза, установленных правилами [4] в соответствии со статьей 11 федерального закона [3].
4.8 Заявка на перевозку груза с результатами ее согласования должна быть возвращена перевозчиком грузоотправителю не позднее чем за три дня до заявленной даты отправки груза.
4.9 В случае возврата грузоотправителю несогласованной заявки на перевозку груза перевозчик должен приложить к ней обоснованную причину отказа в перевозке угля на выбранном маршруте.
4.10 Перевозчик должен уведомить грузополучателя о прибывшем в его адрес грузе любым из способов, заранее выбранным по соглашению сторон в соответствии с требованиями правил [7].

5 Требования к выполнению коммерческих операций

5.1 Оформление перевозочных документов установленных форм [8] на перевозку угля необходимо осуществлять в соответствии с требованиями правил [9].
5.2 При оформлении перевозочных документов на бурый и каменный уголь, являющиеся смерзающимися грузами, соблюдают также требования раздела IV правил [10].
5.3 Прием угля к перевозке перевозчик должен осуществлять с соблюдением правил [11] путем проведения визуального осмотра груза в вагоне на наличие признаков утраты, недостачи или порчи, а также соблюдения требований технических условий [12].
5.4 При приеме к перевозке бурого и каменного угля, а также угольного шлама перевозчик может отказать в приеме груза к перевозке при несоблюдении грузоотправителем требований по подготовке смерзающихся грузов к перевозке в соответствии с правилами [10].
5.5 Перевозчик может принять к перевозке бурый и каменный уголь без применения профилактических мер против смерзания при наличии у грузоотправителя письменного согласия грузополучателя на прием такого груза. При этом необходимо информировать владельца вагона о повышении риска повреждения вагона вследствие выгрузки смерзшегося груза.
5.6 Взвешивание необходимо осуществлять с целью определения массы груза в вагоне после погрузки в соответствии с требованиями правил [11] в части выполнения технологических операций и статьей 26 федерального закона [3] в части распределения ответственности между перевозчиком и грузоотправителем.
5.7 Взвешивание должна проводить сторона договора перевозки груза, осуществляющая погрузку, на вагонных весах с остановкой вагонов или во время движения вагонов на вагонных весах, предназначенных для этого способа взвешивания и поверенных в установленном порядке.
5.8 Выдачу угля грузополучателю и приемо-сдаточные операции необходимо осуществлять в соответствии с требованиями правил [7].
5.9 Перед выдачей груза перевозчик осуществляет проверку путем визуального осмотра угля в вагоне на наличие признаков утраты или недостачи.
5.10 При отсутствии обстоятельств, предусматривающих необходимость участия перевозчика в выдаче груза в соответствии со статьей 41 федерального закона [3], уголь выдается в вагонах без проверки количества и массы.
5.11 При выявлении случаев, предусмотренных статьей 41 федерального закона [3], количество и масса груза должны быть определены путем взвешивания на вагонных весах.

6 Требования к выполнению грузовых операций

6.1 Род и вид открытого подвижного состава должны быть выбраны грузоотправителем в зависимости от физико-химических свойств груза, вида применяемых для выполнения погрузочно-разгрузочных операций устройств, сооружений и механизмов.
6.2 Под погрузку угля должны подаваться пригодные для перевозки конкретного груза технически исправные вагоны. Вагоны должны иметь исправные кузова и крышки разгрузочных люков (при наличии), исключающие просыпание груза, а также исправные запорные механизмы и устройства блокировки (при наличии), предотвращающие открытие люков, очищенные от остатков ранее перевозимых грузов. При перевозке угля фракции менее 10 мм крышки разгрузочных люков должны быть заделаны уплотнителями, исключающими просыпание грузов.
6.3 Техническую пригодность вагонов, подаваемых под погрузку угля, должен определять перевозчик согласно федеральному закону [3].
6.4 Пригодность вагонов для погрузки угля в коммерческом отношении осуществляет сторона договора перевозки, осуществляющая погрузку.
6.5 Грузоотправитель имеет право отказаться от погрузки в технически неисправные вагоны и/или вагоны, непригодные в коммерческом отношении для перевозки угля.
6.6 Порядок информирования владельца неисправного и/или непригодного вагона об отказе грузовладельца от погрузки в этот вагон, а также дальнейшие действия по замене вагона определены правилами [11].
6.7 Уголь необходимо загружать в вагон без превышения грузоподъемности вагона, указанной на его трафарете. При погрузке угля в вагоны сочлененного типа дополнительно необходимо соблюдать требования эксплуатационной документации на вагоны по равномерности загрузки тележек.
6.8 При погрузке угля в вагоны сочлененного типа все секции одного вагона должны загружаться грузом одного наименования.
6.9 Время выполнения погрузочно-разгрузочных операций не должно превышать нормативного времени, установленного документами владельца грузового фронта в зависимости от объемов погрузки и выгрузки, технического оснащения и утвержденной технологии, если иное не предусмотрено договором.
6.10 Погрузочно-разгрузочные работы с углем необходимо производить в соответствии с требованиями ГОСТ 22235-2010 (подраздел 4.2) при использовании полувагонов, ГОСТ 22235-2010 (подраздел 4.4) при использовании вагонов-платформ, ГОСТ 22235-2010 (подраздел 4.7) при использовании вагонов-хопперов открытого типа.
6.11 Устройства, взаимодействующие с вагонами при выполнении погрузочно-разгрузочных операций с углем, должны соответствовать требованиям ГОСТ 22235-2010 (раздел 5).
6.12 При перевозке угля мелкой фракции сторона договора перевозки, осуществляющая погрузку, обязана обеспечить сохранность груза и исключить его просыпание в пути следования.
6.13 Перед началом погрузки необходимо проверять температуру, влажность и другие физико-химические свойства бурого и каменного угля, отнесенных к смерзающимся грузам, для предотвращения его слеживания, комкования и смерзания.
6.14 Профилактические меры и средства, применяемые для предотвращения смерзания бурого и каменного угля, должны быть определены грузоотправителем по согласованию с грузополучателем.
6.15 Применение профилактических мер против смерзания бурого и каменного угля необходимо осуществлять в периоды года, указанные в приложении 2 к правилам [10].
6.16 Для предотвращения смерзания бурого и каменного угля необходимо применять профилактические меры, приведенные в приложении 3 к правилам [10].
6.17 Поверхность погруженного в открытый вагон груза во всех случаях, кроме сортовых и рядовых углей, брикетов, отправляемых на сортировочные установки обогатительных фабрик, должна быть разровнена и уплотнена в соответствии с оформленной грузоотправителем и согласованной перевозчиком инструкцией. При этом "шапка" должна иметь в поперечном сечении форму трапеции с нижним основанием, не выступающим выше уровня бортов кузова вагона.
6.18 По согласованию с владельцем вагона разравнивание и уплотнение груза в вагоне может осуществляться механизированным способом. При этом используемые механизмы должны отвечать требованиям ГОСТ 22235-2010 (раздел 5).
6.19 После окончания погрузки осуществляющая ее сторона договора перевозки должна обеспечить очистку от остатков угля ходовых частей вагонов, включая буксовые узлы или подшипники колесных пар, тормозного оборудования, автосцепных устройств и шарнирного узла сочленения вагонов сочлененного типа.
6.20 Выгрузка угля в местах общего и необщего пользования должна быть обеспечена грузополучателем в соответствии с требованиями правил [7].
6.21 Места общего и необщего пользования, где осуществляют погрузочно-разгрузочные операции с бурым и каменным углем, должны быть оборудованы сооружениями и устройствами, обеспечивающими восстановление сыпучести грузов, очистку вагонов после выгрузки, а также сохранность вагонов в соответствии с требованиями правил [10].
6.22 При перевозке угля кольцевыми маршрутами допустимые остатки груза после выгрузки могут быть установлены исходя из требований обеспечения безопасности движения только по письменному согласованию грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика в соответствии с правилами [13], а также владельца вагона.