(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 59034-2020 "Услуги на железнодорожном...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
6.15 Применение профилактических мер против смерзания бурого и каменного угля необходимо осуществлять в периоды года, указанные в приложении 2 к правилам [10].
6.16 Для предотвращения смерзания бурого и каменного угля необходимо применять профилактические меры, приведенные в приложении 3 к правилам [10].
6.17 Поверхность погруженного в открытый вагон груза во всех случаях, кроме сортовых и рядовых углей, брикетов, отправляемых на сортировочные установки обогатительных фабрик, должна быть разровнена и уплотнена в соответствии с оформленной грузоотправителем и согласованной перевозчиком инструкцией. При этом "шапка" должна иметь в поперечном сечении форму трапеции с нижним основанием, не выступающим выше уровня бортов кузова вагона.
6.18 По согласованию с владельцем вагона разравнивание и уплотнение груза в вагоне может осуществляться механизированным способом. При этом используемые механизмы должны отвечать требованиям ГОСТ 22235-2010 (раздел 5).
6.19 После окончания погрузки осуществляющая ее сторона договора перевозки должна обеспечить очистку от остатков угля ходовых частей вагонов, включая буксовые узлы или подшипники колесных пар, тормозного оборудования, автосцепных устройств и шарнирного узла сочленения вагонов сочлененного типа.
6.20 Выгрузка угля в местах общего и необщего пользования должна быть обеспечена грузополучателем в соответствии с требованиями правил [7].
6.21 Места общего и необщего пользования, где осуществляют погрузочно-разгрузочные операции с бурым и каменным углем, должны быть оборудованы сооружениями и устройствами, обеспечивающими восстановление сыпучести грузов, очистку вагонов после выгрузки, а также сохранность вагонов в соответствии с требованиями правил [10].
6.22 При перевозке угля кольцевыми маршрутами допустимые остатки груза после выгрузки могут быть установлены исходя из требований обеспечения безопасности движения только по письменному согласованию грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика в соответствии с правилами [13], а также владельца вагона.
6.23 После выгрузки осуществляющей ее стороной договора перевозки грузовые вагоны должны быть очищены внутри и снаружи от остатков груза способами, допускаемыми руководством по эксплуатации грузовых вагонов. При этом должна быть обеспечена защита буксовых узлов, тормозного оборудования, рукавов, воздушной магистрали, элементов тележки, шарнирного узла сочленения вагонов сочлененного типа и других элементов конструкции от попадания в них влаги, остатков груза и грязи.
6.24 Не допускается ставить в поезда грузовые вагоны с остатками груза на тормозном оборудовании, автосцепном оборудовании, колесных парах, элементах тележек вагона и шарнирном узле сочленения вагонов сочлененного типа.
6.25 Не допускается при погрузочно-разгрузочных работах температурное воздействие на элементы грузовых вагонов, превышающее значения, определенные руководством по эксплуатации вагона.
6.26 Не допускается открывать и закрывать разгрузочные крышки люков, борта вагонов с применением тракторов, погрузчиков, лебедок, кранов и другой техники, не предназначенной для выполнения данных работ.

7 Требования к перевозке угля

7.1 Нормативный срок доставки угля необходимо определять в соответствии с правилами [14], исходя из расстояния перевозки, за которое в соответствии с федеральным законом [3] должна быть рассчитана плата за перевозку, в зависимости от вида отправки и скорости перевозки.
7.2 Перевозочный процесс угля необходимо осуществлять при соблюдении правил [10] в части требований к перевозке смерзающихся грузов, [15] в части требований к перевозке грузов насыпью и навалом, [16] в части требований к перевозке грузов в открытом подвижном составе, при перевозке угля отправительскими маршрутами - также правил [6].
7.3 При перевозке угля отправительскими маршрутами вес и длина поезда устанавливаются владельцем инфраструктуры и доводятся до сведения грузоотправителя.
7.4 Грузоотправитель должен согласовать с грузополучателем возможность приема отправительского маршрута установленного веса и длины под выгрузку.
7.5 Перевозку угля в поездах, сформированных из локомотивов и вагонов, не принадлежащих перевозчику, необходимо осуществлять в соответствии с правилами [5].

8 Требования к терминально-складским услугам

8.1 Услуга хранения угля может быть предоставлена в местах общего пользования и в местах необщего пользования.
8.2 Хранение угля в местах общего пользования необходимо осуществлять с соблюдением сроков и условий хранения, установленных правилами [17].
8.3 Хранение угля организуют на открытых складских площадях.
8.4 При хранении угля на открытых складских площадях должны быть обеспечены условия для сохранения качества угля: максимальное снижение потерь при хранении от окисления, уноса ветром, переизмельчения, вымывания осадками, предупреждение смерзаемости с учетом климатических условий.
8.5 Не допускается использовать для хранения угля площади, расположенные на расстоянии менее 2 м от источников тепла, имеющих температуру выше температуры окружающей среды.
8.6 Для хранения угля необходимо использовать ровные площадки с твердым покрытием, расположенные в сухом месте.
8.7 Для отвода грунтовых, дождевых и талых вод необходимо предусматривать дренажные сооружения. Во избежание затопления штабелей угля дождевыми или талыми водами площадка, используемая для хранения угля, должна иметь уклон от 3° до 5° для стока воды за пределы склада.
8.8 Для складирования устойчивых к окислению углей (группы I и II) в соответствии с инструкцией [18] рекомендуется использование прочных забетонированных оснований, исключающих потери угля в грунт и обеспечивающих хороший отвод тепла. Для малоустойчивых к окислению углей (группы III и IV) рекомендовано выбирать площадки под штабеля в виде естественного грунта, обеспечивающего хорошую теплоотдачу от угля в почву, относительно быстрое удаление атмосферных осадков, а также хороший контакт угля с основанием, что затрудняет свободный подсос воздуха в штабель. Основание у естественного грунта должно быть покрыто смесью шлама и тощей глины с толщиной слоя от 120 до 150 мм с уплотнением.
8.9 Склады должны иметь резервные площадки не менее 5 % их полезной емкости для освежения угля при длительном хранении и охлаждения его в случае самонагревания.
8.10 Склады должны быть оборудованы противопожарными водопроводами, противопожарными средствами и инвентарем. Гидранты должны быть расположены на площадках, не занимаемых углем, на расстоянии от места укладки угля не более 100 м.
8.11 На складских площадях, используемых для хранения угля, должен быть обеспечен беспрепятственный доступ и проезд пожарной техники.
8.12 Весь уголь, поступающий на склад для длительного хранения, должен быть уложен в штабеля (по мере выгрузки его из вагонов) не позднее двух суток со дня его выгрузки.
8.13 На складе необходимо осуществлять раздельное хранение углей по видам (каменный, бурый уголь), маркам, сортам, классам, кондициям и срокам хранения.
8.14 При укладке штабеля грейферным краном и другими механизмами не допускается открывать ковш с углем на высоте более 2 м от поверхности штабеля.
8.15 Размеры штабеля зависят от применяемых способов его укладки (для рядовых углей - с послойным и поверхностным уплотнением, для сортовых - без уплотнения), а также от свойств и сроков хранения угля.
8.16 В зависимости от склонности углей к окислению в соответствии с группой угля рекомендована максимальная высота штабелей в соответствии с таблицей 8.1.

Таблица 8.1 - Рекомендованная высота штабелей с углем

В метрах
Группа угля
Характеристика группы
Способ укладки
Максимальная высота штабеля
I
Наиболее устойчивые к окислению, не самовозгораются при храненииМеханизированный
Не ограничена
Немеханизированный
Не ограничена
II
Устойчивые к окислению, самовозгораются в редких случаяхМеханизированный
10
Немеханизированный
10
III
Среднеустойчивые к окислению и самовозгораниюМеханизированный
6
Немеханизированный
2,5
IV
С повышенной возможностью окисления и самовозгоранияМеханизированный
5
Немеханизированный
2,5
8.17 На немеханизированных складах для углей групп III и IV допускается ширина штабеля не более 20 м.
8.18 При закладке угля на длительное хранение необходимо осуществлять уплотнение горизонтальных поверхностей штабеля и откосов, в особенности в их нижней части.
8.19 Рядовые угли групп III и IV необходимо закладывать в штабель с послойным уплотнением через каждые (1,0   0,5) м, с равномерным распределением крупных кусков по мере укладки каждого слоя.
8.20 Для предупреждения нагревания и самовозгорания угля на складе при его длительном хранении рекомендовано обрабатывать поверхность штабеля ингибиторами.
8.21 На складах необходимо систематически контролировать температуру хранимого угля. Способы и периодичность контроля должны быть установлены в документах владельца склада и доступны для ознакомления клиентам.
8.22 Документами владельца склада должен быть установлен комплекс мер, которые необходимо принимать в случае саморазогревания и/или самовозгорания угля.

9 Требования к набору и качеству дополнительных услуг

9.1 Дополнительные услуги, связанные с оказанием терминально-складских услуг, выполнением грузовых и коммерческих операций, могут оказывать перевозчики, владельцы инфраструктуры, иные юридические и физические лица по договору с грузоотправителем/грузополучателем, имеющие соответствующее оборудование и компетенции.
9.2 Дополнительные услуги при перевозке угля могут быть оказаны перевозчиком и/или оператором железнодорожного подвижного состава на возмездной основе после предварительного информирования грузоотправителя/грузополучателя о стоимости и условиях их оказания.
9.3 Грузоотправителю угля могут быть предоставлены дополнительные услуги, в том числе:
- перевозка груза по расписанию (на специально выделенную нитку графика движения поездов);
- подача и уборка вагонов на места необщего пользования в строго согласованное время;