Действующий
Отбираемый от двигателя воздух для наддува и вентиляции кабин ВС не должен содержать вредные или опасные концентрации газов или паров. Требования к качеству воздуха относятся как к исправному состоянию двигателя, так и при наличии в нем неисправности.
- анализ конструкции двигателя, его систем, деталей, узлов и агрегатов, неисправность которых может повлиять на величину загрязнения отбираемого воздуха;
- определение и использование наиболее критичных (информативных) режимов испытаний двигателя, приводящих к наибольшему загрязнению отбираемого воздуха;
Должен быть выполнен анализ с целью определения вероятности возникновения того или иного дефекта, который может повлиять на степень загрязнения отбираемого воздуха.
На практике наиболее характерные неисправности, приводящие к ухудшению качества воздуха, связаны с дефектами маслосистемы двигателя. В случае выявления в результате анализа иной причины ухудшения качества воздуха создатель двигателя разрабатывает специальную методику испытаний по определению концентрации токсичных продуктов в отбираемом от двигателя воздухе для системы кондиционирования кабин ВС, которую оформляют в установленном порядке.
Анализ конструкции двигателя, его систем, деталей, узлов и агрегатов проводят с целью выявления возможных неисправностей, которые могут повлиять на характеристики отбираемого от двигателя воздуха.
Анализ конструкции включает краткое описание двигателя и его основных элементов, а также описание систем, деталей, узлов и агрегатов, неисправность которых может повлиять на степень загрязнения отбираемого воздуха.
Должен быть составлен список пертинентных деталей двигателя. В этот список должны быть включены детали, отказ (повреждение, износ, нарушение целостности и др.) которых влияет на характеристики отбираемого от двигателя воздуха.
Должно быть показано, что элементы конструкции и оборудование, включенные в перечень пертинентных деталей, соответствуют заявленной конструкции. Соответствие заявленной конструкции определяется на основе анализа конструкторской и эксплуатационной документации.
В случае выявления отклонения от заявленной конструкции необходимо оценить влияние указанного отклонения на результаты испытаний.
5.3 Определение наиболее критичных (информативных) режимов испытаний двигателя в отношении загрязнения отбираемого воздуха
Испытания следует проводить при исправном состоянии и при наличии (или имитации) неисправности двигателя, влияющей на характеристики отбираемого воздуха.
Испытание с имитацией неисправности следует провести с имитацией наиболее влияющего характерного дефекта для установления степени возможного загрязнения воздуха.
- максимальный продолжительный режим работы двигателя. В случае отбора из двух мест с разным давлением воздуха - непосредственно перед переключением с отбора высокого давления на отбор низкого давления и непосредственно после переключения с отбора высокого давления на отбор низкого давления;
- взлетный режим работы двигателя и (если предусмотрен) режим, соответствующий условиям полета с одним неработающим двигателем.
Массовый расход отбираемого от двигателя воздуха устанавливается на уровне, необходимом для системы кондиционирования кабины летательного аппарата, в том числе (если предусмотрено) в условиях полета с одним неработающим двигателем.
При проведении стендовых испытаний двигателя с целью имитации неисправности должна быть выполнена оценка максимального расхода масла, которое может попасть в проточную часть двигателя и привести к увеличению концентрации токсичных продуктов в отбираемом от двигателя воздухе. Испытания по определению возможной концентрации токсичных продуктов в отбираемом воздухе при имитации неисправности двигателя должны быть проведены при подаче масла на вход двигателя с расходом согласно произведенной оценке.
Подача масла должна быть организована с учетом конструктивных особенностей двигателя; при этом должно обеспечиваться попадание максимального количества масла в газовоздушный тракт перед местом отбора воздуха для системы кондиционирования кабин ВС.
Программа и методика испытаний разрабатываются создателем двигателя на основе требований ТЗ, конструкторской документации с использованием, при необходимости, типовых программ, типовых (стандартизованных) методик испытаний и других НД в части организации и проведения испытаний с целью определения соответствия продукции ТЗ и требованиям действующих НД на разрабатываемый двигатель.
Программа и методика испытаний могут быть разработаны как единый документ или как отдельные самостоятельные документы.
В программу испытаний включают перечни конкретных проверок (решаемых задач, оценок), которые следует проводить при испытаниях для подтверждения выполнения требований НД к чистоте воздуха, отбираемого от ГТД для наддува и вентиляции кабин ВС.
В соответствии с программой, определяющей объем испытаний и режимы работы двигателей, методика устанавливает правила и порядок проведения отбора проб воздуха с целью их дальнейшего анализа в лаборатории.
Методика стендовых испытаний двигателя для определения содержания токсичных примесей в отбираемом от него воздухе, разработанная как самостоятельный документ, является составной частью (приложением) программы испытаний.
Программа и методика приемочных испытаний опытных образцов продукции должны, кроме того, содержать проверку качества рабочей конструкторской и эксплуатационной документации (включая проект технических условий для промышленного производства продукции) для принятия решения о пригодности документации в промышленном производстве.